Традиционные промыслы Нижегородской области.
Я боюсь не уметь - ремесла не иметь:
Не кроить, и не шить,- и стога не вершить.
Не работать резцом,- и не стать кузнецом.
Ничего не уметь – как души не иметь.
Этими замечательными строками можно начать разговор о русских ремеслах. Быт, ремесло, искусство – эти три понятия тесно переплелись между собой в жизни народа. Веками накапливалось мастерство людей, занимающихся своим ремеслом. Сколько труда, терпения и таланта нужно вложить в собственное творение, чтобы оно запомнилось людям. Человека, в совершенстве освоившего своё дело, называли мастером. В народе говорили: «Ремесленников много, а мастеров мало». И в наше время приводят в восхищение подлинные шедевры народных умельцев. Многие ремесла России стали известны не только на родине, но и далеко за её пределами.
Нижегородская область по признанию искусствоведов и этнографов – одна из самых богатых в России по разнообразию народных промыслов. Причины тому природного характера: сырое болотистое Заволжье имеет бедные почвы, да и местный климат трудно назвать благоприятным для ведения сельского хозяйства. Но ещё П.И. Мельников-Печерский отметил: «Леса заволжанина кормят». Лес дал нижегородцам топливо, строительный материал и сырьё для прикладного искусства.
Первоначально слово «хохлома» означало название одной из окрестных деревень. Сюда мастера из окрестных деревень приносили свои изделия. Народный промысел развивался постоянно. А после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос. Нужно пройти много технологических стадий, чтобы изделия приобрели глубокий, насыщенный цвет и стали червонным золотом. Так и называют хохломскую посуду – «деревянное золото».
В Городце и его окрестностях развивался другой вид росписи. Любимые мотивы городецких художников – «дамы» и «кавалеры» во время свиданий, чаепитий, прогулок по саду или по улице, поездки на лошадях, городецкий конь, птицы, стилизованные цветочные орнаменты с «розанами» и «купавками». Ярко, любовно, но вместе с тем условно и весело пишется быт, окружение – кони с пышными гривами и хвостами, довольные коты, столы с яствами, домашние цветы, ходики с гирями. Свое начало роспись берет с резьбы и инкрустации по дереву: ею украшались донца городецких прялок, которые делались из мореного дуба, имевшие разные оттенки древесины. Сейчас в Городце расписывают мебель и кухонную утварь. Отличительной цветовой особенностью является преобладание красного, желтого, зеленого и черного цветов.
В долине реки Пьяны, в селе Борнуково Бутурлинского района, работает фабрика «Борнуковская пещера», изготавливающая традиционные фигурки животных, вырезанные из декоративного камня ангидрита белого с розовым, желтоватым или зеленоватым оттенком. А любимые персонажи умельцев – взлетающий орел, лев или медведь, лакомящийся медом! Жители Павлова, Арзамаса, Лыскова владеют искусством плетения из лозы. Здесь делают не только изящные корзины, но и мебель. В 16-ти км. от Павлова – в селе Вареж - имеется школа лозоплетения, куда приезжают учиться даже англичане и китайцы. На основе народных промыслов в селе Казаково Вачского района работает единственная в области ювелирная фабрика. Казаковцы освоили технику зерни – украшения поверхности шариками из металлов - и филиграни – спаивания узоров из тонких проволочек, иногда в сочетании с эмалями.
Очень популярны изящные вазы, подстаканники, панно, столовые приборы, кубки, броши.
В некоторых районах области (Богородск, Большое Болдино) сохранились традиции гончарных промыслов. Гончарных дел мастера делают кухонную посуду, игрушки-свистульки, с особой раскраской, символизирующей кровь, душу, жизненную силу, а также сам процесс игры на этих примитивных музыкальных инструментах тесно связан с древними магическими ритуалами.
Издавна славится по всей России городецкое золотое шитьё. Работы мастериц отличались богатым орнаментом и безупречным качеством. Вышивкой украшали и одежду, особенно платки и душегреи. Не менее знаменита и вышивка, исполненная в технике «чкаловский гипюр». В Балахне возрождается знаменитое искусство кружевоплетения. Лучшие работы балахнинских мастериц находятся в экспозиции краеведческого музея, здесь же проводятся мастер - классы по плетению на коклюшках. Нижегородские мастера делали валенки и кошму, обрабатывали кожи и шили обувь. В Павлове исстари делали многообразные столовые приборы, известные на всю Россию. Город Павлово знаменит и тем, что здесь ученики Павловского училища изготовили царь – замок весом почти 400 кг, который включён в книгу рекордов Гиннеса, в музее находится уникальная микроскопическая механическая золотая блоха, а центральную площадь города украшает памятник кузнечного искусства – кованное дерево – лимон! В селе Чулково Вачского района мастерили обитые железом сундуки для продажи на Нижегородской ярмарке, в Пурехе и Лыскове отливали медные колокольчики. Нижегородцы всегда были народом умелым, старательным, и всё сделанное их руками, расходилось по разным российским губерниям и за границу. Всё самое лучшее и доброе, накопленное веками русский народ донес до своих потомков. Именно поэтому и сотни лет спустя мы восхищаемся мастерством, черпаем их него знания и опыт предыдущих поколений. Это тот неиссякаемый родник, который питает жизнь русского человека, его творчество и его традиции.
Пусть жизнь нещадно коротка, но выше горьких сожалений
Рука, не терпящая лени, в которой тяжесть молотка,
В которой – серп или штурвал, перо, лекало иль зубило….
Ушел – как смену передал, чтоб мастерство бессмертно было!