Краеведение - это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Предметом изучения могут быть события, происходившие на территории района (области) в эпоху былых веков.
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.
У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Но большим подспорьем в этом деле обязаны стать краеведческие объединения, действующие в учреждениях дополнительного образования детей, особенно станции детского и юношеского туризма, которые дают огромные возможности для сочетания теоретических и практических занятий, проведения экскурсий в музеи города, к памятникам и историческим объектам своей «малой родины».
Данная программа по краеведению «Нижнекамск городок – России уголок» актуальна, так как призвана раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения в условиях дополнительного образования.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к изучению истории России и Татарстана через изучение исторических объектов родного города.