СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные приемы работы с детьми с ЗПР, направленные на развитие речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств, так как в процессе занятий меняются учебная ситуация и мотивы речи. Дети то свободно высказывают свои мысли, то выполняют задания по картинке. Ребёнка необходимо ввести в роль увлекательного рассказчика, тогда речь его будет живой, эмоциональной. Нужно стремиться к настойчивому, целеустремлённому воспитанию у детей желания учиться, веры в себя. 

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные приемы работы с детьми с ЗПР, направленные на развитие речи»

Тема «Нетрадиционные приемы работы с детьми с ЗПР,

направленные на развитие речи»

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 5

Насырова Эльмира Бийтемировна

Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над словосочетанием, над предложением и связной речью – это основное содержание уроков по языку.

Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений лексики и грамматического строя, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности.

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств, так как в процессе занятий меняются учебная ситуация и мотивы речи. Дети то свободно высказывают свои мысли, то выполняют задания по картинке. Ребёнка необходимо ввести в роль увлекательного рассказчика, тогда речь его будет живой, эмоциональной. Нужно стремиться к настойчивому, целеустремлённому воспитанию у детей желания учиться, веры в себя.

(слайд 2) “Обучение должно быть радостным для каждого ученика”

(слайд 3) Учитывая особенности речевого развития детей класса, я решила вести работу в нескольких направлениях:

- работа над звукопроизношением;

- работа над развитием фонематического слуха;

- работа по обогащению словарного запаса детей;

- работа над развитием лексико-грамматического строя речи;

- работа над предложением и связной речью.

Хотелось бы подробнее остановиться на каждом из выбранных мною направлений и рассказать об используемых в моей работе методах и приёмах.

(слайд 4) Работа над звукопроизношением и развитием фонематического слуха.

Начиная с подготовительного периода обучения грамоте, я включала во все уроки артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику. Это занимало не более 3-5 минут. Дети с удовольствием выполняли упражнения (Описание упражнений смотри в Приложении №1). Особенно детям нравятся игры с пальчиками, требующие энергичных движений кистей рук и сопровождающиеся стихотворными строчками. (Описание игр смотри в Приложении №2).

(слайд 5) Развитие фонематического слуха я начала с простейших упражнений типа:

- “Подними карточку, если услышишь заданный звук”.

- “Подбери картинки, в названии которых есть заданный звук”.

- “Определи первый звук в слове”.

- “Чудо-дерево” - украсить дерево игрушками или картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

- “Подбери картинки, названия которых начинаются со звука И”.

- “Отгадай загадку и назови первый звук в отгадке”, загадки подбираются по определённой теме или связанные с изучаемой буквой.

- “Кто больше?” - детям предлагается сюжетная картинка, на которой изображены предметы с заданным звуком. После рассматривания картинки дети называют слова, в названии которых имеется заданный звук.

- “Цепочка” - ведущий называет слово. Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает своё слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают тоже самое, составляя цепочку слов.

Постепенно задания усложнялись:

- Определить местоположение звука в слове – в начале, в середине или в конце слова;

- Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой – в конце слова, в третий – в середине.

- Работа со звуковой линейкой. Учитель называет слово, а дети с помощью звуковой линейки определяют количество звуков в слове.

- “Угадай-ка” - нужно угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок

- Отгадай загадку и запиши отгадку-схему. Дети записывают отгадку в тетрадь по чтению разноцветными ручками: гласные – красным цветом, твёрдые согласные – синим цветом, мягкие согласные – зеленым цветом.

- Разучивание пословиц и скороговорок, которые очень нравятся детям.

Все задания на уроке выполняются коллективно. При разборе более сильные дети отвечают на сложные вопросы, слабым детям стараюсь давать более лёгкие вопросы, чтобы каждый ребёнок мог почувствовать свои силы и обрести уверенность.

(слайд 6) Работа по обогащению словарного запаса детей.

