СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"...но всё-таки я человек" ("Маленькие люди" в романе Достоевского)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"...но всё-таки я человек" ("Маленькие люди" в романе Достоевского)»


Тема: «Маленькие люди» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости.


Я не хуже других, только так, не

                блещу ничем, лоску нет,

но всё-таки я человек, сердцем

и мыслями я человек.

                                        Ф.М. Достоевский

                                        "Бедные люди"

"Маленький человек" -  тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, т.е. в 20-30 годах  XIX века. Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель". Его традиции продолжил Н. В. Гоголь в повести "Шинель".

         В 1840-1850 годах тема "маленького человека" разрабатывалась в основном в жанре повести, героем которой был мелкий чиновник. У Н.В. Гоголя это Акакий Акакиевич Башмачкин из повести "Шинель" (1842) и капитан Копейкин из поэмы "Мёртвые души" (1842). У Ф.М. Достоевского - Макар Девушкин в "Бедных людях" (1846) и Семён Мармеладов - в "Преступлении и наказании" (1866).

Выражение "маленький человек" употребляется в широком смысле: "маленький", то есть незаметный, незначительный, ничтожный, даже жалкий. "Маленький человек" - персонаж произведения, с которым никто не считается, которого никто не ценит, над которым каждый позволяет себе издеваться. Да он и сам понимает свою жалкость и стремится изменить своё положение, но никогда не достигает успеха.

Достоевский показал нам и обратную сторону "маленького человека", показал, как нищета и униженность опустошают личность, приводят её к деградации. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть старого Петербурга, клоаку столицы.

Своеобразие темы "маленького человека" у Ф. М. Достоевского:

  • "Маленький человек" обладает сложной и противоречивой душой;

  • Автор не идеализирует его: в "маленьком человеке" есть и добро, и зло;

  • Показан не только сочувственно ( по традиции), но и критически;

  • "Маленький человек" не только субъект авторского высказывания, но и субъект высказывания о себе;

  • "Маленький человек", наряду с главными героями, имеет свою идеологию, философию;

  • Несмотря на забитость, обладает гордостью, амбициозностью, а потому обидчив.

Маленькие люди в произведении Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Раскольников Родион Романович

Родион Романович Раскольников - бедный молодой человек. Судя по всему, по происхождению он является мещанином: "Мать у меня сама чуть милостыни не просит..."  Возраст Раскольникова - 23 года: "...к тому же и двадцать три года сказались." Родион Раскольников - бывший студент юридического факультета Петербургского Университета: "...тем более что ты сам на юридическом факультете." 

Психологический портрет Родиона Романовича меняется на протяжении повествования. Сначала предстает гордая личность, но с крахом теории о «сверхчеловеке» гордыня усмиряется. В глубине души — это добрый и чуткий человек, он преданно любит мать и сестру, однажды спас детей из пожара, а последние деньги отдал на похороны Мармеладова. Мысль о насилии ему чужда и даже противна.

Герой мучительно раздумывает на тему наполеоновской идеи о том, что человечество делится на две части – обычные люди и вершители судеб. Раскольникова беспокоят два вопроса – «тварь я дрожащая или право имею?» и «можно ли совершить малое зло ради большого добра?», ставшие мотивами его преступления.

Однако «идейный убийца» вскоре понимает, что преступить нравственные законы без последствий невозможно, придется пройти путь духовных страданий и прийти к раскаянию. Его учение и бунт потерпели фиаско, нарисованная теория не выдержала испытаний реальностью. К концу романа характеристика главного персонажа меняется: Родион признает, что оказался «тварью дрожащей», обычным человеком со слабостями и пороками, и ему открывается истина – к полноте жизни, к любви, к Богу ведет лишь смирение сердца.


Семья Мармеладовых

Семейство Мармеладовых – самая яркая галерея характеров, иллюстрирующих глубину падения нищих людей. Все члены этой семьи, как будто с подбитыми крыльями: они упали и не могут подняться, лишь бессильно ворочаются на земле. Они могли бы быть сонными городскими обывателями, которые не привлекли бы нашего внимания, но единственный их кормилец запил и повлек своих домочадцев на дно.

