Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»
XIX школьная научно-практическая конференция учащихся
Никнейм - второе имя в виртуальной жизни школьников.
Доклад
(исследовательская работа)
Автор – Романова Арина,
ученица 5 класса Б
Консультант – Кузьмич
Юлия Александровна,
учитель английского языка
МАОУ СОШ № 18
Магадан - 2019 г.
Содержание
Введение...........................................................................................3
1. Теоретическая основа исследования......................................4
1.1. Понятие "никнейм"................................................................4
1.2. Классификация никнеймов...................................................5
2. Практическая основа исследования.......................................7
2.1. Анализ никнеймов учащихся МАОУ "СОШ №18".........7
2.2. Причины выбора никнеймов учащимися
МАОУ "СОШ №18"......................................................................9
Заключение....................................................................................11
Список использованной литературы.......................................12
Приложение...................................................................................13
Введение.
Для каждого человека очень большое значение имеет его имя, то, как его называют. Имя дается человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В какой-то период жизни человеку кроме имени дается прозвище. В отличие от имени, прозвище отражает реальные свойства и качества человека. Но кроме имён и прозвищ, у человека бывают псевдонимы, выдуманные им самим. Такие псевдонимы являются неотъемлемой частью виртуальной жизни, которая охватила нынешнее поколение. Чтобы пользоваться различными возможностями Интернета, необходимо придумать "никнейм" - свое виртуальное имя. Кто же скрывается за этими сетевыми именами? От чего зависит выбор никнеймов пользователями Интернета, особенно школьниками? Именно эти вопросы я пыталась рассматривать в данной работе.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время никнеймы (сетевые имена) широко распространены не только среди школьников, но и среди взрослых, однако их происхождение, особенности мало изучены;
Объект нашего исследования является Интернет, виртуальное пространство.
Предмет исследования – сетевые имена.
Цель нашего исследования: выяснить причины выбора школьниками никнеймов в Интернете и доказать, что каждое сетевое имя может рассказать о характере человека, если узнать о причинах выбора им своего ника.
Задачи исследования:
Изучить литературу и интернет-ресурсы по выбранному вопросу и определить понятие "никнейм".
Провести анкетирование среди учащихся 5-6 классов с целью выявления причин выбора ими никнеймов в Интернете.
Проанализировать проведённое исследование.
Доказать, что выдуманное сетевое имя не столько скрывает, сколько рассказывает о характере человека.
Гипотеза: в виртуальной жизни человек использует никнейм, как код. И если его "расшифровать", он многое расскажет о характере и увлечениях своего владельца
В своей работе мы использовали следующие методы::
- анкетирование;
- наблюдение;
- изучение литературных источников, интернет-ресурсов.
1.Теоретическая основа исследования.
1.1 Понятие "никнейм".
Что же такое никнейм? В толковом словаре русского языка XXI века это слово определяется как "псевдоним, прозвище, главным образом уникальное имя пользователя сетевого ресурса". В англо-русском словаре Владимира Карловича Мюллера понятие nickname означает "прозвище, кличка, псевдоним". Таким образом, ник – это «лицо» человека в Интернете, и оно намного важнее имени и фамилии в реальной жизни. А если это сетевое имя со временем не понравится, то можно придумать другое. Ник – это одновременно и личное, и публичное имя, и оно должно привлекать внимание других пользователей Интернета.
Выбор оригинального никнейма - одно из основных правил сетевого поведения. Общаясь в интернет-пространстве, мы не знаем ни внешность собеседника, ни характер, а только его сетевое имя. В отличие от фамилии, имени и отчества, которое может совпадать у разных людей, никнейм можно придумать себе уникальный. Он может отражать состояние и отношение человека к жизни.
Чаще всего никнеймы образованы от собственного имени и фамилии, или от имени мифических персонажей, героев, предметов или животных. Но одни никнеймы получаются смешными, а другие серьезными, приятными и не очень. Некоторые понятны любому человеку, другие - лишь определённой группе ребят. Чтобы понять от чего зависит выбор того или иного ника среди моих сверстников, мы решили провести анкетирование и проанализировать никнеймы учащихся 5-6 классов нашей школы.