Для обогащения словарного запаса детей использую различные упражнения и дидактические игры, “Закончи предложения и назови слова-неприятели”, “Отгадай, что это за животные?”,“Какой? Какая? Какое? Какие?”“Что делает? Что делают?”, “Овощи, фрукты, ягоды”.(Описание игр смотри в Приложении №4).

В дальнейшей своей работе я учитывала возрастные нормативы речевого развития детей. Так, в активном словаре детей должны были присутствовать:

- существительные, обозначающие названия профессий;

- прилагательные, обозначающие признаки предметов;

- глаголы, обозначающие трудовые действия;

- наречия, характеризующие отношения людей к труду;

- слова, определяющие и называющие местоположение предмета (слева, справа, внизу, вверху, между, около, рядом), время суток;

- слова, характеризующие состояние и настроение людей;

- слова со сходным и обобщающим значением.

В младшем школьном возрасте расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, признаков, действий. Дети используют в речи синонимы, антонимы, употребляют разные части речи точно по смыслу.

В связной речи детей совершенствуется диалогическая и монологическая речь, закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Ребёнок должен самостоятельно, выразительно, без повторов передавать содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Также развивается умение составлять рассказы о предмете по плану, составленному взрослым или коллективно; составление небольших рассказов по картине, по серии сюжетных картинок, умение составлять рассказы небольшого объёма из личного опыта.

(слайд 7) Работа над развитием лексико-грамматического строя речи.

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями. Эти процессы чрезвычайно сложны, особенно для детей с нарушениями речи. Такие дети неправильно употребляют родовые, числовые, падежные окончания имён существительных, местоимений, прилагательных, допускают стойкие ошибки в согласовании глаголов с существительными и местоимениями, неправильно употребляют предложно-падежные конструкции.

Наличию аграмматизмов в устной речи детей нередко не придается особого значения еще и потому, что звукопроизношение у них может быть при этом вполне правильным, что и дает повод считать их речь “нормальной”. Такой ребенок в первом классе школы может прекрасно овладеть грамотой, то есть не допускать буквенных замен на письме и не искажать звуковую структуру слов. Иначе говоря, он вполне может овладеть фонетическим принципом письма, при котором написание полностью совпадает с произношением. В первом и втором классах такие дети могут быть даже отличниками.

Лишь после перехода ребенка в третий класс, когда возникает необходимость овладения морфологическим принципом письма, связанным с изучением грамматических правил, он сталкивается с непреодолимыми трудностями.

С первых дней учёбы в школе я стала вводить в уроки упражнения на развитие грамматического строя. В первую очередь я ввела упражнения на словообразование существительных, затем глаголов и прилагательных. (Описание упражнений смотри в Приложении №3).

Совершенствуя речь учащихся, большое внимание обращаю на такие факторы, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи.

(слайд 8) Работа над предложением и связной речью.

Совершенствованию, обогащению синтаксической стороны речи способствуют также игры-инсценировки, драматизации по мотивам народных сказок, художественных произведений, широкое использование загадок, толкование пословиц и поговорок, народных игр, и “ситуации письменной речи” - ребенок диктует свое сочинение, взрослый записывает его, и изготовление книжек, альбома детского творчества и т.д. Полезны также упражнения на распространение предложений, на согласование подлежащего с прилагательным, на постановку логического ударения, на составление предложения по слову, по структурной схеме.

Способствует развитию речи и непосредственное обучение чтению. Так как подготовка детей, пришедших в школу, различна, сразу ввожу дифференциацию с учётом индивидуального подхода к каждому ребёнку. Читающие дети получают тексты, напечатанные на карточках, например: прочитай загадку и отгадай её (отгадку можно нарисовать). Свободно читающие получают тексты. Читающие по слогам получают карточки, где напечатаны предложения, или отдельные листочки со словами, из которых нужно составить предложения. Эти дети работают с деформированными предложениями. Слабо читающие дети получают карточки со слогами. Ученики, которые затрудняются в слоговом чтении, нуждаются в индивидуальном подходе. С такими детьми работаю сама или привлекаю свободно читающих детей. Важно дать дифференцированное задание, но не менее важно проверить у всех выполненное задание. Все дети должны прочитать выполненное задание вслух всему классу. Всех детей нужно поощрить, отметить даже маленький успех в чтении.

