Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
Муниципальный этап областного конкурса «Герои Отечества - наши земляки»,
посвященный Дню Героев Отечества
Методическая разработка
«Никто не забыт – ничто не забыто»
День неизвестного солдата
ПРОЕКТ ПО УВЕКОВЕЧиванИЮ ПАМЯТИ
ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА
Автор: Рогожникова Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Копейск, 2022
Содержание методической разработки:
Аннотация проекта (пояснительная записка) 3
Сценарий проекта 5
Список использованной литературы 16
4. Приложение 18
Аннотация проекта
(Пояснительная записка)
Данный проект разработан для проведения интегрированного урока литературы и истории в школьном музее. Он дает возможность обучающимся погрузиться в особую атмосферу почитания исторических событий нашей государства и своей малой Родины, провести связующую нить между реалиями настоящего и прошлого через семейные ценности.
В общей системе патриотического воспитания особое место занимают такие межпредметные музейные уроки. Они обладают значительными возможностями идейно-эмоционального воздействия на духовную сферу подрастающего поколения. Эффективность их возрастает, если в содержание включен краеведческий материал.
Актуальность проекта:
Изучение страниц истории России позволяет учащимся ощутить свою принадлежность к великой культуре страны, особенно в условиях возрождения исторических традиций России.
Цель:
Гражданско-патриотическое воспитание средствами учебной и внеурочной деятельности.
Задачи:
- Углубление и расширение знаний школьников о героических страницах истории Отечества, региона и малой Родины.
- Знакомство обучающихся с историей возникновения праздника;
- Развитие фактических и временных исторических представлений;
- Развитие познавательных интересов, коммуникативных навыков, умений публичного выступления;
- Воспитание чувства восхищения мужеством русских людей, выполняющих свой гражданский долг, чувства гордости к историческому прошлому Родины;
- Побуждение учащихся к изучению литературы и военной истории России.
Учебно-методическая оснащенность (оборудование):
- компьютер, экран, проектор;
- справочная и художественная литература;
- материалы музея и личных архивов педагогов и учеников: экспозиция «Союз и память поколений», личные вещи семей Худяковых-Цветковых (письмо, фотографии), Корсеевых (предметы фронтового быта).
- выставка сочинений и рисунков, мультимедийная презентация.
Формы и методы реализации: проект реализуется при изучении регионального компонента на уроках литературы, истории, обществознания и внеклассных мероприятиях.
Подготовительная работа:
- руководитель музея с учениками готовит экспозицию «Союз и память поколений»;
- заведующая библиотекой с членами кружка - презентацию «Никто не забыт - ничто не забыто»;
- учитель литературы готовит чтецов и литературную составляющую сценария (см. список литературы), на предварительном этапе проводит конкурс сочинений на темы: «Герои Отечества – наши земляки», «История семьи в истории страны». В классе читается и анализируется произведение В.Ю. Драгунского «Для памяти»1.
- классные руководители готовят свечи;
- учитель музыки - музыкальное сопровождение: песни: «Журавли» (сл. Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля), «На братских могилах не ставят крестов» (сл. и муз. В.Высоцкого), запись минуты молчания.
Проект рассчитан на обучающихся 5-8 классов МОУ «СОШ № 24» Копейского городского округа. Прошел апробацию в музее на музейных уроках по инициативе учителя литературы, библиотекаря школьной библиотеки и руководителя музея школы.
Сценарий проекта
В музее торжественная обстановка.
Вступительное слово руководителя музея:
- Добрый день, ребята! Сегодня урок пройдет в музее и тема его «Никто не забыт - ничто не забыто» (Слайд №1)
Речь пойдет о Великой Отечественной войне, о людях, которым мы обязаны своей мирной жизнью. 3 декабря 2014 года в России впервые отмечали День неизвестного солдата. День неизвестного солдата был утвержден Указом Президента РФ в октябре 2014 года, как один из дней Воинской славы России2. Закон увековечивает память о бессмертном подвиге воинов, чье имя осталось неизвестно. (Слайд № 2)
1 Ведущий: Именно 3 декабря 1966г. прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы, расположенной на 41-м километре Ленинградского шоссе, в Александровский сад, к стенам Кремля. Событие было посвящено 25-ой годовщине разгрома немецких войск под Москвой. На месте захоронения 8 мая 1967 года открыли мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» и зажгли Вечный огонь. В центре мемориала — надпись «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».