  • Семён Захарович

Семен Захарович Мармеладов - спившийся отставной чиновник, титулярный советник, угнетенный, дошедший до края человек – человек подлинно трагической судьбы. Возраст Мармеладова - за 50 лет: "Это был человек лет уже за пятьдесят..." 

Автор подробно останавливается на описании глаз и взгляда Мармеладова. Глаза – зеркало души, несмотря на его весь внешний безобразный вид, «зеленоватое лицо», у него доброе сердце, душевный характер, он умеет любить и жертвовать, он остался человеком – вот, что можно подчеркнуть из его одушевленно-восторженного взгляда на фоне ужасной внешности.

Диалог Раскольникова и Мармеладова в трактире выходит за рамки сюжета. Писатель хотел донести до нас не конкретную жизненную историю, а весь ужас нищеты, на которую люди попросту закрывают глаза, чтобы не видеть, как за финансовым крахом приходит нравственный.

Из-за алкоголизма Мармеладова его семья впала в страшную нищету. Чтобы прокормить семью, дочь Мармеладова, Соня, вынуждена заниматься "непристойной работой". На ее деньги существует вся семья: "Каких доходов? От него не доходы, а только мука была. Ведь он, пьяница, всё пропивал. Нас обкрадывал да в кабак носил, ихнюю да мою жизнь в кабаке извел!" "...чем живем и чем платим, не ведаю..."  За 5 недель до событий, описанных в романе, Мармеладов снова "берется за ум". Он идет к начальнику и тот под личную ответственность снова берет его на службу: "Ну, говорит, Мармеладов, раз уже ты обманул мои ожидания... Беру тебя еще раз на личную свою ответственность, - так и сказали, - помни, дескать, ступай!" Облобызал я прах ног его, мысленно..." "...воротился домой, и как объявил, что на службу опять зачислен и жалование получаю, господи, что тогда было!.." "Было же это, государь мой, назад пять недель." 

Спустя месяц Мармеладов наконец получает долгожданное первое жалованье. Вся семья радуется, что появились деньги: "Когда же, шесть дней назад, я первое жалованье мое - двадцать три рубля сорок копеек - сполна принес..." Однако на следующий день (за 5 дней до событий, описанных в романе), Мармеладов крадет деньги из сундука жены и уходит в запой. В течение 5 дней он бродяжничает по Петербургу, не появляясь дома. В этот момент Мармеладов знакомится с Раскольниковым в трактире.

 По признанию самого Мармеладова, он пьет не для веселья, а с горя: "Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу. Не веселья, а единой скорби ищу… Пью, ибо сугубо страдать хочу!" "Думаешь ли ты, продавец, что этот полуштоф твой мне в сласть пошел? Скорби, скорби искал я на дне его, скорби и слез..." Мармеладов знает, что он неправ. У него болит сердце за то, что он бездельничает, но при этом не может побороть свой алкоголизм: "А разве сердце у меня не болит о том, что я пресмыкаюсь втуне?" 

Мармеладов пропивает последние вещи своей жены: "...знаете ли вы, государь мой, что я даже чулки ее пропил?... Косыночку ее из козьего пуха тоже пропил..."  Он "тянет деньги" из своей дочери Сони, которая занимается "непристойной работой". При этом кроткая Соня жалеет своего отца-пьяницу и не отказывает ему в деньгах, которые достаются ей ценой унижений:  "А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить!…Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с!…" "...отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела?..." 

Самое трагическое обстоятельство в истории Мармеладова – ее типичность. Таких Семенов Захаровичей полон трактир, и все они ищут, чем же заполнить эту духовную пустоту, где раньше было достоинство. Эти люди растоптаны, унижены и доведены до предела. И в этих бесчисленных преступлениях против личности есть вина каждого из нас. Достоевский создал Семена Мармеладова, чтобы показать нам это.

  • Катерина Ивановна

Катерина Ивановна Мармеладова - жена чиновника Мармеладова. Возраст Катерины Ивановны - около 30 лет: "Раскольникову она показалась лет тридцати, и действительно была не пара Мармеладову…" 

Катерина Ивановна - несчастная, больная женщина: "Била! Да что вы это! Господи, била! А хоть бы и била, так что ж! Ну так что ж? Вы ничего, ничего не знаете... Это такая несчастная, ах, какая несчастная! И больная..." 

