Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 имени А.С.Сергеева» города Курска
Городская научно-практическая конференция
исследовательских работ учащихся
«Сергеевские чтения»
«Николай Оттович фон Эссен.
Путь адмирала»
Выполнил:
Кубиков Роман
8В ВМКК
Руководители:
Осетрова Н.Н.,
учитель русского языка и литературы,
Осетров С.П.,
учитель технологии
2017
Содержание
Введение
Верой и правдой.
Уроки Порт-Артура.
«Флот и работа!»
«Русский флот сделался дорогим русскому сердцу!»
«Пойдем-пойдем…вперед!»
Возвращение адмирала.
Заключение
Николай Оттович фон Эссен. Путь адмирала
Введение
Совсем недавно мне пришлось принять первое важное решение: я пошел в военно-морской кадетский класс. В нашей школе эти классы существуют уже давно, и ни для кого не секрет, что обучение и воспитание настоящих патриотов Отечества происходит по давно заведенному строгому порядку: утренние поверки, факультативные курсы, на которых рассказывают об истории военно-морского флота и о знаменитых моряках, адмиралах, героях, строевая подготовка, уроки Мужества.
Мы узнаем о людях, которые вершили историю государства, не жалели своих жизней ради Отечества, были примером во всем.
Наша школа носит имя Александра Семеновича Сергеева, нашего земляка, командира миноносца «Стерегущий», погибшего во время русско-японской войны. О его судьбе, подвиге, трагической и героической гибели мы узнаем, еще обучаясь в начальной школе; о русско-японской войне, как трагической странице истории нашего государства, - на уроках истории. Мы гордимся подвигами наших моряков, капитанов, адмиралов! Но, к сожалению, далеко не все имена героев известны нашему поколению в силу определенных причин и обстоятельств.
И мне, воспитаннику 8 военно-морского кадетского класса, захотелось узнать об одном из героев русско-японской войны – Николае Оттовиче фон Эссене.
Советская историография почти не упоминает об адмирале Николае Оттовиче фон Эссене по вполне объективным причинам. С одной стороны, было сложно найти что-либо отрицательное в биографии героя русско-японской войны, любимого ученика адмирала Макарова, создателя прогрессивных теорий береговой обороны и минной войны, человека, возродившего Балтийский флот после Цусимской катастрофы и не замеченного в расстрелах революционных матросов. Но в то же время хорошие слова об учителе адмирала Колчака шли бы вразрез с тогдашней политической линией. К сожалению, имя великого адмирала было забыто на долгие годы.
На мой взгляд, актуальность этой проблемы такова: необходимо возвращать из небытия имена настоящих патриотов, героев Отечества, положивших свои жизни на благо Отечества.
Цель работы: исследовать жизненный путь и путь служения Отечеству контр-адмирала Николая Оттовича фон Эссена.
Задачи:
-Узнать биографию Н.О.Эссена.
-Найти и проследить путь служения адмирала.
-Ознакомиться с деятельностью Эссена во время командования флотом, в тяжелое для страны время (Первая мировая война)
Практическая направленность
Данная работа может быть использована на уроках истории, факультативного курса «История военно-морского флота».
Методы исследования – исследование архивных материалов, публикаций, монографий и Интернет ресурсов.
Область исследования:
Деятельность Николая Оттовича фон Эссена.
Предмет исследования: путь адмирала Н.О.Эссена.
«Готовлюсь вступить в бой, — может быть, последний в моей жизни. Иду со спокойной совестью… что сделал все от меня зависящее, чтобы использовать данные мне средства. Мы выполним свой долг до конца». (Из записки командующего Балтийским флотом адмирала Н.О. Эссена, адресованной жене, май 1915 года)
Начало Первой мировой войны еще только витало в воздухе, и дипломаты еще предпринимали усилия, пытаясь удержать мир на краю пропасти. А командующий Балтийским флотом России адмирал Николай Оттович Эссен уже твердо знал, что враг у ворот. Он понимал, что необходимо как можно быстрее привести вверенный ему флот в полную боевую готовность и предпринять меры для отражения нападения, которые не позволят германским военно-морским силам на Балтике осуществить план сокрушения России.
