Нищелюбие есть подражание Христу: Кандид Зеленко – настоятель храма Лоретанской Божией Матери г. Оренбурга1
«Чему ты так радуешься? — спросили друзья Джованни.
— Я женился. — На ком? — На госпоже Нищете!»
Из жизни святого Франциска Ассизского, 1204 г.
В Оренбурге, многоликом и многоголосом городе, есть много священных известных и забытых памятных мест. Одно из них – за алтарем храма Лоретанской Божией Матери (ул. 8 Марта, 24 а), где находится место вечного упокоения строителя и первого настоятеля храма – Михаила Фаддеевича (духовное имя – Кандида) Зеленко (1799 – 1860 гг.). Человека легендарного, чье имя окутано сакральным ореолом мученичества за Христа и бескорыстного служения бедному люду – ссыльным и мещанам г. Оренбурга. Человек огромной силы христианской веры, труженик и бессребреник, ведомый Божиим Промыслом на восточную окраину Российской империи, он увидел свою духовную миссию в том, чтобы служить всем сердцем самым обездоленным людям, в первую очередь, неся духовное утешение своим землякам – польским ссыльным. Появление Кандида Зеленко в Оренбурге в целом удивительно символично. Будучи обвиненным в участии в польском восстании 1833 г., он был сослан в Оренбург и приехал в город 1 октября 1833 г., через 10 дней после посещения города поэтом А.С. Пушкиным. Наверняка не раз он обсуждал со своими друзьями и со своим покровителем – губернатором В.А. Перовским – это посещение поэта, читал и перечитывал «Историю Пугачева» и «Капитанскую дочку», сопереживая той великой народной трагедии, которая выплеснулась в этом бунте. Будучи сам гонимым, он видел, как в русском, так и в польском бунте некое антихристианское начало, которое подрывало солидарность в обществе, подтачивало духовные силы народа и легитимность власти. Кандид Зеленко не был революционером, свержение царской власти претило его христианскому верноподданическому чувству. Он всячески обличал безбожие «революционности», примирял польских ссыльных с провиденциальным смыслом единства России и Польши, единства царской власти и народа. Но ему было также не чуждо глубокое сопереживание людскому горю, нищете и обездоленности. Это его влекло к нищим, он чурался всякой роскоши и салонных вечеров.
Приняв как христианский крест свое служение людям в Оренбурге, 4 октября 1833 г. он обращается к губернатору В.А. Перовскому с просьбой о желании послужить Отечеству в любом качестве и назначении минимального содержания. Только 22. 03. 1834 г. ему стали выплачивать такое жалованье согласно решению В.А. Перовского, «принимая во внимание бедность и скромное поведение ксендза Зеленки назначить жалованье по одному рублю в сутки»2. Эти первые полгода в Оренбурге были одними из самых тяжелых в жизни Зеленко, он находился в отчаянном положении, денег не было даже на продукты, источником доходов были только частные уроки. Надежда была в молитве только на Бога, что он вспомнит и призовет на служение Себе свое верное чадо. Будучи сам лишен всего, отец Кандид помогал, чем мог каждому страждущему, который встречался на его жизненном пути. Пытаясь облегчить участь ссыльного 10 января 1835 г. В. А. Перовский подал представление о возвращении на родину М. Ф. Зеленко, который «со времени пребывания своего в г. Оренбурге ведёт себя с примерною скромностию и ни в какой неблагонамеренности не замечен»3. 14 марта 1835 г. министр внутренних дел разрешил ссыльному покинуть место ссылки в Оренбургском крае для проживания в одном из доминиканских монастырей на территории Белоруссии. Но узнав об этом милостивном повороте судьбы, М. Ф. Зеленко выбирает решение остаться в Оренбурге, понимая ответственность своей духовной миссии, он не желает себе привилегий, но только быть полезным тем страдальцам, к которым привел его Христос. Согласно указа Римско-католической духовной коллегии от 4 октября 1835 г. № 2239 Михаил Зеленко был допущен «к совершению богослужения и отправлению духовных треб католикам, в г. Оренбурге проживающим».4 А 15 мая 1939 г. по высочайшему решению императора назначен капелланом отдельного Оренбургского корпуса5. Неоднократные прошения губернатора В.