(слайд 9) При работе над пересказом текстов придерживаюсь определённой последовательности:

а) пересказы простых и коротких текстов по серии сюжетных картинок с предварительной отработкой содержания каждой сюжетной картинки серии;

б) пересказы по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания каждой сюжетной картинки;

в) пересказы по сюжетной картинке с предварительной обработкой ее содержания по вопросам;

г) пересказы по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию:

д) пересказы без опоры на сюжетную картинку:

е) составление рассказа по серии сюжетных картинок после предварительной беседы по содержанию каждой сюжетной картинки;

ж) составление рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания;

з) составление рассказа по сюжетной картинке с предварительной беседой по ее содержанию;

и) составление рассказа по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию;

к) составление рассказа на заданную тему.

Говорить о завершении работы невозможно, так как процесс развития речи продолжается на протяжении всего обучения.



Хочу представить вашему вниманию некоторые упражнения и задания из уроков русского языка.

  1. «Корректурная проба». Цель: развивать устойчивость, сосредоточенность, объём, переключения и распределения внимания. Ребёнку предлагается работа с таблицей, в которой 20, строк по 20 букв в каждой.

Инструкция. По сигналу «Начинай!» зачёркивай все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «Стоп!» ставь вертикальную черту у буквы, у которой застал сигнал. Общая продолжительность работы 3 минуты.


  1. Развитие памяти «Пары слов». Медленно зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитываются только первые слова из каждой пары.

Инструкция. Во время зачитывания первого слова каждой пары старайся запомнить второе. Запиши пары слов, которые запомнил.

Пары слов: шум – вода мост – река

лес – медведь дичь – выстрел

час – время стол – обед

рубль – копейка дуб – жёлудь

рой – пчела гвоздь – доска

  1. «Исправь ошибки». Цель: развивать уровень устойчивости внимания. (5 минут)

Старые лебеди склонили горые шеи.

Зимой в саду расцвели яблони.

Внизу над ними расстилалась пустыня.

В ответ я киваю ему рукой.

Солнце выходило до верхушек деревьев и тряталось за ним.

Настоле лежала карта нашего города.

Самолёт сюда, чтобы помочь людям.

Скоро удалось мне на машине.


  1. «Блиц – опрос», тестирование, викторина;

Почему птицы осенью улетают на юг?

а) становится холодно;

б) земля покрывается снегом;

в) нет корма;

г) дни становятся короче.

Найди летние месяцы:

а) сентябрь, октябрь, ноябрь;

б) декабрь, январь, февраль;

в) июнь, июль, август;

г) март, апрель, май.

Что нужно обязательно сделать, выходя из дома?

а) посмотреться в зеркало;

б) взять вещи;

в) покормить домашних животных;

г) выключить электроприборы.

Какой день недели идёт вторым по счёту?

а) понедельник;

б) среда;

в) четверг;

г) вторник.

Какое животное самое крупное?

а) лев;

б) носорог;

в) слон;

г) тигр.


  1. «Морфологическая шарада». Повторяем состав слова.

Корень тот же, что и в слове сказка,

Суффикс тот же, что и в слове извозчик,

Приставка та же, что и в слове расход. (рассказчик)

Дети уже догадываются про следующее задание: будем составлять рассказ. А про кого сегодня будем рассказывать, надо узнать.

  1. «Узнай по описанию». Расширяют кругозор, любознательность. Читают, выделяют основные признаки, касающиеся данного предмета. Если затрудняются, показываю картинку – подсказку. Затем с помощью вопросов и ответов пробуют составить рассказ.

  2. «Составь рассказ по схеме». Итогом работы считается написанный рассказ про этот предмет.

  3. «Расшифруй пословицы и поговорки», ребусы. Для снятия напряжения и усталости применяю пословицы, поговорки, ребусы.

  4. Рефлексия. В конце каждого урока дети высказывают мнения о пройденном материале. Я узнал …, Я удивился …, Я задумался …, Я повторил …, Я научился …, Я запомнил ….