План немцев был столь же коварен, сколь и незамысловат. Планировалось, что, используя фактор внезапности и превосходящее более чем вдвое число орудий, немецкие миноносцы стремительно должны были прорваться в Финский залив и в считанные часы смести с лица земли столицу Российской империи с ее пригородом Царским Селом. Это позволило бы Вильгельму II диктовать условия унизительного мира Николаю II…
«Поздравляю Балтийский флот с великим днем, для которого мы живем, которого ждали и к которому готовились. С этого дня каждый из нас должен забыть все свои личные дела и сосредоточить все свои помыслы и волю к одной цели – защищать Родину от посягательств врага и вступать в бой с ним без колебаний, думая только о нанесении врагу самых тяжелых ударов, какие только для нас возможны» — такими были первые строки приказа командующего Балтийским флотом в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны.
По приказу адмирала Эссена, миноносцы и минные крейсера Балтфлота всего за четыре с половиной часа надежно закрыли все подступы к Финскому заливу, установив свыше 2-х тысяч мин в 8 полос. Когда немецкий посол вручал министру иностранных дел России ноту об объявлении войны, российская столица была практически недосягаема для германских корабельных орудий.
ВЕРОЙ И ПРАВДОЙ
Николай Оттович фон Эссен родился в Петербурге 11 декабря 1860 года. Его предком был представитель древнего голландского графского рода Курт Эссен, который поступил на русскую мореходную службу в 1707 году. Как гласило семейное предание, 27 июля 1714 года в связи с проявленными в Гангутской морской битве со шведами отвагой и умением, Петр I лично вручил ему именной абордажный кортик. За два столетия род Эссенов подарил России 12 блестящих военно-морских офицеров, семеро из них стали георгиевскими кавалерами.
Отец же Николая, Отто Вильгельмович, пошел по гражданской части и к моменту рождения своего сына был действительным тайным советником и статс-секретарем. Он с пониманием отнесся к выбору сына, пожелавшего продолжить семейную традицию служения Отечеству под Андреевским стягом.
В 1875 году Николай поступил в Петербургское морское училище.
Стал лучшим гардемарином на курсе. Его имя выбили золотыми буквами на Доске почета.
Гардемарином Николай ушел в двухлетний поход на фрегате «Герцог Эдинбургский», во время которого и получил первый офицерский чин мичмана. В 26 лет он заканчивает механическое отделение Николаевской морской академии. С 1892 по 1896 год офицер служит на кораблях Тихоокеанской и Средиземноморской эскадр. В эти годы он исполнял должность флаг-капитана у командующего 1-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала Степана Осиповича Макарова – выдающегося флотоводца и ученого. Позднее Эссен вспоминал, что опыт, который он получил во время службы под началом вице-адмирала Макарова, «забыть просто невозможно, а пренебрегать им – преступно».
После производства в капитаны 2 ранга он назначается командиром легкого миноносного крейсера «Новик», который в 1902 году отправляется на Дальний Восток.
Примечательно, что уже в те годы Эссен предвидел неизбежность военного столкновения России с Германией. В 1898 году он неоднократно выступал в «Морском сборнике» со статьями о германском флоте и с того времени завел на него личное досье, которое пополнял до конца своих дней.
УРОКИ ПОРТ-АРТУРА
Годы русско-японской войны стали для Николая Оттовича звездным часом. Начало ее он встретил в Порт-Артуре. После внезапного нападения японцев в ночь на 27 января 1904 года капитан 2 ранга фон Эссен первым вывел свой крейсер навстречу неприятелю. Утром, когда неповрежденные японскими торпедами русские корабли только выходили с рейда, «Новик» уже атаковал врага. За мужество, проявленное в бою с превосходящими силами противника, Николай Эссен был награжден Золотой георгиевской саблей с надписью «За храбрость», а 12 членов экипажа «Новика» получили Георгиевские кресты.