(Слайд №3)
2 Ведущий:
- Кто он? Чей-то сын, брат, отец, муж? Мы не знаем его имени: он погиб на подступах к Москве в суровом 1941 году. Сюда идут матери и отцы, не дождавшиеся сыновей и дочерей, идут вдовы, идут внуки, знающие своих дедов только по фотографиям. И каждый думает, что, может быть, под этим красным камнем лежит его родной человек. Неизвестный солдат шагнул в бессмертие.
Чтец: Неизвестный солдат,
Чей-то сын или брат,
Он с войны никогда
Не вернется назад.
Ярко звезды горят,
И в кремлевском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
(Э. Асадов3)
1 Ведущий:
В нашем поселке Потанино в 1975 году к 30-летию Победы был установлен памятник воинам-потанинцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Мемориальный комплекс состоит из стелы, исполненной из мрамора, двух мраморных обелисков, у подножия которых смонтирован «вечный огонь». В верхней части стелы размещена пятиконечная звезда в обрамлении из лаврового венка и знамен. На лицевой стороне стелы вырезан позолоченный текст из стихотворения А.Прокофьева: (Слайд № 4 )
«Вы путь врагу отважно преградили,
Вы сквозь огонь Победу пронесли.
Спасибо вам от всех, кого любили,
От тех, кого жалели и спасли!»
Основной темой композиции мемориала является всенародная скорбь о погибших воинах, всенародная негасимая память о них. На стеле золотыми буквами начертаны имена наших земляков, погибших или пропавших без вести.
Чтец: Нет в России семьи такой,
Где б ни памятен был герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят…
Этот взгляд - словно высший суд
Для ребят, что сейчас растут,
И мальчишкам нельзя ни солгать,
Ни обмануть, ни с пути свернуть!
(Е. Агранович)
2 Ведущий. (Слайд № 5) Посмотрите: вот он наш герой, Худяков Петр Иванович. Простой русский солдат. Его имя золотыми буквами высечено на памятнике поселка Потанино.
Учитель литературы: О Петре Ивановиче нам расскажут его правнучки, ученицы 8а класса Цветковы Елизавета и Елена.
Цветкова Елена: 14 мая 1942 года наш прадедушка был призван в ряды Красной Армии на защиту Родины. После учебы в Чебаркульском военном лагере п/я 204/7 был зачислен в первую минометную роту. В начале октября 1942г. прибыл на передовую Смоленского фронта, п/п 1879, часть 25. Так и пошли боевые дни и ночи нашего прадедушки – Петра Ивановича Худякова. Он свято верил в победу. В своих письмах прадедушка писал: «Домой вернёмся тогда, когда перебьём врага!». Мы написали своему прадедушке письмо. Послушайте:
Здравствуй, дорогой наш прадедушка, Худяков Петр Иванович!
Пишут тебе письмо твои правнучки: Елена и Елизавета, внучки твоей младшей дочери Валентины. В том далеком 1941-м твоя младшая дочка Валечка была совсем маленькой. А о нас ты точно ничего не знаешь.
С тех пор прошло восемьдесят лет, но часто мы слышим слова: «война», «на войне», «в войне». Многие не задумываются об этих словах, потому что над головой мирное небо, тишина, поют птицы. А война – это смерть и кровь. Миллионы жизней унесла война. Не было семьи, не потерявшей отца или сына, мать, брата, сестру, дочь. Не было дома, которого не коснулась война.
Наша бабушка, твоя дочь, поведала нам, что не обошла война и твою семью. Со слезами бабушка рассказала, что до войны у тебя была обычная, но счастливая семья, где было все: и любовь, и работа, и мечты о будущем. Счастье нарушила война. Как тебя не хватало твоей семье и детям. Гордимся, что ты ушел на Смоленский фронт. Ты писал своим дочкам и жене письма-треугольники. Какое это было счастье - весточка с фронта. Её читали вслух и знали, что ты жив, воюешь!
