СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Николай Ростов - герой своего времени".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока - подготовка к сочинению.   

Просмотр содержимого документа
«"Николай Ростов - герой своего времени".»

Ход урока.

I. Вводно-мотивационный этап.

  1. Организация класса. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

- Ребята, на протяжении нескольких уроков мы анализировали роман «Война и мир», в котором Л.Н. Толстой показал русское общество в период военных, политических, нравственных испытаний. «История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа»,- написал М.Ю. Лермонтов. Основой, определяющей сущность человека, для Толстого всегда была семья. Все герои романа связаны между собой по родовому принципу: Курагины, Друбецкие, Болконские, Ростовы. Истории семей пересекаются, автор широко использует прием противопоставления (антитезы). Наиболее близкие Толстому по духу взгляды 2-х дворянских семей: Ростовых и Болконских. Это те семьи, которым симпатизирует автор, а Наташа, Николай, Пьер, Андрей и Марья – его любимые герои. Их он подвергает испытаниям светской жизнью, любовью, войной.

  1. Формулирование темы, постановка цели и задач урока. Цель: мотивация обучающихся.

- Поговорим о Ростовых. Все самые лучшие качества олицетворяет эта семья: духовная и душевная близость, бережное отношение к традициям, к понятию чести и достоинства. Перед нами представитель семьи Ростовых Николай.) И тема нашего урока (1 слайд) – Подготовка к сочинению «Н. Ростов как герой своего времени». Исходя из темы урока, как бы вы обозначили его цель? (2 слайд)

(Ответы учащихся - подготовиться к сочинению).

- Какие задачи мы будем решать на уроке?

(Ответы учащихся – отбирать материал для сочинения, учиться работать по плану, составлять связное высказывание, развивать речь).

- Верно. Всё, что вы сказали, поможет нам достичь цели урока – подготовиться к сочинению. Откройте тетради, запишите тему урока.

- Ребята, раскрывая образ Николая Ростова, о чём мы будем говорить? (ответы - о том, как раскрывается его характер во время военных действий, в отношениях с родителями, с Соней и не только…)

II. Операционно-содержательный этап.

  1. Актуализация знаний. Цель: проверить имеющиеся знания обучающихся и проработать пути подхода к теме.

- Н. Ростов в 20 лет бросает университет и поступает юнкером в Гусарский Павлоградский полк, начальником Н.Ростова становится Василий Денисов. Во время службы у Николая происходит конфликт с поручиком Теляниным. Конфликт, затрагивающий честь Н. Ростова. Что же произошло?

Сообщение ученика.

Опережающее задание.

Выступление А. Вышомирского - Денисов передает Ростову кошелек, чтобы тот убрал его под подушку, что Николай и делает. Но вскоре обнаруживается пропажа денег. Ростов догадывается, что кражу совершил поручик Телянин, так как он оставался в комнате. Но подозрение может пасть и на Ростова, так как он тоже здесь был. А это для Николая немыслимо, чтобы его обвинили в краже. Ростов находит Телянина, объясняется с ним и считает, что все должно быть по справедливости: офицер украл – это позор, об этом должны знать все. Об этом Ростов сообщает полковому командиру, а полковой командир отвечает Ростову, что тот лжёт!


И. Серединин – заполняет словарь-характеристику Н. Ростова (смотри приложение 3).



- (3 слайд) Можете представить, что творится в душе Н. Ростова?! То, что он нашел вора, - это ПРАВДА, а ему говорят, что это ЛОЖЬ! Почему? (Ответы ребят - полковой командир не хочет, чтобы была запятнана честь офицерского мундира) В мирной жизни Николай вызвал бы полкового командира на дуэль, но сейчас идет война, и он, юнкер, старшего по званию на дуэль вызвать не может.

- Ребята, вы увидели, какой справедливый и честный Николай Ростов. Какой вывод можно сделать? (столкнулись два разных представления о чести и бесчестии. Для Ростова поступок Телянина и полкового командира бесчеловечен, а офицеры убеждены, что делают благое дело, уговаривая Ростова извиниться перед командиром. Но этим они разрушают веру в его душе, веру в справедливость и благородство. Веру, которой жил Н. Ростов до сих пор). (Запишите теперь самостоятельно этот вывод в тетрадь).

- Ребята, а что бы было, если бы Николай извинился? (за что?). (Ответы ребят - он бы начал копаться в себе, терять ориентиры и не понимать, что справедливо, а что нет. Человек бы потерялся).

-А ведь пройдет время, и окажется, что неопытный Н. Ростов в этой ситуации был честен и благороден, чем офицеры. Телянин встретится на пути Денисова, произойдут события, которые приведут Денисова под суд, он будет оскорблен, и даже царь отклонит его прошение о помиловании. Подлец Телянин победит благородного человека (так бывает!)

-А вот перед нами другая ситуация. Н. Ростов дома, после ранения.

-Сообщение А. Шведкина – проигрыш Николая Ростова.

-Проверка опережающего задания, данного И. Серединину.