Героический характер Эссена разглядели не только друзья, но и будущие враги. Германский военно-морской атташе в Порт-Артуре, впоследствии адмирал Гопман так описал Николая Оттовича: «Мне представили маленького плотного капитана 2 ранга, шедшего мелкими быстрыми шагами по набережной. Чистое круглое лицо, большие умные синевато-серые глаза… Это лицо и глаза из тех, что надолго врезаются в память. Говорят, хрустально бескорыстный, крайне независимый человек».
Вскоре адмирал Макаров поручил неустрашимому офицеру командовать броненосцем «Севастополь». На нем Эссен сражался до последних дней обороны порт-артурской крепости.
После смерти адмирала Макарова командование решило вести оборонительную тактику. Эссену же оставалось только наблюдать, как в пассивной обороне гибнет цвет нашего флота…
Все его предложения о выводе судов в море и нанесении серьезного удара по японским кораблям у командования одобрения не вызвали. Но когда начался прямой расстрел русских кораблей в порт-артурской гавани, Николай Оттович, вопреки запрету выходить в море, протаранил неразведенные боны и перевел «Севастополь» в бухту Белый Волк. Он потопил и серьезно повредил несколько вражеских миноносцев.
Корабль еще три недели оставался на внешнем рейде и отражал морские атаки неприятеля. А в ночь на 6 декабря 1904 года Эссен получил приказ затопить «Севастополь». Гибель корабля в день капитуляции Порт-Артура стала для Николая Оттовича величайшим потрясением. В те часы он был готов погибнуть вместе со своим кораблем... Броненосец уже начал погружаться в море, когда группа офицеров вернулась за командиром. Эссена буквально силой оторвали от поручней и на руках перенесли на буксир. После сдачи крепости капитан вместе с другими защитниками Порт-Артура находился в плену, однако уже в марте 1905 года вернулся в Россию. За участие в русско-японской войне Эссен получил орден Св. Георгия 4-й степени. За ним также утвердили чин капитана 1 ранга, полученный перед падением Порт-Артура.
Все мы знаем, что в обороне Порт-Артура участвовал и наш земляк-Александр Семенович Сергеев, командир миноносца «Стерегущий». К сожалению, не нашлись свидетельства о том, были ли знакомы адмирал и командир миноносца…
«ФЛОТ И РАБОТА!»
После плена Николай Оттович назначен начальником стратегической части Морского Генерального штаба и принимает активное участие в возрождении Балтийского флота. Он активно изучает опыт минувшей войны, анализирует многочисленные научные публикации военных моряков всего мира.
Н.О. Эссен занимал видные посты в управлении флотом и активно работал над реформированием морского ведомства и возрождением Балтийского флота после тяжелейших потерь в Цусимском сражении . При этом он решительно выступал против ограничения роли флота только оборонительными задачами. Когда же его назначили командиром Минной дивизии, она стала первым действительно боеспособным соединением Балтийского флота. В апреле 1907 года Эссена произвели в контр-адмиралы, а в 1911 году он стал командующим Балтийским флотом.
На этом посту он показал себя прямым последователем идей адмирала С.О. Макарова. Крупным достижением Эссена стало подчинение нуждам флота деятельности всех портовых учреждений. Большое внимание уделял он выдвижению инициативных офицеров. Высшей похвалой в его устах была аттестация: «Не боится ни моря, ни начальства!» Благодаря кадровой политике Эссена, командный состав Балтфлота приобрел такие яркие личности, как А.В. Колчак, И.И. Ренгартен, князь А.А. Ливен, барон В.Н. Ферзен. Эссен решительно боролся с упрощениями в боевой подготовке. Проводимые им интенсивные тренировки и многочисленные учения обеспечили высокую боеспособность флота.
Другим, не менее важным направлением его деятельности была реализация девиза С.О. Макарова «В море — дома». Благодаря его настойчивости корабли выходили в море в любое время года и в любую погоду, ночью и плавали в шхерах без лоцманов. В каждом походе отрабатывались навыки артиллерийского боя, торпедных атак, минных постановок и взаимодействие с войсками. Эта работа потребовала громадных усилий и увенчалась успехом только благодаря выдающимся дарованиям адмирала. Это обеспечило высокие боевые качества флота в целом и каждого корабля в отдельности.