Тяжело приходилось прабабушке, Любовь Ивановне, она работала дни и ночи. Каждый день ждала весточку с фронта. Прошло 3 года, 10 месяцев и 18 дней. До уральского далекого поселка дошло радостное слово: «ПОБЕДА!» Счастье и горе. Многих нет с родными.
Твоей старшей дочке, Зое Петровне, сейчас 96 лет. Но она по-прежнему бодрая и жизнерадостная. Всю жизнь она учила в школе ребятишек. Сейчас она ветеран педагогического труда. Моя бабушка тоже педагог. Воспитанники детского сада помнят ее заботливые руки. Каждый год в дни воинской славы они в гостях у школьников на классных часах, в музее. И мы гордимся этим. А в школе у нас проходят акции: «Майские рассветы», «Свеча памяти», на которых вспоминают и о тебе. А 9 мая в День Победы мы возлагаем цветы к обелиску в центре поселка. На центральной стене золотыми буквами написано: Худяков Петр Иванович.
Мы всегда будем помнить, что наш прадед воевал и погиб за счастье и мирное небо. Мы не хотим повторения той войны. Пусть этого никогда не будет!
Прадедушка! У нас есть семейная традиция. Каждый год мы читаем твое пожелтевшее от времени письмо-треугольник с фронта. Копия его и фотография хранятся в музее школы № 24 в экспозиции «Союз и память поколений». Наша потанинская поэтесса И. Р. Герман-Гребенюк написала стихотворение4 о твоем письме. Я хочу, чтобы ты его знал.
Последнее письмо с фронта (Петру Худякову)
«Милые детки! Родная жена!
Простите, что долго не слал вам письма.
Атаки, бои не давали вздремнуть,
И вот лишь сейчас удалось отдохнуть.
Как вы, дорогие? Как Валя моя?
Как выросла Зоя, шалунья – звезда?
Вы маму-то слушайтесь, тяжко ведь ей,
Ведь тоже, поди, не смыкает очей.
А мы бьем фашистов, скорей бы конец,
Устал от боев ваш любимый отец.
Вот скоро вернусь, вот тогда заживем,
Вы в школу, а мы на работу пойдем…»
Прервалось письмо, наверное, в бой
Отправился снова отец наш родной…
Сидит на скамейке старушка с внучком,
Седая Валюша над древним письмом.
Сидит и рыдает, сколько уж раз
Мечта папы с фронта так не сбылась!
Уж выросли внуки, правнуки есть,
А папа зато отстоял свою Честь.
Елизавета продолжает: Не волнуйся, прадедушка! Мы, твои правнучки, не подведем тебя, проживем свои жизни достойно, чтобы тебе не было за нас стыдно!
Дорогой наш прадедушка! Хоть мы тебя знаем только по письму, фотографии из семейного альбома и по этому стихотворению, но мы хотим сказать: «Мы всегда будем тебя помнить!» Знаем, что ты погиб, защищая Родину и свою семью. Вечная слава тебе. Ведь ты – герой!
Чтец: Уходят люди дорогие
От нас уходят навсегда…
Их не заменят нам другие
И на за что и никогда.
Мы их, а нас они любили
До самых роковых минут.
Спасибо им, что они были –
Они в сердцах у нас живут.
Руководитель музея:
Адаев Василий Кузьмич. (Слайд №6) Это имя увековечено на памятнике не случайно. Он ушел на фронт и не вернулся. Посмотрите, какими счастливыми выглядят на этой фотографии молодые люди. Этот снимок сделан перед войной после свадьбы. Василий Кузьмич был призван на фронт. Никогда больше молодая Елизавета не увидит своего мужа, получит извещение «Пропал без вести».
Сейчас послушайте стихотворение нашей потанинской поэтессы И. Р. Герман-Гребенюк «Где мой дядя?»5 Когда я его читаю, то думаю, что оно посвящено моему двоюродному брату Адаеву Василию Кузьмичу.
