Сергей Есенин. Жизнь и творчество.
Всю душу выплещу в слова…
С.Есенин
Тип урока: комбинированный урок.
Цели:
1) образовательная
обобщить знания учащихся о жизни и творчестве С.А.Есенина
познакомить учащихся со своеобразием поэтического мира Есенина;
выяснить, почему Сергея Есенина называют национальным поэтом.
2) развивающая
совершенствование навыков анализа художественного произведения;
развитие навыков выразительного чтения;
развитие творческих способностей.
3) воспитательная
воспитание внимательного читателя, любви к языку и литературе, к Родине и природе;
воспитание чуткости, восприимчивости к окружающему миру;
воспитание интереса к чтению произведений С.А. Есенина;
Методы обучения:
Оборудование:
1) Презентация “Основные моменты жизни и творчества С.А. Есенина”.
2) Классическая музыка: Бетховен. Соната №14 «Лунная», романс «Отговорила роща золотая».
3) Портрет, фотографии, сборники произведений С.А. Есенина.
Словарь урока:
Радуница- день поминовения усопших
Риза – одеяние священника или оклад на иконе
Имажинизм – (от франц. имаж- образ) литературное течение, пропагандирующее культ художественного образа в ущерб содержанию произведения.
Ход урока
Организационный момент.
1.Звучит классическая музыка, на экране тема урока, портрет Есенина С.А. эпиграф урока.
Работа с эпиграфом: Всю душу выплещу в слова… С.Есенин
У Нодара Думбадзе есть одна, идущая в разрез с нашими представлениями мысль. Он говорит, что душа человека во стократ тяжелее его тела. Она настолько тяжела, что один человек не в силах нести её. И поэтому мы, люди, пока живы, должны стараться помочь друг другу, стараться обессмертить души друг друга. Сегодня мы начинаем изучать творчество С. Есенина великого русского поэта, познакомится с основными этапами его творчества, с основными мотивами его лирики. В поэзии Есенина – его душа. Изучая его творчество, мы вносим с вами маленькую лепту в бессмертие его души. Заглянем в поэтический мир поэта, а также попытаемся найти ответ на вопрос: В чем величие поэта и исключительность его дарования?
Основная часть урока.
Слово учителя.
Сергея Александровича Есенина представлять, кажется, не надо — это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком». Говорить о творческом пути поэта, не опираясь на основные моменты его биографии невозможно, поэтому мы воспользуемся теми знаниями о нём, которые вы получили самостоятельно, изучая биографию С.Есенина.
Есенин — единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел! Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Сам поэт писал: «Чувство родины — основное в моем творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» (читаем его) рисуется образ родины-рая.
Чтение стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная»
- Какой предстает Россия в этом стихотворении?
2. Как же сложилась жизнь поэта, он рассказывает сам в очерке «О себе». (Подготовившийся ученик читает сообщение.)
Виктория Германова
С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. «Береза» - первое напечатанное стихотворение С. Есенина. С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.
С августа 1912 г. живет в Москве, работает в лавке, потом в типографии Сытина. Учился на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. Шанявского, не закончил. В конце 1913 года сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком, избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро».
В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Осенью 1915 г. он входит в литературную группу «Краса» и литературно-художественное общество «Страда».
В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница», в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910-1915 годах. Есенин позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метаморфизм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.
В 1915-1916 гг. у гармоничного лирического героя Есенина появился мятежный двойник, «грешник», «бродяга и вор», а Россия стала уже не только страной кроткого Спаса, но и мятежников. В этот период Есенин испытал на себе влияние идеолога скифства Р.В. Иванова-Разумника. Он становится участником сборников «Скифы» (1917, 1918). Разделявшие взгляды эсеров, «скиф» Иванов и поэт-старообрядец Клюев способствовали тому, что Есенин объединил понятие крестьянского рая с революционной идеей. Идеи этого периода нашли отражения в поэмах 1916-1918 гг.: «Товарищ», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония» и др.
В первой половине 1916 г. С.А. Есенин призывается в армию, благодаря друзьям получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества. Вместе с Клюевым дают концерты. В день своих именин Есенин получил от великой княгини Елизаветы Федоровны икону Сергия Радонежского.
Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник «Голубень». Уже отчетливей проступают приметы другой, каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапива» (1916), «Синее небо, цветная дуга» (1916). Меняется герой есенинской лирики: он то «нежный отрок», «смиренный инок», то «разбойник с кистенем» («Наша вера не погасла» (1915), «Разбойник» (1915), «Устал я жить в родном краю» (1916). Эта же двойственность определяет и образ «нежного хулигана» в стихах Есенина периода «Москвы кабацкой» (1924).
События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоценки всех ценностей. И Февральскую, и Октябрьскую революции он принял по-скифски, как крестьянские и христианские по содержанию. Есенин сближается с эсерами (сборник «Звездный бык» напечатан в поезде Троцкого, в его типографии).
Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву, где выходит сборник «Голубень», вобравший в себя стихи 1916-1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918). В 1919 Есенин - один из идеологов имажинизма: вышла книга «Ключи Марии», в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918-1919 годах. Имажинисты организуют издательство «Московская Трудовая Артель Художников Слова», открывают кафе «Стойло Пегаса», свое издательство и свою книжную лавку.
Женившись на американской танцовщице Айседоре Дункан, с мая 1922 до августа 1923 года Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии., Франции, Италии, США. Из заграничной поездки он привез сборник «Москва кабацкая», который был издан в 1924 году. Впечатления о путешествии по Европе и США отразились в прозаическом опыте Есенина «Железный Миргород»
В статье «Быт и искусство» (1921) С.А, Есенин отвергал принцип национального искусства, принцип поэтического диссонанса. Таким образом, в русской поэзии сложились две версии имажинизма. Революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая. Поэт пережил крах своих революционных иллюзий. «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу, что не к февральской и не к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь». Вместе с Волошиным, Клычковым, Пильняком, А. Толстым, Мандельштамом и другими Есенин подписал письмо в отдел печати ЦК РКП(б) в защиту гонимых большевистской идеологией писателей.
Поэзия С.А. Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...» и др.). Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня - это «Русь уходящая». Об этом свидетельствует его поэма «Сорокоуст» (1920), сборники стихотворений «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925), написанные на Кавказе и связанные с именем Шаганэ Тальян.
В ноябре 1925 года поэт закончил автобиографическую, исповедальную поэму «Черный человек», которая оказалась последней в ряду написанных им поэм, а среди них были такие значительные, как «Пугачев» (1921), «Страна негодяев» (1922-1923), «Песнь о великом походе» (1924), «Анна Снегина» (1925). Некоторое время Есенин находился в бакинской больнице водников с подозрением на воспаление легких (окончательный диагноз - туберкулез).
Жизнь С.А. Есенина трагически оборвалась в Петрограде, в гостинице «Англетер» при невыясненных обстоятельствах. Поэта нашли повешенным. После гибели Есенина начался период официального забвения его творчества. В 1927 году появилась статья Бухарина «Злые заметки». Творчество поэта было признано мелкобуржуазным, кулацким, не соответствующим великой эпохе. Статья на много лет стала идеологической основой для литературоведческих работ и учебников.
А стихи его знала, читала и пела вся Россия.
3. Устная народная поэзия и впечатления об окружающем мире – источники творчества Есенина. Любовь к фольклору, знатоком и собирателем которого он был, поэт пронес через всю свою короткую жизнь. «Приезжая в деревню, Сергей очень любил слушать, как пела мать, а мы с сестрой ей подпевали, а то и сам запоет с нами,» - вспоминает младшая сестра поэта – Шура.
Чтение стихотворений «Хороша была Танюша», «Заиграй, сыграй, тальяночка».
Эти и многие другие стихи напоминают нам народную песню, частушку. Родимый голос тальянки слышится поэту и в завывании метели, и в зеленом шуме весны.
4. Есенин ощущал себя частицей природы; всегда воспринимал ее чутким сердцем русского человека. Природа в его стихах всегда живой субъект, она дышит, чувствует, живет. («Спит черемуха в белой накидке», «Словно белою косынкой, подвязалася сосна», «Отговорила роща золотая березовым веселым языком»)
Чтение стихотворений «Нивы сжаты», «Туча кружево в роще связала».
- Отметьте строчки, которые показывают, что природа очеловечена? Как называется такой прием? ( Запись в тетрадях определения «олицетворения»)
По ритмике стихи Есенина очень близки русским народным песням. Они очень напевны, мелодичны. И неслучайно на музыку положены многие стихотворения поэта: «Клен ты мой опавший», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая» и другие.
Прослушивание романса «Отговорила роща золотая».