1.2. Классификация никнеймов.
Многие люди обычно используют в качестве ника для общения в сети своё настоящее имя в уменьшительно-ласкательной форме или же прибавляют дату рождения. Также выбор ника связан со сходством с животным или именем популярных киногероев. У многих никнейм для общения в Интернете довольно часто переходит в реальную жизнь в качестве прозвища, которое известно многим знакомым и используется не меньше, чем настоящее имя.
Можно выделить несколько наиболее распространённых категорий ников в Сети:
1. Полные. Обычно просто имя, реже имя и фамилия, еще реже имя и отчество, совсем редко полное ФИО. Подобными никами пользуются люди, которым свое имя нравится и нравится то, как оно звучит.
2. Уменьшительно-ласкательные. Может быть имя с уменьшительным суффиксом. Такие ласкательные ники обычно выбирают себе ранимые личности, эмоциональные.
3. С заменой символов. Это обыкновенные имена, где некоторые символы заменены. В них определенные звуки или буквы заменены цифрами, собачкой, заглавными буквами. Хозяева таких ников не любят витать в облаках и имеют дело с реальным повседневным бытом, но показывают свою креативность через символы.
4. Никнеймы, связанные с названиями животных и растений. Такие ники достаточно ярко выражают качества и склонности человека. Если у человека ник Кактус, то скорее всего, он достаточно замкнутый, не общительный, даже грубоватый, колючий как кактус.
5. Никнеймы, связанные с профессиями. Это ники, обозначают какие-то профессии или определенные виды деятельности. Такой ник, как правило, указывает на сильную увлеченность предметом или объектом своей деятельности.
6. Никнеймы, связанные с именами героев, музыкантов, актеров. Хозяева с никами имен героев фильмов, мультфильмов, литературных произведений, киноактеров, спортсменов пытаются быть похожими на этих героев. Причиной выбора героя является определенное сходство с героем. Например, внешнее или психологическое. Но главное заключается в том, что пользователь сравнивает себя со своим героем, старается играть его роль в интернете и перенимает повадки поведения своего героя.
7. Самооценки. Эти ники, скорее, выражают отличное чувство юмора, фантазию и воображение. Только человек, который умеет посмеяться над собой и своими недостатками, может взять себе такой ник. Следовательно, никнейм отражает ту черту характера, внешности, которой не хватает хозяину псевдонима.
2. Практическая основа исследования.
2.1. Анализ никнеймов учащихся МАОУ "СОШ №18".
Исследуя данные вопросы, мы провели анкетирование среди учащихся 5-6 классов школы №18 г. Магадана (Приложение №1). В нём приняли участие 37 человек. Все участники активно используют никнеймы для общения в сети. Мы исследовали их никнеймы в социальной сети Instagram и VKontakte.
Настоящими именами и фамилиями в Интернете пользуются 17 человек из опрошенных: kostina.lisa2006, slavadunin, maxim35, viktoriia, kirill, lina, anastasiya20076, stolyarenko_dima,_serebrennikova_a_, alekseifomkin_, shevchenkostepan, ilona_6085_ilo, mariasemizonova, daria.bui, dashasadovnik, anjelika_magadan, Uliana.
Действительно, это те учащиеся, которые ведут себя в виртуальной жизни почти также, как и в реальной. Такие пользователи являются самыми надежными, они много знают, много читают, многое готовы рассказать и многому могут научить.
Ник с уменьшительно-ласкательным суффиксом выбрали трое учащихся из опрошенных: Виталина - vitochka321, Вероника - nikysichka, Андрей - _andreyKa. Эти ребята, действительно, являются сентиментальными, ранимыми, иногда ведут себя как маленькие, застенчивы во многих коллективных школьных делах.