Чтец: Был у мамы брат Алеша,
Часто плакала она:
«Очень парень был хороший,
Забрала его война!»
В той жестокой страшной сече
Дядя без вести пропал.
Парень молодой из Керчи,
Может, кто-нибудь слыхал?
Озорной был, неженатый,
Знатным гармонистом слыл.
Каждый вечер он девчатам
Песни дивные дарил.
Вы же знали мою маму,
На нее он был похож.
Может, кто-нибудь здесь в зале…
Впрочем, где теперь найдешь?!
Не прислали похоронки,
Нет ни одного письма.
Словно тело в той воронке
Растворилось без следа.
Мать сыночка не дождалась,
Умерла давно сестра.
Лишь на память мне осталась
Фотокарточка одна.
Ведущий:
Шерстобитов Александр Михайлович (Слайд №7).
Об этом человеке расскажет учитель литературы Е.В. Рогожникова.
Учитель литературы:
Александр Михайлович – это мой дедушка, которого я видела только на фотографиях. До войны был кадровым офицером Красной Армии. Служил в Белоруссии на пограничной заставе в 14 километрах от Бреста, город Старые Дороги, командир автоколонны. 22 июня 1941 года ушел на фронт из села Бродокалмак Челябинской области, где находился в отпуске у родственников. Моя бабушка с двумя детьми: мамой пяти лет и грудным сыном Ленечкой, под бомбежками через всю страну пробирались в эвакуацию к родственникам на Урал, в село Бродокалмак. Бабушка и дедушка никогда больше не встретились. Их навсегда разлучило страшное слово – «война». Ленечка умер в Бродокалмаке. «Дед пропал «без вести» в январе 1943 года под Москвой», - так говорила бабушка. Эти слова появились тогда во многих семьях в страшных конвертах. Но всё равно будет жить долго надежда: «Где-то жив. Вернётся». Бабушка в 34 года осталась одна, пережила эвакуацию, вырастила дочь и всю жизнь ждала, искала мужа, запрашивала архивы. Ответ был такого содержания: «Ваш муж в списках погибших не значится. Пропал без вести». Совсем недавно, запросив архивы ОБД «Мемориал», я увидела настоящие архивные документы: «Последнее место службы - Западный фронт, 8-я противотанковая бригада. Старший лейтенант. Пропал без вести 18.06.1943г. Дело № 91». В 2015 году наша семья разместила документы деда на «Стене памяти» Аллеи героев в городе Челябинске. В честь памяти дедушке я посвятила ему свое стихотворение:
Мой дед не вернулся с войны
Учитель: Я не помню деда Сашу,
Знаю - ушел воевать.
Он был самым старшим.
В семье было их пять.
Чтец: Пять сыновей достойных
Войну прошли с боями.
В год испытаний суровых
Народ ждал родных с цветами.
Учитель: В грозный год тяжелый
Дед ушел в 41-ом
Только он не вернулся,
Пропал на войне в 43-м.
Чтец: Окопы, бомбежки, взрывы.
Это было, казалось, давно,
Но я думаю: еще живы
Воспоминания о нем.
Учитель: Только письмо – похоронка
Память осталась одна.
Да старушка-дочка
Скромно сидит у окна.
Чтец: Смотрит с фото знакомый
Такой молодой офицер,
Такой родной и далекий
Для нас он всегда пример.
Учитель: В едином строю со всеми
Дед был со своею страной,
А память жить будет вечно.
Для нас он самый родной!
Буду помнить деда Сашу.
Знаю – пропал под Москвой.
Для меня он самый главный,
Той далекой войны герой!
Где сейчас находится могила нашего мужа, отца, деда, а сейчас и прадеда, мы не знаем6.
Звучит песня В. Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов»
Чтец: Могила Неизвестного солдата!
О, сколько их от Волги до Карпат!
В дыму сражений вырытых когда-то
Саперными лопатами солдат.