А. Перовского в Санкт-Петербург, в министерство внутренних дел об этом назначении были такими горячими, как будто без отца Кандида было невозможно духовное устройство всего Оренбургского края. И в этом была глубокая правда. Нравственный пример одного труженика вдохновляет тысячи, жар любви одного пастыря ведет ко Христу всю паству. По словам Ф.М. Достоевского, таких людей называют «всечеловеками», они являются для всех всем, служа каждому человеку из всех сословий общества и не ища награды земной. Более десяти лет с отцом Кандидом общался председатель Оренбургской пограничной комиссии В.В. Григорьев, живший в Оренбурге. Удивляясь скромности святого отца, он ни разу от него не слышал и слова о превосходстве себя или своей религии перед людьми. Отец Кандид ко всем людям относился с любовью ровно, отзываясь на любое человеческое прошение, от кого бы это не исходило. Вот как он описывает «доброго католика» отца Кандида: «Как христианин, он сохранил твердую веру в Промысел; как человек с умом и волею, он знал, что свет не без добрых людей и терпением можно везде создать себе полезную деятельность; как священник, он устремил эту деятельность на помощь слабым и служение страждущим, всего себя отдав в распоряжение каждому, кто только нуждался в утешении, совете, в содействии»6. Будучи капелланом Оренбургского войскового корпуса, отец Кандид много времени был в разъездах, ведь территория корпуса раскинулась «от берегов Волги и Камы до берегов Сыр-Дарьи, и от пределов Сибири до почти границ Персии».7 Как пишет Д.Н. Денисов: «ежегодно Михаил Зеленко проезжал на лошадях более 3 тысяч вёрст, чтобы без богослужения и религиозных обрядов не остались даже самые небольшие группы католиков, которые в середине XIX века были рассеяны по 24 городам и крепостям Оренбургского края»8. На 1850 год по Оренбургской губернии насчитывалось 1780 верующих католического обряда.
Все жители 20-тысячного Оренбурга знали отца Кандида лично. По воспоминаниям генерала Н.Г. Залесова: «Он с утра до ночи разъезжал по городу на своей неизменной рыжей лошадке с просьбами за какое-нибудь лицо, и для оренбургского жителя показался бы тот день необыкновенным, в который он не увидел бы на улице ксендза»9. Отец Кандид считал несчастным тот день, в который он не накормил голодного или не посетил нищего. В.В. Григорьев отмечает: «Зеленку же знали повсюду в крае, и повсюду любили: знали и любили не одни сильные мира сего, но и меньшая братия еще более чем старшая».10 Особенно поражало в нем отсутствие религиозной заносчивости и сословного превосходства, в каждом человеке он видел брата во Христе, даже в иноверцах. По слову В.В. Григорьева отец Кандид «был чужд всякой религиозной исключительности, всякого фанатизма, всякого стремления к прозелитизму. Христианин какого бы то ни было вероисповедания был для него такой же брат во Христе, как римский католик. Последователь ислама, прибегавший к его помощи, мог быть уверен в искреннем и горячем содействии с его стороны столько же, как русский раскольник или реформатор поляк».11
Естественно, такая кипучая деятельность отца Кандида не могла быть скрыта от общественности и гражданских властей, и он не раз обращался к властям открыть общество призрения бедных и официально принимать от благотворителей суммы для пожертвований. По ходатайству М.Ф. Зеленко 21. 02. 1837 г. В.А. Перовский разрешил создать «общество посещения бедных» и принимать благотворительные суммы, сначала только по завещанию умерших, а через несколько лет и от всех жертвователей. Бессменным секретарем общества был назначен ксендз Кандид Зеленко. С 11.01.1941 г., в связи с увеличением жертвуемых сумм, была заведена шнуровая книга для их приема. О масштабе такой, только частично известной благотворительной деятельности отца Кандида, свидетельствует И.Ф. Бларамберг, что за «первые 7 лет он раздал среди населения города в общей сложности более 20 тысяч рублей ассигнациями».12
Много было тайных жертвователей в общество бедных у отца ксендза, по слову Спасителя «творите милостыню тайно», но были и те, которые открыто помогали обществу. Одна из них – Матильда Петровна Обручева, жена губернатора Оренбургского края В.А. Обручева (1793 – 1866 гг.). По воспоминанию И.Ф. Бларамберг, она была «урожденной Ригенсерин, француженкой по происхождению, писаной красавицей, высокой блондинкой, образованной и приветливой в обхождении»13.