Ников с заменой символов выбрали четверо человек, про которых можно сказать, что их мечты и творческие фантазии четко связаны с приземленным миром. В Интернете они ведут себя практически так же, как и в реальном: @kseni_908, ni__ta, tim7275, 1k_k.
Ник у Киселевой Анастасии связан с названием героя мультфильма: cheburashka, ученика 5Б класса Ведерникова Вадима - с компьютерной игрой: nightdragon1382. Также ученик с 6Б класса имеет ник pokimon476. Данные ники явно отражают качества личности этих школьников. Например: Анастасия такая же милая, добрая девочка с выразительными глазами. У нее много подружек, с ней легко найти общий язык, она всегда находится там, где происходит какая-то активность.
Вадим, имеющий ник "ночной дракон", малоактивен днем, когда нужно проявлять свои знания, навыки и умения в школе. Зато в вечернее время он активизируется, ведет оживленную переписку, готов помочь всем, кто испытывает трудности, связанные с компьютером. Внешний вид также напоминает дракона: тяжеловесный, громоздкий, где-то неповоротливый. Но несмотря на это, Вадим всегда находит себе друзей, с которыми имеет много общих интересов.
Дмитрий с ником "покемон" по характеру спокойный, уравновешенный мальчик, всегда улыбается при встрече, молчаливый, но добросовестно выполняющий поручения учителей и своих товарищей.
Ник у Антоновой Ксении venegretic_809 связан с едой. Можно сказать, что Ксения является такой же популярной среди одноклассниц, как и сам салат винегрет среди россиян. Даже ее волосы выкрашены в такой розоватый цвет. Ксения непредсказуема, весела, общительна, быстро освоилась в новом классе, завела друзей. На сегодняшний день и не скажешь, что в начале учебного года Ксюша была "новенькой" в 5Б классе.
Мой собственный ник I_m_chamomile, что в переводе с английского означает: ромашка. Мой ник связан с фамилией Романова. Считаю себя эмоциональной, талантливой и общительной девочкой.
Ник у моего одноклассника Ильи _gonegludd, связан со знаменитым среди подростков певцом. Сам Илья артистичен, умен, талантлив, хорошо поет.
Меня больше всего заинтересовали ники, выражающие эмоциональное состояние человека. Например: killed_your_love, zero1990, a_black_girl, vm_nukto, family_095. Пятиклассник Богдан с ником zero1990, что означает "ноль", имеет статус "ничего не знаю". А ведь, действительно, обучение в школе вызывает у Богдана большие трудности. Он не участвует в школьной жизни класса, не посещает внеклассные мероприятия, а на уроках постоянно получает замечания от учителей. Ученица 5А с ником family_095, что означает "семья", груба и резка с одноклассниками и учителями, всегда враждебно настроена, не воспринимает критику в свой адрес. Явно ей не хватает внимания, доброго отношения, отзывчивости и вежливости, как в семье. Такие ники указывают на необходимость эмоциональной поддержки человека.
Результаты нашего исследования таковы, что 46% пользователей опрошенных имеют в качестве ника свои реальные имена и фамилии, 8% составляют уменьшительно-ласкательные категории сетевых имен, 11% учеников пользуются никнеймами, связанными с кумирами, а 35% - это ники, выражающие эмоциональное состояние, названия животных, растений (Приложение 2).
2.2. Причины выбора никнеймов учащимися МАОУ "СОШ №18".
Но каковы же причины выбора того или иного никнейма? Чтобы ответить на этот вопрос, нами был проведет социологический опрос среди анкетируемых школьников 5 - 6 классов (Приложение 3). Учащимся были заданы следующие вопросы:
1) Что такое никнейм?
2) Пользуешься ли ты никнеймом в сети Интернет?
3) С какой целью ты используешь никнейм?
На первый вопрос были получены такие ответы как: прозвище – 22 человека, вымышленное (несуществующее) имя – 5 человек, сетевой псевдоним – 10 человек.