Большое внимание Николай Оттович уделял и развитию подплава. При нем была сформирована бригада подводного плавания, которая отрабатывала организацию засад подводных лодок у портов и морских баз противника. Во время войны малочисленные подводные силы Балтфлота своей активностью оказали сильное давление на неприятеля и держали его в постоянном напряжении. В германском флоте возник даже “психоз подводных лодок”, из-за которого крейсер “Тетис”, расстрелял свой тральщик, приняв его за подлодку. Несколько боевых походов во время войны совершила и подводная лодка «Минога».
Неугомонный характер Н.О. Эссена проявлялся до самых последних дней его жизни.
«РУССКИЙ ФЛОТ СДЕЛАЛСЯ ДОРОГИМ РУССКОМУ СЕРДЦУ!»
На своем посту фон Эссену пришлось немало повоевать с Морским ведомством. «Старые» адмиралы предпочитали ничего не менять, их устраивал Морской устав 1853 года, но командующий Балтийским флотом сумел добиться пересмотра многих устаревших теоретических положений. Открыто критикует он и позицию высших военных и морских руководителей страны, полагавших что «активный флот должен ограничиваться высочайше указанной ему ролью оборонительной». Но будучи активным сторонником наступления, Николай Оттович вовсе не пренебрегал и обороной. Именно под его руководством был разработан план морской обороны столицы.
Оборона Финского залива была настолько плотной, что немцы так и не решились начать наступление. Единственная попытка прорыва через передовую позицию, предпринятая флотилией германских миноносцев в ночь на 11 ноября 1915 года, закончилась полным провалом — гибелью на минах семи из одиннадцати кораблей. Эта яркая победа русского флота стала возможной благодаря тесному сотрудничеству штаба Балтийского флота с русской разведкой.
Адмирал Николай Эссен сыграл важную роль при принятии закона «Об императорском российском флоте» и требований к судостроительной программе. Благодаря им российский флот на Балтике меньше чем за три года получил необходимое количество новых кораблей, способных противостоять германской военно-морской мощи.
Реализация судостроительной программы стала в предвоенную пору важнейшим делом для Эссена. В результате осенью 1913 года в состав флота вошли линкоры-дредноуты типа «Севастополь», ни в чем не уступавшие английским и немецким кораблям подобного типа.
Основу обороны восточной части Финского залива тогда составляли укрепления Кронштадта, имевшие на вооружении современные мощные орудия.
К началу 1913 года были готовы к установке вооружения форты Николаевский, Алексеевский, Обручев и Тотлебен. Количество орудий в кронштадтской крепости было увеличено до 322, были достроены и укреплены форты Красная Горка и Серая Лошадь (здесь располагались батареи орудий калибром от 152 до 305 мм с большим количеством боеприпасов).
«ПОЙДЕМ-ПОЙДЕМ… ВПЕРЕД!»
Слова фон Эссена о том, что «флот существует только для войны, и потому все, что не имеет отношения к боевой подготовке, должно быть отброшено, как не только ненужное, но и вредное», с первых дней Первой мировой начали в полной мере воплощаться в жизнь. Минирование продолжалось всю осень и зиму, и германский флот нес ощутимые потери. В этот период император наградил Николая Оттовича орденом Белого орла, а затем и орденом Св. Георгия 3-й степени.
После потери 15 пароходов германский союз судовладельцев был в полном отчаянии.
Предвидя попытки неприятеля прорваться Николай Оттович совершил несколько выходов. Серьезно простудившись на холодном балтийском ветру, он продолжал оставаться в строю, пока его не доставили с пневмонией в одну из ревельских клиник. 7 мая 1915 года он скончался.
Смерть адмирала оказалась тяжелым ударом для всего российского флота. Общее впечатление моряков-балтийцев выразил И.И. Ренгартен: «Теперь нет самого главного, умерла душа, нет хозяина».
«Узнал грустную весть о кончине адмирала Эссена от воспаления легких, ‒ записал на следующий день в своем дневнике Император Николай II. ‒ Незаменимая утрата для Балтийского флота».