Катерина Ивановна - образованная, воспитанная женщина из хорошей семьи.

Катерина Ивановна сбежала с офицером из родительского дома и вышла за него замуж. К сожалению, муж увлекался картами, в результате чего попал под суд и умер: "...Вдовой уже взял ее, с троими детьми, мал мала меньше. Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дому родительского. Мужа любила чрезмерно, но в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер."  Так она в молодом возрасте осталась вдовой с тремя детьми - дочерьми Поленькой и Лидочкой и сыном Коленькой. Родственники от нее отказались. В этот момент она познакомилась с Мармеладовым, который из жалости женился на ней, чтобы спасти ее от нищеты:  "И осталась она после него с тремя малолетними детьми в уезде далеком и зверском, где и я тогда находился, и осталась в такой нищете безнадежной что я хотя и много видал приключений различных, но даже и описать не в состоянии. Родные же все отказались."  "...тогда я, тоже вдовец, и от первой жены четырнадцатилетнюю дочь имея, руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое страдание. Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая — пошла! Ибо некуда было идти."

В браке с Мармеладовым Катерина Ивановна не обрела счастья. Мармеладов запил и семья впала в нищету: "И целый год я обязанность свою исполнял благочестиво и свято и не касался сего ибо чувство имею. Но и сим не мог угодить; а тут места лишился, и тоже не по вине, а по изменению в штатах, и тогда прикоснулся!" 

Уже некоторое время Катерина Ивановна болеет чахоткой. Отчасти в ее болезни виноват и сам Мармеладов, из-за которого семья живет в нищете и холоде: "...а живем мы в холодном угле, и она в эту зиму простудилась и кашлять пошла, уже кровью..." "Катерина Ивановна стояла тут же, с болью переводя дух и держась руками за грудь. Ей самой нужна была помощь." 

Из-за чахотки и постоянных переживаний у Катерины Ивановны "мешается ум", она постепенно сходит с ума: "...Сонечка весьма основательно про нее говорила, что у ней ум мешается..."  "...в последнее время, во весь последний год, ее бедная голова слишком измучилась, чтобы хоть отчасти не повредиться. Сильное развитие чахотки, как говорят медики, тоже способствует помешательству умственных способностей..." 

Катерина Ивановна как ребенок верит, что в людях все должно быть справедливо. Она не понимает, что полная справедливость в мире невозможна: "Она справедливости ищет... Она чистая. Она так верит, что во всем справедливость должна быть, и требует... И хоть мучайте ее, а она несправедливого не сделает. Она сама не замечает, как это всё нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается... Как ребенок, как ребенок! Она справедливая, справедливая!" 

Смерть Катерины Ивановны наступает внезапно: в день похорон мужа. Она падает на улице, у нее открывается чахоточное кровотечение. Несчастная женщина вскоре умирает, обретая покой в конце своей горькой жизни, при этом последними словами, которые произносит Катерина Ивановна, становятся: «Уездили клячу! Надорвалась!». После смерти у Катерины Ивановны ее трое сирот попадают в детский дом.

Анализируя историю жизни и характер Катерины Ивановны, следует отметить, что она не из лагеря забитых и смирившихся с жизнью людей. Она принадлежит к лагерю бунтующих и ожесточенных людей. Достоевский пишет, что «ее можно было убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю, нельзя было». Бунт Катерины Ивановны — это протест человека, доведенного до последней степени отчаяния, но не примирившегося с жестокой действительностью.

  • Софья Семёновна (в переводе с греческого её имя означает мудрость)

Образ непорочного и одновременно грешного ангела в романе «Преступление и наказание» стал для публики настоящей сенсацией. Достоевский приоткрыл для читателей иную сторону жизни. Личность Сони Мармеладовой отличалась от привычных литературных героев. Ее преступление, смирение и желание искупить вину стали моральными ориентирами для всех запутавшихся.