Зеленый горький холмик у дороги,
В котором навсегда погребены
Мечты, надежды, думы и тревоги
Безвестного защитника страны.
(Э. Асадов)
Учитель литературы:
Понятие «неизвестный солдат» стало устойчивым выражением после выхода романа Владимира Дмитриевича Успенского «Неизвестные солдаты»7 в 1965 году. В это же время в стране развернулось массовое патриотическое движение по поиску безымянных захоронений солдат, пропавших во время Великой Отечественной войны.
Руководитель музея:
Мы живем с осознанием того, что «Никто не забыт и ничто не забыто». Даже спустя 80 лет мы пытаемся узнать имена без вести пропавших. Для нас нет неизвестных солдат. Сегодня в Челябинской области работают 22 поисковых отряда, которые поднимают останки бойцов Советской Армии. Павел Корсеев, ученик нашей школы, участвовал в поисковой экспедиции отряда «Булат» и подарил школьному музею с Синявинских высот Ленинградской области вещи погибших воинов. Вы можете их увидеть в музейной экспозиции.
Чтец: Но Родина не забывает павшего,
Как мать не забывает никогда;
Ни павшего, ни без вести пропавшего,
Того, кто жив для матери всегда!
Лучи летят торжественно и свято,
Чтоб встретиться в пожатии немом,
Над прахом Неизвестного солдата,
Что спит в земле перед седым Кремлем!
(Э. Асадов)
Чтец: Минутой молчанья почтим память павших.
Последней минутой сердец их стучавших.
Хоть минутой почтим, не допустим забвенья.
Жизнь, ты замри, замри на мгновенье…
(А. Колесников)
Ведущий: (Слайд № 8)
Вот они - имена 17-ти потанинцев, пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны.
(Зажигаются свечи в руках каждого участника).
Прошу почтить память пропавших без вести героев минутой молчания.
Звучит метроном. Минута молчания.
После минуты молчания учитель музыки исполняет песню на стихи Р. Гамзатова «Журавли» (муз. Я. Френкеля).
На фоне мелодии:
1чтец: Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу,
Перед тем, как сойдёшься за праздничный стол,
Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил,
Кто берёг тебя вечно и в вечность ушёл.
2 чтец: Помяни нас, засыпанных ветром и пылью,
Пулемётами врезанных в скальную твердь.
Запиши нас в историю горестной былью
И рубцом материнское сердце отметь.
3 чтец: Помяни нас, Россия, и злых, и усталых,
Одуревших от зноя, без сна, без воды.
Отмеряющих жизнь от привала к привалу,
От звезды до звезды, от беды до беды.
4 чтец: Помяни нас, Россия, в извечной печали,
Златорусую косу свою расплетя,
Мы оставшимся помнить и жить завещали,
Жить, как коротко прожили мы - для тебя!
(Игорь Морозов)(Слайд № 9)
Итоги подводит учитель литературы:
Мы коснулись маленькой темы огромного списка Героев.
- Какими же качествами обладать человек, совершающий героический поступок?
- Какую дату наша страна отмечает 3 декабря?
- Кого чествуют в этот день?
- Какой еще день воинской славы мы отмечаем всегда в декабре?
Задание: мы продолжаем собирать материал о своих родственниках – воинах, о героях «былых времен».
Руководитель музея:
Ребята, помните, что вы потомки тех, кто, не жалея жизни и сил, подарил вам будущее. Знайте и уважайте историю страны, какой бы жестокой она не была. Это история нашей страны и другой она уже быть не может. Спасибо всем за внимание.
Знакомство с экспозицией «Союз и память поколений» и личными вещами – экспонатами потанинцев, выставкой сочинений и рисунков.
Список литературы.
Асадов, Э.А. Могила неизвестного солдата [стихотворение] / Эдуард Асадов; [Ил. Л. Хайлова] // Избранные произведения. В 2т. Т. 2. - М.: Худож. лит., 1981. - С.10.
В книжной памяти мгновения войны : альманах, посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. / МУ «Централизованная библиотечная система» Копейск. гор. окр. ; [сост.: Татьяна Вдовина и др.]. – Копейск : б. и., 2015. –141с.