Священник Н.Н. Модестов приводит свидетельство о благотворном сотрудничестве отца Кандида и Обручевой: «Чтобы увеличить средства общества посещения бедных, генеральша Обручева устраивала благородные спектакли «действующими лицами были адьютанты, офицеры генерального штаба, инженеры и дамы военного округа», Зеленко был секретарем общества и «милостынераздавателем»14. При губернаторе В.А. Перовском отец Кандид был абсолютно самостоятелен в тайной и явной раздаче милостыни. Суммы жертвователей так усилились, что он при разрешении Перовского устроил «первое в Оренбурге частное заведение для обучения бедных девочек шитью и рукоделию». Заслуженно отец Кандид пользовался огромным доверием и уважением со стороны гражданских и военных властей. Генерал Н.Г. Залесов вспоминает: «Одаренный большим умом, неимоверной терпеливостью в достижении своих целей, кроткий, со всеми ласковый и обходительный Зеленко уже при Перовском пользовался большим влиянием на административные дела оренбургского края»15.
За свою самоотверженную деятельность по помощи бедным отец Кандид Зеленко был отмечен неоднократно благодарностью властей, а «25 ноября 1850 г. генерал В.А. Обручев представил Зеленку к награждению орденом святой Анны 3 степени, но вместо того он был награжден золотым наперстным крестом»16. Крест был вручен от имени императора и был с надписью: «Пастырю, дающему пример пастве словом и житием». Но не земных наград искал в своей жизни монах доминиканского ордена Кандид Зеленко, но вечной награды от Спасителя Иисуса Христа, которому он верно «до живота своего» служил. В житии святого Франциска Ассизского есть эпизод, когда он встречает прокаженного на дороге, и на ум ему приходят слова Христа о принятии больных, нищих и заключенных как самого спасителя. Воодушевленный святой Франциск припал к прокаженному с «поцелуем мира», воздавая любовью Христа отверженному нищему. В жизни отца Кандида такие встречи были постоянны, он не гнушался оставленных всеми больных и нищих, утешая их и наставляя в последний путь Святыми Тайнами. Один из таких ярких примеров: «Особенно ревностную и самоотверженную пастырскую деятельность проявил Зеленко в 1848 г., когда, напутствуя больных и умирающих от холеры, он безбоязненно шел навстречу смерти».17 Таким же «геройским самоотвержением» был отмечен обществом священник Петропавловской военной церкви отец Стефан Содальский, причащавший умирающих больных. Во время этой холерной эпидемии в 1848г. умерло по Оренбургской губернии более 4.000 человек. После сугубого молебна перед чудотворной иконой Табынской Божией Матери эпидемия пошла на спад. Это событие вошло в текст акафиста иконы.
Духовно врачуя и посещая Христа в сердцах обездоленных, отец Кандид делом своей жизни как духовное лицо видел в строительстве и украшении земного храма Божьего. При его назначении в 1839 г. капелланом, он устроил в Оренбурге походную католическую церковь, первоначально помещавшуюся в арендованном доме, а после – в особо устроенном деревянном здании. Пять лет шла переписка с властями о разрешении строительства каменного здания костела, в 1844 г. оно было получено и строительство началось. Закладка костёла совершена была 15 мая 1845 г.; осенью 1845 г. костёл окончен был вчерне; в 1846 г. была произведена в нём внутренняя отделка, а в 1847 г. он отстроен был совсем и 20 ноября ксендзом Зеленко освящён.18 Все свои средства, получаемые от жалованья как священника, отец Кандид тратил для общества бедных и для строительства храма. После его смерти у него не нашлось никаких сбережений и личного имущества. Строительство храма являлось главным делом его жизни. Большую часть средств для храма было получено из государственной казны по разрешению покровителей деятельности отца Кандида губернаторов В.А. Перовского и В.А. Обручева. По указу императора Николая I по смете на строительство было заложено государством 6086 рублей серебром из лесного экономического капитала19. Об этой необходимой государственной поддержке свидетельствует и католический епископ Франциск Симон, посетивший в 1893 году оренбургский костел и выразивший в своей проповеди особенную радость по поводу того, что «русская казна построила для католиков храм даже на далекой окраине востока».20