- (4 слайд) Мы видим, как развлекается светская молодёжь: балЫ, дАмы, карты. Это дворяне, которые привыкли к такому образу жизни, а Н. Ростов был одним из лучших женихов Москвы. Какие еще литературные герои вели такой образ жизни? (ответы ребят - Онегин, Печорин). Николай проиграл 43 тысячи рублей. Почему именно 43 тысячи? (ответы ребят – это сумма лет Долохова и Сони).

- А как вы думаете, на сегодняшний день это большая сумма? (слушаю ответы). А теперь представьте: в пересчёте на сегодняшние деньги (5 слайд) это 70 миллионов рублей. Представьте эту сумму! Деньги нужно вернуть завтра, Н.Ростов идет к отцу (сообщение Чайкиной Е.)

- Почему Николай так развязно говорит с отцом? (волнуется). Реакция графа на проигрыш? (апоплекс. удар). Граф обижен тоном сына, но что он предпринимает? (обещает найти деньги). Давайте представим, что могло бы случиться, если бы отец не выручил сына? (как честный человек, Н. Ростов застрелился бы). Отец понимает, что честь для сына – не просто слова. Чем заканчивается эпизод? (ответы ребят) Как, ребята, этот эпизод раскрывает характеры отца и сына? (слушаю ответы ребят)

-Правильно. (6 слайд) Этот эпизод важен в раскрытии характера Н.Р. Отец без лишних слов занимает нужную сумму, любя сына. А дальше? Ведь эта сумма – очень большая, а семья в долгах. Через некоторое время Н. выполняет свой сыновний долг – выручает семью из долговой ямы. Как это произошло? (ответы ребят)

- Дела имения Ростовых пошатнулись, отец умирает, Н. подает в отставку, хотя его ждала бы военная карьера, поступает на ненавистную ему гражданскую службу, вступает в права наследства. А наследства то и нет - одни долги. От такого наследства Н. мог вполне отказаться, чтобы не выплачивать долги за семью. Почему он этого не делает? (долг перед отцом). Удалось ли ему поправить финансовые дела семьи?

2. Здоровьесберегающие технологии. Физминутка. Цель: изменить деятельность детей и взрослых, ослабить наступающее утомление, переключить ребенка  и себя на продолжение занятий (смотри приложение 3).

-Работа в парах (блицтурнир) на знание содержания романа «Война и мир» (смотри приложение). Молодцы! Продолжаем работу по формированию образа Николая Ростова.

- Что еще вы знаете о Н.Ростове, что могло бы нам помочь раскрыть его характер? (слушаю ответы - эпизод спасения польской семьи, когда в одной из деревушек Николай увидел старика и женщину с ребенком, забирает их на квартиру, которую они снимали с Денисовым, содержит их несколько недель, и все это бескорыстно). Какой вывод можем сделать из этого случая? (Милосерден, бескорыстен). Запишите вывод в тетрадь.

- (7 слайд) Отношения с Соней? (слушаю ответы - были влюблены, мечтали о свадьбе, хотя графиня Ростова была против этого. Николай настойчив в своих чувствах к Соне, но со временем ситуация изменилась, Соня освободила его от обещания жениться на ней). Какой вывод можно сделать, ребята? (честен). Запишите вывод в тетрадь.

- Ребята, мы с вами Не создавали образ идеального героя. Мы показали представителя дворянского общества начала 19 века со своими понятиями о чести, справедливости, благородстве. Герой своего времени. Итак, каков он? (Работа по записям в тетрадях, снова проговариваем)

3. Рефлексия. (8 слайд) Цель: осознать содержание пройденного материала, оценить эффективность собственной работы на уроке.

- Ответьте, ребята, пожалуйста, на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал (а)______________________________

2. Достигли ли мы цели урока?_______________________________

3. Я научился (лась)_________________________________________

  4. Самостоятельная работа с проверкой. Цель: первичный контроль за овладением техники написания сочинения.

- Мы продолжаем работу. Материал по образу Н. Ростова собран. Что дальше? (ответы ребят – план сочинения)- (9 слайд)

- Да. Вам нужно было дома составить план сочинения. Что получилось? (слушаю ребят, комментирую).

- Что должен отражать план? (этапы раскрытия темы). На слайде план.

- Над каким этапом мы уже завершили работу? (пункт II, мы его раскрыли).

- Верно, осталось раскрыть I и III пункты плана, продумать переходы.

- Каким может быть вступление к сочинению? Нужно во вступлении писать об истории создания романа? О жизни и творчестве Л.Н. Толстого? (10-11 слайды)

- Можно ли подобрать слова, цитаты для эпиграфа? Как эти слова подойдут к теме нашего урока? Что такое Братство? Совесть? Честь? (12 -13 слайды).

- Подводим итоги: чему мы обучались на уроке? (ответы – писать сочинение, отбирать материал для работы). Как бы Вы оценили свою работу на уроке по 5-балльной шкале? Почему? После проверки сочинений оценки будут выставлены.

5. Домашня работа. Цель: закрепление материала урока. Домашнее задание (14 слайд).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!