Любимый миноносец фон Эссена «Пограничник», сопровождаемый почетным караулом из георгиевских кавалеров, 9 мая 1915 года доставил гроб с телом командующего Балтийским флотом в Петроград, к Английской набережной. Здесь его погрузили на орудийный лафет, и шестерка лошадей, за которой выстроилась огромная похоронная процессия, доставила тело адмирала от храма Спаса на водах на Новодевичье кладбище. Император Николай II прислал телеграмму, исполненную горестных нот, императрица Александра Федоровна отправила огромный венок в форме креста из живых белых цветов, Государственная дума почтила память Николая Оттовича траурной лентой с надписью «Славному защитнику Андреевского флага, гордости русского флота». Гроб опускали в могилу под залпы орудийного салюта.
Морской министр адмирал И. Григорович тогда поклялся назвать именем Эссена лучший из новых кораблей. Но клятву свою он, увы, не сдержал. Вскоре в революционных бурях Балтийский флот был практически уничтожен, погибли или разлетелись по миру выросшие под началом Эссена флотоводцы и офицеры, а имя героического адмирала многие десятилетия было скрыто от потомков…
ВОЗВРАЩЕНИЕ АДМИРАЛА
Сегодня новый сторожевой корабль «Адмирал Эссен» несет службу в составе Черноморского флота ВМФ России. При спуске на воду присутствовали пра- и праправнуки великого адмирала.
Младший брат адмирала Алексей Оттович фон Эссен (Майя и Николай — его правнуки) с начала ХХ века получил назначение в Закавказское наместничество, там пережил революцию, был в Азербайджане заместителем министра юстиции мусаватистского правительства. После прихода Красной армии начались аресты, взяли и Алексея Оттовича. Следствие по его делу поручили балтийскому матросу. И вот первый допрос: «Фамилия…» — «Эссен…» — «Ты не родственник Гололобого?» Так на флоте Николая Оттовича звали потому, что он был лысым, и Алексей Оттович — тоже, они оба были довольно похожи. Отвечает: «Да, родственник. Брат». И моряк его отпускает…многое пришлось пережить семье Эссен…
Многие советовали отказаться от родственных связей с адмиралом (после прихода советской власти), но никто из семьи этого не сделал. Они поступили похитрее — так, как им посоветовали: уволились с прежних мест работы, чтобы на новых никто не догадался потребовать с них никакого отчета, хотя фамилию, да еще такую, спрятать было сложно…
Сегодня новый сторожевой корабль «Адмирал Эссен» несет службу в составе Черноморского флота ВМФ России.
«Адмирал Эссен» — второй из шести фрегатов проекта 11356 так называемой «адмиральской серии». Головной корабль серии «Адмирал Григорович» был принят в боевой состав Черноморского флота 11 марта 2016 года, в третьем квартале 2016 года передали третий корабль — «Адмирал Макаров». Далее последуют «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин», «Адмирал Корнилов». После вхождения Крыма в состав России было принято решение о строительстве и дальнейшей службе всех шести сторожевых кораблей на Черноморском флоте.
Сторожевые корабли проекта 11356 предназначены для боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок, отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединений. Корабли этой серии имеют водоизмещение около 4 тыс. т, длину 125 м, скорость 30 узлов и экипаж 180 человек.
Корабли обладают универсальным ракетно-артиллерийским вооружением и современными радиотехническими средствами для противолодочной и противовоздушной обороны. Оснащены ракетным комплексом «Калибр-НК», зенитным ракетным комплексом «Штиль-1» и ракетно-артиллерийским комплексом «Палаш», радиоэлектронным и гидроакустическим вооружением.
Заключение
В заключение я хочу сказать одно. Очень символично, что спуск на воду корабля произошел в юбилейный год (сто лет со дня смерти адмирала). И это делает честь новой России и её флоту, которому Николай Оттович Эссен посвятил всю свою жизнь.
Но главное, что выдающийся военный деятель, русский адмирал Эссен, столь долгий срок преданный забвению, снова в строю.
Цель, поставленная в начале работы, достигнут: мне удалось доказать в своей работе, что Николай Оттович фон Эссен – настоящий патриот своего Отечества, герой, доказавший всем, что служить под Андреевским стягом – великая честь!