Всего себя отдал отец Кандид на служение людям, не щадя своего здоровья. По свидетельству Григорьева В.В.: «верный самому себе, Зеленко везде старался делать людям добро, не обращая внимания на принадлежность нуждавшихся в его помощи к тому или иному исповеданию. Утром и вечером двери его скромного жилища открыты были для каждого, кто только
хотел обратиться к его помощи или заступничеству, а с утра и до вечера сновал он по городу, и в 30-ти градусный мороз и в 40-ка градусный жар, под дождём и в метель, хлопоча по чужим надобностям, являясь всюду, куда призывал его долг и человеколюбие, всюду, где мог быть полезным ближнему. Старушка мещанка А. и отставной офицер Б. заболели: об этом дали знать Зеленке, – и вот Зеленка отправляется навестить одиноких, едет от них к доктору с просьбой посетить их и к аптекарю с просьбой отпустить им лекарства даром. Умер чиновник В., оставив без куска хлеба жену и детей, вдове надо выхлопотать единовременное пособие, детей пристроить, а для этого написать, добыть и подать, куда следует, разные прошения и свидетельства, – Зеленка сам пишет прошения, сам хлопочет о получении свидетельств и едет просить, кого нужно, о помещении детей в учебные заведения на казённый счёт. Заходили к нему утром прачка Г. и повар Д., просили отыскать им место, – Зеленка заезжает в десять – двадцать домов узнать, не нужно ли кому повара не пьяницу и прачку не воровку? Умер отставной солдат Е., его и похоронить не на что, – Зеленка хоронит его на свой счёт. Явился иногородний столяр Ж., хочет поселиться в Оренбурге и работать, да нечем обзавестись, – Зеленка добывает ему денег на обзаведение и рекомендует его в двенадцати домах. В семействе З. получено известие о несчастии, постигшем одного из его членов, – Зеленка немедленно отправляется к этому семейству, разузнаёт, в чём дело, указывает средства поправить беду, утешает, ободряет. Словом сказать, он был прибежищем всем беспомощным, всем бесприютным. Выдавались дни … и нередко, когда он делал до пятидесяти посещений и, несмотря на это, находил ещё досуг вести самую обширную в Оренбурге переписку, так как отовсюду в краю все знавшие его – а кто же его не знал? – обращались к нему в своих надобностях всякого рода, по делам всякого рода, где мог употребить он своё ходатайство. Для некоторых семейств, к которым он почему-либо питал особенную привязанность, где был домашним другом, без совета с которым ничего не делалось и не предпринималось, он, можно сказать, обделывал все дела их от самых важных до самых мелочных, если в тех и других, само собою разумеется, не было ничего дурного. И в числе семейств этих, не излишне заметить, римско-католических было не более, как на половину, остальные же православного или евангелического исповеданий».21 После одной из таких бесчисленных поездок по губернии он вернулся совершенно больным, советы врачей оказались ошибочны, его лечили от лихорадки, а было воспаление легких. К больному проделав путь в 1000 верст 26 октября приехал каноник из Саратова Иоанн Рымша22, который присутствовал при последних днях М.Ф. Зеленко. В восемь утра 31 октября (по новому стилю – 13 ноября) 1860 г. отец Кандид, напутствуемый Святыми Таинствами, отошел ко Господу. Не было ни одного человека в г. Оренбурге и губернии, который не молился Богу об этом великом нищелюбце. При большом стечении народа он был отпет 3 ноября в храме Лоретанской Божией Матери и похоронен за алтарем храма. Все священнослужители Оренбурга приняли участие в пожертвованиях на возведение мраморного надгробия настоятелю храма. По свидетельству современников: «Памятник сооружен по подписке, где приняли участие «священники православные и евангелического исповедания, купцы православные и старообрядцы, два муллы и восемь других магометан»23. Во всех храмах г. Оренбурга возносились молитвы за этого святого человека. Ежегодно в общественных собраниях города проходили чествования памяти отца Кандида Зеленко. В 1900 г. прихожане установили на алтарной части стен собора Лоретанской Божьей Матери памятную мраморную доску с надписью, которая в переводе на русский язык гласила: «Ксендзу Михаилу Зеленке, мужу великих заслуг, воспитаннику Виленскаго университета, основателю и первому настоятелю костёла в Оренбурге, скончавшемуся Октября 31 дня, года Господняго 1860. Прихожане в 1900 году»24. К сожалению, во время закрытия храма при Советской власти в 1932 г., памятная доска исчезла, могила была осквернена.