5. О животных, о братьях наших меньших, поэт рассказывал с неизменной нежностью. С животными Есенина роднило ему самому свойственное простодушие и незащищенность. Отражение своеобразных взглядов на мир животных можно найти во многих его стихотворениях: «Корова», «Песнь о собаке» и другие. В этих стихах Есенин признается: «Для зверей приятель я хороший», «Каждый стих мой душу зверя лечит». Есть у Есенина стихотворение – «Собаке Качалова». Придя в гости к великому артисту, поэт сразу же подружился с его собакой Джимом. Вот как об этом вспоминает сам артист Василий Иванович Качалов: «Я отыграл спектакль, прихожу домой… Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима… Тогда Джиму было всего 4 месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо… Через несколько дней Есенин вручил стихи, посвященные Джиму.»
Чтение стихотворения «Собаке Качалова».
6. Время Есенина – время крутых перемен, поворотов в истории России. Оно отмечено пожарами мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни 1917 года, и октябрьским залпом «Авроры». Поэт пытался разобраться в происходящем. Ему до боли в сердце было жаль разрушенную гражданской войной страну, ее русские деревни.
Чтение стихотворения «Россия! Сердцу милый край!»
- Меняется ли образ Родины? Чем объясняется новое авторское видение?
7. Стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В этих стихах Есенин достигает необычайного совершенства в передаче чувств. Есть здесь и чувства безграничной грусти об ушедшей юности, о несостоявшейся, несбывшейся любви, есть романтическая мечта, греза о несбыточно прекрасном. Тема любви в творчестве Есенина представлена двумя циклами стихов «Любовь хулигана» и «Персидские мотивы». Любовь для поэта – это жизнь, а жизнь – это любовь. Пусть любовь приносит измены, слезы, муки – и все равно пусть будет любовь.
Чтение стихотворений «Я помню, любимая, помню», «Ты ушла и ко мне не вернешься».
- Каким настроением проникнуты стихотворения? Меняется ли восприятие любви есенинским героем в поздний период творчества?
8. Одинок и непрекаен был Есенин в последние месяцы перед гибелью. Все это осложнилось физическим нездоровьем поэта. Ослабленный болезнью, издерганный, поэт не выдержал очередного приступа депрессии, и в Ленинграде, в гостинице «Англетер», ночью 28 декабря 1925 года трагически оборвалась жизнь поэта.
Проходит время, но лирика Сергея Есенина не теряет своей притягательной прелести, не тускнеют ее мотивы и образы, ибо никогда не может увять живое древо России… И заветом всем честным людям звучат его строки:
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
3. Итог урока.
- Итак, ребята, вы согласны с тем, что Сергей Есенин – национальный поэт?
(Обсуждение)
Один профессор филологических наук – А. Поликанов писал: «Сергей Есенин – поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей прекрасной внешности: чарующую синеву очей – у голубых озер и бездонных небес, мягкие кудри – у крон родных берез, золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины глубокую и необъятную душу ее («душа моя – поле безбрежное»).
Есенина нельзя читать просто так, его нельзя «проходить». Он приходит к нам, когда мы вспоминаем о своей душе, об отчем доме, о своей тоске по единственному призванию – призванию любить.
Чтение стихотворения Владимира Макарова «Голос Есенина»
То отчетливей голос, то глуше –
Ясно все ж по прошествии лет,
Как читал монолог Хлопуши
Самый нежный российский поэт.
Необуздан, как все бунтари,
Сразу, с ходу – гулом заката!
Словно видел он в цвете заката
Свет грядущей новой зари.
Вот тебе и певец берез,
Русокудрый, задумчиво-нежный!
В этом голосе – радость, злость,
Торжество, печаль и надежда.
Он Россиею был заквашен.
Он о ней пел открыто, всласть.
… В Шукшине, современнике нашем,
Бунтовала подобная страсть…
Лишь такие, кто чувства не прячут,
Силой духа судьбу творят…
И по мертвым, по ним, - одни плачут,
А другие – и мертвым, им – мстят.
4. Домашнее задание.
Составить словарик «золотых» слов Есенина. Прочитать стихотворения о Родине. Одно стихотворение выучить наизусть.
5. Рефлексия.
- Ребята, у вас на столах лежат чистые листочки, ответьте, пожалуйста, на данные вопросы.
1. Доволен ли ты уроком?
2. Было ли тебе на уроке интересно?
3. Что больше всего понравилось на уроке?
4. Что ты узнал нового?
5. Что больше всего тебя заволновало на уроке?
Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.