МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»
ПРОГРАММА
научно-исследовательской работы
«Развитие проектно-исследовательской деятельности обучающихся
на занятиях физики»
Выполнила: Л.Н.Пашинова,
преподаватель физики
Иволгинск,
2023 г.
Современное образование ориентировано на развитие личности. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. К сожалению, обучающиеся не всегда могут ориентироваться в динамично развивающемся информационном пространстве, извлекать необходимые данные и факты, продуктивно использовать их в своей работе.
Выходом из этой проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе проектно-исследовательской деятельности студентов.
Подготовка обучающих к проектно-исследовательской деятельности – важнейшая задача современного образования.
Я считаю, что данная тема актуальна. Меня, как учителя физики, волнует нынешнее отношение к предмету, снижение заинтересованности и низкий уровень знаний. Но в тоже время я вижу, что есть возможность дать обучающим нужные знания, есть творческие студенты. И если правильно организовать обучение физики в колледже, можно заинтересовать студентов и помочь им познать окружающий мир. Одним из способов решения данной проблемы, по моему мнению, является обучение предмету с использованием исследовательского и проектного методов, а также инновационных средств обучения.
Исследовательская деятельность обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса обучающихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
Актуальность темы определила проблему исследования, связанную с выявлением влияния исследовательской и проектной деятельности на формирование творческой активности обучающихся и повышение качества обучения по физике.
Цель проекта: создать условия для развития проектно-исследовательской деятельности, способствующих повышению уровня творческих способностей обучающихся, а также влияющих на качество обучения.
Задачи проекта:
1. Изучение образовательного запроса обучающихся с целью определения приоритетных направлений проектно-исследовательской деятельности.
2. Разработка системы проектно-исследовательской в рамках образовательного пространства колледжа.
3. Выявление студентов особо склонных к проектно-исследовательской деятельности.
4. Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей обучающихся.
5. Создание условий для реализации проектно-исследовательских работ, разработка системы критериев оценки.
Обучающихся к проектно-исследовательской деятельности привлекает любознательность, увлеченность, престижность. Моя задача как преподавателя – обеспечить успех в выполнении проектно-исследовательских работ.
В основу исследования положена гипотеза: если развить проектно-исследовательскую деятельность обучающихся, это позволит повысить уровень творческих способностей обучающихся, что повлияет на качество обучения.
Предмет исследования: образовательный процесс обучения физики.
Объект исследования: проектно-исследовательская деятельность обучающихся
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация проектно-исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые помогают студентам лучше справляться с требованиями программы.
Срок реализации программы: 2023-2026 г. г.
I – этап – подготовительный - 2023-2024 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки | Результат |
-
| Формирование темы | Сентябрь | Выбор темы |
-
| Определение целей и задач темы | Октябрь | Цели и задачи |
-
| Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | В теч. года | Список литературы |
-
| Разработка системы мер, направленных на решение проблемы | В теч. года | Программа |
-
| Прогнозирование результатов | Октябрь | Гипотеза |
-
| Создание электронной почты для контакта с единомышленниками | Ноябрь | Адрес электронной почты |
-
| Регистрация на сайтах профессионального образования | В теч. года | Регистрация |
-
| Изучение интернет – ресурсов по теме | В теч. года | Список |
-
| Подготовка отчетных материалов по итогам подготовительного этапа | Май – июнь | Анализ |
2 этап – экспериментальный – 2024-2025 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки | Результат |
-
| Организация опытно – экспериментальной базы | В теч. года | Опытно – экспериментальная база |
-
| Определение требований к проекту | В теч года | Список требований |
-
| Разработка модели проектно-исследовательских заданий | Сентябрь – январь | Модели заданий |
-
| Определение функций по управлению проектным заданием. | В теч. года | Схема управления |
-
| Определение способов участия в организации проектной-исследовательской работы. | В теч. года | Механизм участия |
-
| Уточнение гипотезы эксперимента | В теч. года | Формулирование гипотезы |
-
| Корректировка хода эксперимента | В теч. года | Анализ |
-
| Реализация функциональной организации проектно-исследовательской деятельности | В теч. года | Корректировка |
-
| Вычленение и ранжирование трудностей | Сентябрь - январь | Анализ |
-
| Участие в научно–практических конференциях | Январь - июнь | Доклад Публикация |
-
| Подготовка отчетных материалов по второму этапу эксперимента | Май - июнь | Анализ |
-
| Выступление на педагогическом совете | Июнь | Доклад |
3 этап – итоговый- 2025-2026 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки | Результат |
-
| Уточнение опытно – экспериментальной работы | Сентябрь – декабрь | Анализ |
-
| Обобщение эксперимента | Январь – февраль | Оформление папки |
-
| Оформление текста исследовательской работы | Февраль | Текст, публикация |
-
| Внедрение в практику результатов исследования | Февраль – июнь | Создание проектов |
-
| Презентация реализованных проектов | Июнь | Пакет документов |