Но традиция благотворительности стала главной в жизни католического прихода, она продолжается и сейчас. В 1861 г. благотворительное общество было переименовано в «общество вспомоществования бедным по г. Оренбургу». О его широкой деятельности свидетельствует такой факт. Так на 1 октября 1870 г. в кассе комитета общества вспомоществования бедным «состояло билетов на 1296 руб. 94 коп. и серий на 350 руб., наличными деньгами 479 руб. 17 коп.».25 В июле 1898 г. инициативная группа верующих подала на имя губернатора ходатайство о разрешении организовать Приходское благотворительное общество при римско-католической церкви г. Оренбурга. Его учредителями выступили член Оренбургского окружного суда, коллежский асессор Александр Николаевич Вольский, окружной инженер Оренбургского горного округа, коллежский советник Фелициан Викентьевич Стебельский, оренбургский губернский землемер, коллежский советник Иван Антонович Брожинский и местный купец, владелец пивоваренного завода Егор Егорович Гофман. По рассмотрении предложенного ими проекта 10 сентября 1898 г. оренбургский вице-губернатор И. Н. Соколовский утвердил устав католической благотворительной организации26.
Общество преследовало цель оказывать вспомоществование нуждающимся прихожанам Оренбургской римско-католической церкви. Эта помощь могла выражаться:
1) снабжением одеждою, пищею и приютом неимущих, если они не могут приобретать их собственными трудами, равно выдачею им, в крайних случаях, денежных пособий;
2) содействием к приисканию нуждающимся занятий или службы, к приобретению ими для работ материалов и инструментов и к выгодному сбыту изделий бедных тружеников;
3) снабжением бедных больных медицинскими пособиями под наблюдением врача на дому, а также помещением таким больных на счёт Общества в больницы и содействием к погребению умерших;
4) определением престарелых и немощных в богадельни, дома призрения и т. п., а малолетних – в сиротские дома, приюты, убежища, ремесленные и учебные заведения;
5) облегчением и доставлением способов для призрения и воспитания сирот и детей неимущих или неизвестных родителей;
6) распространением в народе книг нравственного содержания;
7) доставлением неимущим средств возвратиться на родину.
Для выполнения указанных задач объединение имело право открывать общественные столовые, чайные, дешёвые квартиры, ночлежные дома, убежища, приюты, училища, общежития, дома трудолюбия, больницы, амбулатории и тому подобные заведения»27.
Общество еще больше расширило сферу своей деятельности не только по г. Оренбургу, но и по всей губернии. Деятельность благотворительного общества так расширилась, что в 1904 г. оно учредило начальную школу имени К.А. Чеховича. Размер капиталов общества вырос в 1906 г. до 5591 руб.,28 а количество членов общества в 1907 г. выросло до 109 человек. Причем это были не только предприниматели, а в основном творческая и техническая интеллигенция. Количество католиков в Оренбургской губернии выросло в 1910 г. до 10794 человека.29 В самом Оренбурге их было только 2667 человек, а в 1915 году около 5000 человек. С началом Первой мировой войны к марту 1915 г. в Оренбургской губернии находилось 3825 поляков-переселенцев, для их обустройства был создан Оренбургский польский комитет помощи жертвам войны30. Приходское благотворительное общество открыло в 1915 г. в здании наследников Е. Е. Гофмана на Неплюевской ул., 44 (ныне Ленинской) Дом трудолюбия с прачечной, столярной, сапожной и другими мастерскими.31
После закрытия храма при Советской власти в 1932 г. до 1993г. в нем находился кожевенный цех. С 1994 г. в храме возобновлены богослужения. Традиция благотворительности в приходе нашла свое новое воплощение. С января 2001 г. при приходе храма было открыто отделение «Каритас Оренбургской области», в работе которого священникам помогают сестры из Конгрегаций Служительниц Богородицы Девы Непорочно Зачатой и Вознаградительниц Пресвятого Лика. Сестры проводят занятия с детьми в воскресной школе, опекают больных и стариков, ведут подготовку к таинствам, принимают участие в проведении летних духовных упражнений. Согласно уставу, его задачами являются: исповедание христианской веры; осуществление благотворительной деятельности и социального служения; содействие возрождению в обществе принципов христианского милосердия. Со времени регистрации объединения его работниками на территории области было реализовано несколько десятков масштабных благотворительных проектов. Организованы центр для детей из социально неблагополучных семей, сбор вещей и канцелярских принадлежностей к началу учебного года, открыта приходская бесплатная столовая для неимущих, налажена опека на дому одиноких инвалидов, в рамках проекта «Реновабис» оказана практическая материальная помощь беженцам и вынужденным переселенцам из Чечни, Таджикистана, Узбекистана и других регионов»32.