На второй вопрос ответили так: да – 37 человек, нет – 14 человек.
На третий вопрос мы получили следующие результаты: хотели выделиться – 7 человек (16,1%), легче запомнить – 4 человека (12,9%), друзья так называют – 17 человек (48,4%), не нравиться свое имя – 9 человек (22,6%).
Таким образом, мы выяснили, что практически все школьники из параллели 5-ых - 6-ых классов пользуются социальными сетями и имеют никнеймы, своего рода прозвища. Оказалось, что большинство опрошенных школьников используют свои настоящие имена и фамилии, как называют их друзья. Лишь немногие ребята хотят выделиться посредством своих ников, восемь человек недолюбливают свое имя, поэтому связывают ники с героями фильмов, с животными, растениями, известными людьми. Это значит, что среди нас больше таких людей, которые любят своё имя, осознают свою значимость. На мой взгляд, это самое главное – не потерять себя и своё лицо в виртуальном мире и остаться человеком.
Заключение.
Анализируя результаты проведенного анкетирования и причины выбора никнеймов, я пришла к некоторым выводам. Среди учащихся 5-ых - 6-ых классов нашей школы самым распространённым способом выбора сетевого имени является сохранение полного личного имени и фамилии, что объясняется желанием ребят быть узнаваемыми и на просторах всемирной сети, а также тем, что для большинства школьников Интернет – это средство виртуального общения, в том числе с теми, кто входит в круг их общения и в реальной жизни.
Выбор никнейма зависит от пола пользователя сети Интернет: девочки гораздо чаще используют в качестве ника свои личные имена и фамилии и их производные. Мальчики выбирают в качестве сетевых имен слова и фразы, которые кажутся пользователю интересными либо отражают их интересы и предпочтения.
Выбор никнейма зависит также от возраста пользователя: чем старше пользователи, тем чаще они выбирают в качестве ника свои личные имена и фамилии и их производные.
В ходе проведенной исследовательской работы стало очевидно, что в виртуальной среде никнейм используется как код, который, если его «расшифровать», многое расскажет о своём хозяине. Таким образом, можно сказать, что сетевое имя не только скрывает, но и помогает узнать о характере человека, о его увлечениях и интересах.
Список литературы.
1. Аникина Т.В. Имя собственное в интернет-коммуникации // Известия Уральского государственного университета. — 2010. — № 2 (75). — с. 71—76.
2. Голанова Е.И. Как возникают названия. — М.,1989. — 142 с.
3. Москальчук А.А. Никнейм — виртуальное имя человека // Записки горного института. 2009. Т. 182. С. 246—248.
4. Нихонина А. И. «О формировании идентичности подростков в
социальных сетях»/ А. И. Нихонина//Народное образование. —2015 г., № 1, с. 178—181.
5. Суперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. — СПб.: Авалонъ, 2008. — 304 с.
6. Хорикова В.С. Когнитивный анализ никнеймов пользователей сети интернет // Вопросы когнитивной лингвистики. 2010. № 3. С. 64—68.
7. http://www.andein.ru/articles/nickname.html
8. http://forum.igromania.ru/archive/index.php/t-27190.html
9. http://ru.wikipedia.org/wiki/RSS
Приложение 1
Анкета
Фамилия Имя ________________________
1.Твоё сетевое имя (никнейм)__________________________________
2.Что означает твой ник?_____________________________________
3.Почему выбрал именно такой ник?_____________________________
А) Он связан с моим характером (так меня называют родные; он фиксирует одну из черт моего характера и т.д.)
Б) Он связан с моим увлечением (компьютерной игрой, мультфильмы, кинофильмы и т.д.)
В) Он связан с моим настоящим именем, фамилией, местом жительства и Другая причина ____________________________________________________
Приложение 2
Результаты анкетирования

Приложение 3
Социологический опрос
1
) Что такое никнейм?
2) Пользуешься ли ты никнеймом в сети Интернет?

3) С какой целью ты используешь никнейм?

15