Соня зарабатывает деньги ценой унижений и страданий, но никогда не попрекает этим свою семью. Она не осуждает своего отца за пьянство и, напротив, милосердно дает ему деньги на трактир. Ей не жалко денег на детей своей мачехи Катерины Ивановны, которых она не обязана содержать.

Соне приходится вести аморальный образ жизни, но в душе она остается чистой и благородной, заставляя нас задуматься о настоящих человеческих ценностях. Робкая и загнанная, осознающая весь свой ужас и позор положения, она терпеливо и безропотно несет свой крест, не жалуясь и никого не обвиняя в такой судьбе. Её исключительная любовь к людям и пламенная религиозность дают ей силы вынести её тяжелое бремя и помочь нуждающимся добрым словом, поддержкой и молитвой.

Образ героини, ставший бессмертной классикой, учит всех нас великой любви к ближнему, самоотдаче и самопожертвованию.

Разумихин Дмитрий Прокофьевич

Образ Разумихина олицетворяет противоположность образов «маленьких людей» в произведении «Преступление и наказание». Несмотря на то, что он так же беден, как и все другие герои книги, он все же не отчаивается и пытается справляться со своими трудностями.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин - друг главного героя романа, Родиона Раскольникова. Настоящая фамилия героя - Вразумихин, однако все зовут его именно Разумихиным, в том числе и сам автор: "...Я вот, изволите видеть, Вразумихин; не Разумихин, как меня все величают, а Вразумихин..." 

Разумихин – воплощение веры в лучшее и способности выживать даже в самых сложных условиях. Герою удается не сойти с ума в своей бедности, которая точно так же мешает его нормальной жизни, как и жизням всех других героев. Такое умение, как оставаться верным своим принципам, сильно помогает Разумихину не впадать в апатию, в которую впал Раскольников. Но кроме этих моральных качеств, Разумихин также не разочарован в людях, не замечает их истинной сущности.


ИТОГИ: Ф.М. Достоевский пристально и проницательно вглядывался в душу "маленького человека". И это было новым словом не только в русской, но и во всей мировой литературе. Созданные им образы "маленьких людей" проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание.

В произведении показан мир нищеты, невыносимых страданий, в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). «Маленький человек» - это микромир, это целая вселенная в микромасштабе, и в этом мире способны родиться многие протесты, попытки вырваться из тяжелейшего положения. Этот мир очень богат светлыми чувствами и положительными качествами, но эта микромасштабная вселенная подвергнута унижению и гнету со стороны государства. «Маленький человек» выброшен жизнью на улицу. «Маленькие люди», по Достоевскому, малы только в социальном положении, а не во внутреннем мире.

Ф. М. Достоевский выступает против бесконечных моральных унижений «маленького человека», но он отвергает путь, выбранный Родионом Раскольниковым. Он не «маленький человек», он пытается протестовать. Протест Раскольникова страшен по своей сути («кровь по совести») – он лишает человека его человеческой натуры. Также Ф. М. Достоевский выступает против социальной, кровавой революции. Он за моральную революцию, потому что острие топора кровавой революции попадет не в того, из-за кого «маленький человек» страдает, а именно в «маленького человека», который находится под гнетом безжалостных людей.

Ф.М. Достоевский показал огромные человеческие муки, страдания и горести. Но среди такого кошмара «маленький человек», обладающий чистой душой, безмерной добротой, но «униженный и оскорбленный», он велик в нравственном плане, в своей натуре.

«Маленький человек» в изображении Достоевского протестует против социальной несправедливости. Главная особенность миропонимания Достоевского – человеколюбие, обращение внимание не на положение человека на социальной лестнице, а на натуру, его душу – это основные качества, по которым надо судить о человеке.

Ф.М.Достоевский желал лучшей жизни для чистого, доброго, бескорыстного, благородного, душевного, честного, мыслящего, чувствительного, рассуждающего, духовно возвышенного и пытающегося протестовать против несправедливости; но бедного, практически беззащитного, «униженного и оскорбленного» «маленького человека».


Домашнее задание: напишите в тетрадь подробный, аргументированный примерами из текста ответ на следующий вопрос - Какие же они, «маленькие люди» Достоевского? В чем актуальность темы «маленького человека»?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!