НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА
Цели: формировать представление о сетях питания и об экологической пирамиде; воспитывать бережное отношение к природе.
О б о р у д о в а н и е: на доске рисунок, изображающий огромный дуб; картинки с изображением животных.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:
– На какие группы делятся животные по способу питания?
– Что такое цепь питания?
– Приведите примеры цепей питания.
– Почему цепь питания начинается с растений?
– Кто занимает второе звено в цепи питания? Третье?
– Как хищники приспособились к добыванию пищи?
– Как приспособились животные защищаться от хищников?
II. Введение в тему урока.
Отгадать з а г а д к у:
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Много-много желудей. (Дуб.)
Учитель вывешивает на доску картинку с изображением дуба.
– Сегодня на уроке вы узнаете, с кем дружит дуб, изучите экологические связи в дубовом лесу.
III. Изучение нового материала.
1. Б е с е д а «Пищевая сеть дубового леса».
– Перед вами огромный дуб. Назовите части этого растения.
– Что может стать пищей для животных? (Древесина, листья, желуди.)
– Каких животных заинтересуют желуди? (Белки, кабаны, сойки, мыши.)
Учитель крепит на дуб изображения этих животных.
– Кто охотится на этих животных?
– Объедините их в цепь питания:
– Есть здесь животные, напрямую связанные с дубом? Назовите их.
– А как хищники связаны с дубом? (Косвенно.)
– Мы видим, что отдельные цепи питания переплетаются между собой. Образуется сеть питания, пищевая сеть.
– Что же произойдет, если дуб срубят?
Ч т е н и е т е к с т а (с. 100).
– Все лесные обитатели друг с другом связаны, кто напрямую, кто косвенно. Поэтому экологи говорят, что лес – это единое целое.
2. Э к о л о г и ч е с к а я п и р а м и д а.
– Отгадайте з а г а д к и:
1. В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Желудь.)
2. Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (Мышь.)
3. Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Сова.)
Учитель выставляет н а д о с к е к а р т о ч к и:
– Какую игрушку напоминает полученная фигура? (Пирамиду.)
– И это не случайно. Если бы у нас были волшебные весы, и мы взвесили бы всех сов, мышей и все желуди, оказалось бы, что желуди намного тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее сов. Почему? Потому что желудей в лесу очень-очень много, мышей просто много, а сов мало. Ведь одной большой сове надо для питания много-много мышей, а одной мышке множество желудей!
Получилась экологическая пирамида.
– Рассмотрите рисунок (с. 103).
IV. Закрепление.
Р а б о т а в г р у п п а х.
– Постройте схему сети питания и экологическую пирамиду для елового леса.
V. Итог урока.
– Что такое пищевая сеть?
– Что такое экологическая пирамида?
– Прочитайте вывод (с. 104).
? Домашнее задание: прочитать статью (с. 100–104); выполнить задание 2 (с. 104); 1-й ряд – читает о жуке-олене («Зеленые страницы», с. 112); 2-й ряд – о белках (с. 194); 3-й ряд – о кабанах (с. 200).
Просмотр содержимого документа
«Невидимая сеть и невидимая пирамида»
НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА
Цели: формировать представление о сетях питания и об экологической пирамиде; воспитывать бережное отношение к природе.
О б о р у д о в а н и е: на доске рисунок, изображающий огромный дуб; картинки с изображением животных.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:
– На какие группы делятся животные по способу питания?
– Что такое цепь питания?
– Приведите примеры цепей питания.
– Почему цепь питания начинается с растений?
– Кто занимает второе звено в цепи питания? Третье?
– Как хищники приспособились к добыванию пищи?
– Как приспособились животные защищаться от хищников?
II. Введение в тему урока.
Отгадать з а г а д к у:
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Много-много желудей. (Дуб.)
Учитель вывешивает на доску картинку с изображением дуба.
– Сегодня на уроке вы узнаете, с кем дружит дуб, изучите экологические связи в дубовом лесу.
III. Изучение нового материала.
1. Б е с е д а «Пищевая сеть дубового леса».
– Перед вами огромный дуб. Назовите части этого растения.
– Что может стать пищей для животных? (Древесина, листья, желуди.)
– Каких животных заинтересуют желуди? (Белки, кабаны, сойки, мыши.)
Учитель крепит на дуб изображения этих животных.
– Кто охотится на этих животных?
– Объедините их в цепь питания:
– Есть здесь животные, напрямую связанные с дубом? Назовите их.
– А как хищники связаны с дубом? (Косвенно.)
– Мы видим, что отдельные цепи питания переплетаются между собой. Образуется сеть питания, пищевая сеть.
– Что же произойдет, если дуб срубят?
Ч т е н и е т е к с т а (с. 100).
– Все лесные обитатели друг с другом связаны, кто напрямую, кто косвенно. Поэтому экологи говорят, что лес – это единое целое.
2. Э к о л о г и ч е с к а я п и р а м и д а.
– Отгадайте з а г а д к и:
1. В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Желудь.)
2. Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (Мышь.)
3. Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Сова.)
Учитель выставляет н а д о с к е к а р т о ч к и:
– Какую игрушку напоминает полученная фигура? (Пирамиду.)
– И это не случайно. Если бы у нас были волшебные весы, и мы взвесили бы всех сов, мышей и все желуди, оказалось бы, что желуди намного тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее сов. Почему? Потому что желудей в лесу очень-очень много, мышей просто много, а сов мало. Ведь одной большой сове надо для питания много-много мышей, а одной мышке множество желудей!
Получилась экологическая пирамида.
– Рассмотрите рисунок (с. 103).
IV. Закрепление.
Р а б о т а в г р у п п а х.
– Постройте схему сети питания и экологическую пирамиду для елового леса.
V. Итог урока.
– Что такое пищевая сеть?
– Что такое экологическая пирамида?
– Прочитайте вывод (с. 104).
? Домашнее задание: прочитать статью (с. 100–104); выполнить задание 2 (с. 104); 1-й ряд – читает о жуке-олене («Зеленые страницы», с. 112); 2-й ряд – о белках (с. 194); 3-й ряд – о кабанах (с. 200).