Гамзатов, Р. Журавли: сб. стихов : Пер. с авар. / Р. Гамзатов - Махачкала: Юпитер, 2003. - 100с. : ил., ноты.
Герман-Гребенюк, И.Р. Где мой дядя? [стихотворение] // Сирени гроздья душистые: сб. стихов / И.Р. Герман-Гребенюк. – Копейск: Копейский рабочий, 2011. - С. 77.
Герман-Гребенюк, И.Р. Последнее письмо с фронта [стихотворение] // Дарю Вам сердце на ладони: сб. стихов / И.Р. Герман-Гребенюк. – Копейск: Копейский рабочий, 2013. - С. 77.
Детская книга памяти: лучшие сочинения проекта «Наши деды ковали Победу!» / сост. и лит. ред. Л. Вишня; авт. проекта Д. Лукашевская. - Челябинск: Изд-во Игоря Розина, 2015. - 518 с. : портр., фот.
Драгунский, В. Для памяти. Сегодня и ежедневно [Текст]: Повести и рассказы // В.Ю. Драгунский; [Худож. В. Катанов]. – Москва : Современник, 1977. - 240с.
Книга Памяти. Российская Федерация. Челябинская область / [Редкол.: Л.С. Кудрявцев (пред.) и др.]. - Челябинск : Юж.-Ур. кн. изд-во, 1995.
Колесников, А. Минутой молчанья почтим память павших / А. Колесников. - Текст : электронный // Стихи.ру: [сайт]. – 2009. - URL: https://stihi.ru/2009/10/23/6460
Коринец, Ю. Неизвестный солдат, чей-то сын… [стихотворение] // Ю. Коринец. - Текст : электронный // Изба-Читальня: [сайт]. – 2019. - URL: https://www.chitalnya.ru/work/2684289/
Морозов, И. Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу [стихотворение] / И. Морозов // Помяни нас, Россия…: кн. о моск. ребятах, не вернувшихся с Афганской войны / [Сост. Чегаева С. В.]. - М. : Мол. гвардия, 1994. - 526с.
Рогожникова, Е. В. Мой дед не вернулся с войны: материалы личного архива
Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России»: Федеральный закон № 340-ФЗ (последняя редакция): [принят Государственной думой 24 октября 2014 года : одобрен Советом Федерации 29 октября 2014 года]. - Текст : электронный // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170490/
Успенский, В.Д. Неизвестные солдаты: Роман / В.Д. Успенский. - Москва: Сов. Россия, 1962. - 880 с. : ил.
Приложение
Мультимедийная презентация
1 Драгунский, В. Для памяти. Сегодня и ежедневно [Текст]: Повести и рассказы // В.Ю. Драгунский; [Худож. В. Катанов]. – Москва : Современник, 1977. - 240с.
2 Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России»: Федеральный закон № 340-ФЗ (последняя редакция): [принят Государственной думой 24 октября 2014 года : одобрен Советом Федерации 29 октября 2014 года]. - Текст : электронный // КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170490/
3 Асадов, Э.А. Могила неизвестного солдата [стихотворение] / Эдуард Асадов; [Ил. Л. Хайлова] // Избранные произведения. В 2т. Т. 2. - М.: Худож. лит., 1981. - С.10.
4 Герман-Гребенюк, И.Р. Последнее письмо с фронта [стихотворение] // Дарю Вам сердце на ладони: сб. стихов / И.Р. Герман-Гребенюк. – Копейск: Копейский рабочий, 2013. - С. 77.
5 Герман-Гребенюк, И.Р. Где мой дядя? [стихотворение] // Сирени гроздья душистые: сб. стихов / И.Р. Герман-Гребенюк. – Копейск: Копейский рабочий, 2011. - С. 77.
6 Рогожникова, Е. В. Мой дед не вернулся с войны: материалы личного архива
7 Успенский, В.Д. Неизвестные солдаты: Роман / В.Д. Успенский. - Москва: Сов. Россия, 1962. - 880 с. : ил.