Символично, что с 1994 г. в храме несут служение священники из ордена редемптористов, чье призвание – «проповедовать Евангелие самым бедным и заброшенным» – «евангельской простотой жизни и речей, а также самоотречением и готовностью приняться за любой труд, дабы нести людям Многое Избавление» (Конституция ордена, 20). Традиция нищелюбия как подражания Христу, благодаря деятельности ордена, снова стала частью духовного возрождения в Оренбургском крае.
Недаром в заголовок статьи вынесен эпиграф из жизни Франциска Ассизского, «Апостола нищеты». Как и Франциск, отец Кандид Зеленко, будучи из богатой семьи, отрекся от роскоши и стал монахом, повенчался с «бедностью», возлюбил ее как супругу. Как и Франциск, который обменялся одеждами с нищими у паперти храма святого Петра в Риме, отец Кандид отдал свои одежды обездоленным жителям Оренбурга, являя собой пример «бедного жития», как идеал «евангельского совершенства». Всей своей жизнью он исполнил завет «бедности» святого Франциска: «Да опасаются братья принять церкви, бедные жилища и всё, что построено для них, если они не соответствуют святой Бедности, которую мы обещали в Уставе ордена; и должны они обретать там приют только как странники и пришельцы». Эти слова из «Завещания» святого Франциска Ассизского, составленного им в 1226 г.33
Его завещание несет в своем сердце и Папа Римо-Католического Престола Франциск, который избрал нищелюбие символом своего служения: «Существует духовная бедность, которая захватила современного человека. Мы бедны любовью, хотя имеем жажду правды и справедливости. Но самой большой бедностью является отсутствие Христа, и если не несем Христа людям, то что мы делаем для них»34. В Латинской Америке он по праву был назван «Папой трущоб», посещая дома бразильских бедняков. В одном из районов таких трущоб в Варгине он произнес: «Я несу каждого из вас в моем сердце и готов разделить то, что глубоко внутри вас: благодарность за радость, мольбы о помощи в минуты трудностей, жажду утешения в периоды горя и страданий»35. Обращаясь к современным священнослужителям, он призвал их к миссии нищелюбия в одной из своих проповедей: «Об этом я вас прошу: будьте пастырями, «пахнущими потом своих овец», пастырями среди своей паствы и ловцами человеков».36 Именно таким добрым пастырем своих овец был отец Кандид Зеленко, его нравственный пример – есть лучшее в современном пастырском служении.
В деле духовного возрождения не может быть конфессионального разделения, идеологии превосходства и прозелитизма в религии. Общие тенденции духовной деградации общества, в первую очередь, связанные с неверием и потребительством, – как проблемы стоят перед каждой христианской конфессией. Пример отца Кандида Зеленко, который вместе с православным священником Стефаном Содальским шел спасать холерных больных в 1848 г., крайне важен в современности. Актуальными для католицизма в России звучат слова Папы Франциска: «Потребительство, благополучие причинили нам много вреда. А они (православные) сохранили красоту Бога в центре. Читая Достоевского, а его нужно всем читать и к нему возвращаться, я проникаю в русскую, восточную душу. И это очень нам помогает. Мы нуждаемся в этом обновлении, в свежем ветерке, в свете с Востока»37.
13 ноября 2014 г. исполняется 154 года со дня кончины первого настоятеля храма Лоретанской Божией Матери г. Оренбурга – Кандида Зеленко. В этот день было бы исторически справедливо проводить при приходе храма благотворительные акции для бедных граждан г. Оренбурга, гражданскую и церковную панихиду по отцу Кандиду Зеленко. Восстанавливая о нем историческую память, как о строителе храма и организаторе благотворительной деятельности в Оренбурге, приходу костела можно было бы обратиться ко всем священнослужителям и жителям г. Оренбурга открыть подписку на сооружение мемориального надгробия и бюста отцу Кандиду Зеленко. Его яркий пример христианского служения необходим в нашем обществе, где утрачивается дух милосердия, где необходим пример для каждого пастыря всех конфессий в Оренбурге для служения всем жителям, невзирая на вероисповедание и сословие.
