СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Невидимая сеть и невидимая пирамида

Нажмите, чтобы узнать подробности

НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА

 

Цели: формировать представление о сетях питания и об экологической пирамиде; воспитывать бережное отношение к природе.

О б о р у д о в а н и е: на доске рисунок, изображающий огромный дуб; картинки с изображением животных.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Ф р о н т а л ь н ы й   о п р о с:

– На какие группы делятся животные по способу питания?

– Что такое цепь питания?

– Приведите примеры цепей питания.

– Почему цепь питания начинается с растений?

– Кто занимает второе звено в цепи питания? Третье?

– Как хищники приспособились к добыванию пищи?

– Как приспособились животные защищаться от хищников?

II. Введение в тему урока.

Отгадать  з а г а д к у:

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей

Много-много желудей. (Дуб.)

Учитель вывешивает на доску картинку с изображением дуба.

– Сегодня на уроке вы узнаете, с кем дружит дуб, изучите экологические связи в дубовом лесу.

III. Изучение нового материала.

1. Б е с е д а  «Пищевая сеть дубового леса».

– Перед вами огромный дуб. Назовите части этого растения.

– Что может стать пищей для животных? (Древесина, листья, желуди.)

– Каких  животных  заинтересуют желуди? (Белки, кабаны, сойки, мыши.)

Учитель крепит на дуб изображения этих животных.

– Кто охотится на этих животных?

– Объедините их в цепь питания:

 

– Есть здесь животные, напрямую связанные с дубом? Назовите их.

– А как хищники связаны с дубом? (Косвенно.)

– Мы видим, что отдельные цепи питания переплетаются между собой. Образуется сеть питания, пищевая сеть.

– Что же произойдет, если дуб срубят?

Ч т е н и е   т е к с т а  (с. 100).

– Все лесные обитатели друг с другом связаны, кто напрямую, кто косвенно. Поэтому экологи говорят, что лес – это единое целое.

2. Э к о л о г и ч е с к а я   п и р а м и д а.

– Отгадайте  з а г а д к и:

1. В этот гладкий коробок

 Бронзового цвета

 Спрятан маленький дубок

 Будущего лета. (Желудь.)

2. Эта маленькая крошка

 Рада даже хлебной крошке,

 Потому что дотемна

 В норке прячется она. (Мышь.)

3. Всю ночь летает,

 Мышей добывает,

 А станет светло,

 Спать летит в дупло. (Сова.)

Учитель выставляет  н а   д о с к е   к а р т о ч к и:

 

– Какую игрушку напоминает полученная фигура? (Пирамиду.)

– И это не случайно. Если бы у нас были волшебные весы, и мы взвесили бы всех сов, мышей и все желуди, оказалось бы, что желуди намного тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее сов. Почему? Потому что желудей в лесу очень-очень много, мышей просто много, а  сов мало. Ведь одной большой сове надо для питания много-много мышей, а одной мышке множество желудей!

Получилась экологическая пирамида.

– Рассмотрите рисунок (с. 103).

IV. Закрепление.

Р а б о т а   в   г р у п п а х.

– Постройте схему сети питания и экологическую пирамиду для елового леса.

V. Итог урока.

– Что такое пищевая сеть?

– Что такое экологическая пирамида?

– Прочитайте вывод (с. 104).

? Домашнее задание: прочитать статью (с. 100–104); выполнить задание 2 (с. 104); 1-й ряд – читает о жуке-олене («Зеленые страницы», с. 112); 2-й ряд – о белках (с. 194); 3-й ряд – о кабанах (с. 200).

 

 

Просмотр содержимого документа
«Невидимая сеть и невидимая пирамида»

НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА



Цели: формировать представление о сетях питания и об экологической пирамиде; воспитывать бережное отношение к природе.

О б о р у д о в а н и е: на доске рисунок, изображающий огромный дуб; картинки с изображением животных.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Ф р о н т а л ь н ы й   о п р о с:

– На какие группы делятся животные по способу питания?

– Что такое цепь питания?

– Приведите примеры цепей питания.

– Почему цепь питания начинается с растений?

– Кто занимает второе звено в цепи питания? Третье?

– Как хищники приспособились к добыванию пищи?

– Как приспособились животные защищаться от хищников?

II. Введение в тему урока.

Отгадать  з а г а д к у:

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей

Много-много желудей. (Дуб.)

Учитель вывешивает на доску картинку с изображением дуба.

– Сегодня на уроке вы узнаете, с кем дружит дуб, изучите экологические связи в дубовом лесу.

III. Изучение нового материала.

1. Б е с е д а  «Пищевая сеть дубового леса».

– Перед вами огромный дуб. Назовите части этого растения.

– Что может стать пищей для животных? (Древесина, листья, желуди.)

– Каких  животных  заинтересуют желуди? (Белки, кабаны, сойки, мыши.)

Учитель крепит на дуб изображения этих животных.

– Кто охотится на этих животных?

– Объедините их в цепь питания:



– Есть здесь животные, напрямую связанные с дубом? Назовите их.

– А как хищники связаны с дубом? (Косвенно.)

– Мы видим, что отдельные цепи питания переплетаются между собой. Образуется сеть питания, пищевая сеть.

– Что же произойдет, если дуб срубят?

Ч т е н и е   т е к с т а  (с. 100).

– Все лесные обитатели друг с другом связаны, кто напрямую, кто косвенно. Поэтому экологи говорят, что лес – это единое целое.

2. Э к о л о г и ч е с к а я   п и р а м и д а.

– Отгадайте  з а г а д к и:

1. В этот гладкий коробок

 Бронзового цвета

 Спрятан маленький дубок

 Будущего лета. (Желудь.)

2. Эта маленькая крошка

 Рада даже хлебной крошке,

 Потому что дотемна

 В норке прячется она. (Мышь.)

3. Всю ночь летает,

 Мышей добывает,

 А станет светло,

 Спать летит в дупло. (Сова.)

Учитель выставляет  н а   д о с к е   к а р т о ч к и:



– Какую игрушку напоминает полученная фигура? (Пирамиду.)

– И это не случайно. Если бы у нас были волшебные весы, и мы взвесили бы всех сов, мышей и все желуди, оказалось бы, что желуди намного тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее сов. Почему? Потому что желудей в лесу очень-очень много, мышей просто много, а  сов мало. Ведь одной большой сове надо для питания много-много мышей, а одной мышке множество желудей!

Получилась экологическая пирамида.

– Рассмотрите рисунок (с. 103).

IV. Закрепление.

Р а б о т а   в   г р у п п а х.

– Постройте схему сети питания и экологическую пирамиду для елового леса.

V. Итог урока.

– Что такое пищевая сеть?

– Что такое экологическая пирамида?

– Прочитайте вывод (с. 104).

? Домашнее задание: прочитать статью (с. 100–104); выполнить задание 2 (с. 104); 1-й ряд – читает о жуке-олене («Зеленые страницы», с. 112); 2-й ряд – о белках (с. 194); 3-й ряд – о кабанах (с. 200).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!