1 Мишучков А.А. Нищелюбие есть подражание Христу: Кандид Зеленко – настоятель храма Лоретанской Божией Матери г. Оренбурга. // Материалы круглого стола «Католицизм в конфессиональном пространстве Уральского региона», посвящённый 170-летию издания указа о постройке католического собора г. Оренбурга 14 ноября 2014 г.
2 Модестов Н. Н. Бывший префект гродненской гимназии, иеромонах доминиканского ордена Кандид Зеленко в Оренбурге: исторический очерк // Труды Оренбургской учёной архивной комиссии. Выпуск XXVIII. – Оренбург: Тип. Тургайск. Обл. Правления, 1913. – С. 14.
3 Денисов Д. Н. Католицизм в конфессиональном пространстве Оренбургского края (конец XVIII – начало XXI вв.). Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. С.9.
4 РГИА. Ф. 826. Оп. 3. Д. 70. Л. 44.
5 ГАОО. Ф. 6. Оп. 5. Д. 10732. Л. 61–79.
6 Модестов Н. Н. Указ. соч. С. 75.
7 Модестов Н. Н. Указ. соч. С. 75.
8 Денисов Д. Н. Указ. соч. С.26.
9 Модестов Н. Н. Указ. соч. С. 282. Цит. по: Русская старина. – Май, 1903.
10 Модестов Н. Н. Указ. соч. С. 76.
11 Модестов Н. Н. Указ. соч. С. 77 – 78.
12 Бларамберг И.Ф. Воспоминания. – М.: Наука, 1978. – С. 266–267.
13 История Оренбуржья // Оренбургская Шевченковская энциклопедия / под ред. М.П. Обручева Режим доступа: http://kraeved.opck.org/biblioteka/enciklopedii/ose/o.php.
14 Модестов Н.Н. Указ. соч. С. 47.
15 Модестов Н. Н. Указ. соч. С. 59.
16 Модестов Н. Н. Указ. соч. С. 40.
17 Модестов Н. Н. Указ. соч. С. 42.
18
Денисов Д. Н. Указ. соч. С.12.
19 РГИА. Ф. 826. Оп. 3. Д. 70. Л. 48 – 48 об.
20 Оренбургский листок. – 1893. Цит. По: Модестов Н.Н. Указ. соч. С.42.
21 Григорьев В.В. о Зеленко // Труды Оренбургской учёной архивной комиссии. Выпуск XXVIII. – Оренбург: Тип. Тургайск. Обл. Правления, 1913. – С. 77.
22 ГАОО. Ф. 6. Оп. 6. Д. 13756. Л. 1 – 3 об.
23 Северная пчела. – 1861 – № 74. Цит. По: Модестов Н.Н. Указ. соч. С. 64.
24 Модестов Н. Н. Указ. соч. С. 64.
25 Модестов Н. Н. Указ. соч. С. 45. Цит. по материалам архива ОУАК, гражданское дело от 20.07.1865. С. 123 – 124.
26 Денисов Д. Н. Указ. соч. С. 56.
27 ГАОО. Ф. 10. Оп. 2. Д. 157. Л. 1–10 об., 16.
28 Денисов Д. Н. Указ. соч. С.63.
29 Денисов Д. Н. Указ. соч. С.74.
30 Денисов Д. Н. Указ. соч. С.82.
31 ГАОО. Ф. 10. Оп. 2. Д. 157. Л. 150 – 152; Оренбургское слово. – 1915. – 21 ноября. – № 90
(259). – С. 1.
32 Смирнова Н. А. Католицизм // Конфессии и религиозные объединения в Оренбургской
области. Справочник. – Оренбург: ИК ОРЦСИ, 2012. – С. 88.
33
Завещание (Франциск Ассизский). Режим доступа: http://ru.wikiquote.org. 34
Папа Франциск: величайшая бедность – отсутствие Христа. Режим доступа: http://www.katolik.ru/vatikan/116133-papa-frantsisk-velichajshaya-bednost-otsutstvie-khrista.html.
35 Крымская газета. Режим доступа: http://gazeta.crimea.ua/articles/papa-francisk-asket-bolelshik-i-zashitnik-bednyakov-4781.
36
Проповедь Святейшего Отца Франциска. Режим доступа: http://ru.radiovaticana.va/storico/2013/03/28/%D0%BF/rus-677815. 37
Папа Римский Франциск о православии: Мы нуждаемся в свете с Востока. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/papa-rimskij-francisk-o-pravoslavii/#ixzz3GVAmr3jF.