СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ночь перед Рождеством

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: развивать умение видеть художественное разнообразие пейзажных зарисовок в произведении; развивать речемыслительную деятельность через осмысление художественных образов, поиск детали в произведении.

Просмотр содержимого документа
«Ночь перед Рождеством»

Предмет: литература

Класс: 5

Тема урока: Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Система персонажей. Пейзаж. Язык.

Тип урока по форме: диалогический.

Тип урока по содержанию: поисково – исследовательский.

Цель: развивать умение видеть художественное разнообразие пейзажных зарисовок в произведении; развивать речемыслительную деятельность через осмысление художественных образов, поиск детали в произведении.

Задачи:

Предметные: умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать его героев, определять изобразительно-выразительные средства языка; владение литературоведческой терминологией (в частности термином сюжет); приобщение к духовно –нравственным ценностям классической литературы, формирование собственного отношения к произведению Н.В. Гоголя; развитие умения выражать свои мысли, оценить поступки героев; воспитание любви к книге; осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.

Метапредметные: формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное; выполнять задание в соответствии с поставленной задачей; формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении; строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов; формирование умения работать в группах; проявлении взаимопомощи, поддержки, умение договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.

Личностные: развитие познавательной активности учащихся; формирование нравственно-этического оценивания; формирование собственного отношения к героям рассказа Н.В. Гоголя, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней; использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников ( словари, дополнительная литература и др.)

Методы: индивидуальный, фронтальный, групповой.

УМК: текст повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»; презентация уроку; фрагмент мультфильма «Ночь перед Рождеством»; опера Римского –Корсакова «Быль -колядка», высказывание А.С. Пушкина в качестве эпиграфа к уроку; карточки- информаторы; таблицы для заполнения характеристик героев произведения, толковый словарь Н.В. Гоголя.

Средства обучения: презентация.



ХОД УРОКА

І. Организационный момент. (Слайд 1)

ІІ. Вступительное слово учителя. (Слайд №2)

«Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»

А.С.Пушкин

Так оценил А.С. Пушкин книгу Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», куда вошла повесть «Ночь перед Рождеством». Ребята, какие слова эпиграфа являются ключевыми (настоящая весёлость, искренняя, без жеманства, непринуждённая, без чопорности). В конце урока мы вернёмся к нему и согласимся или не согласимся со словами Александра Сергеевича.

1. Рассказ учителя о сочельнике. (Слайд № 3)

Рождественский сочельник – это день, а точнее, навечерие, накануне празднования Рождества Христова. Последний день рождественского поста длиной в четыре недели, день, во время которого христиане традиционно воздерживаются от принятия пищи до появления первой звезды. Эта традиция связана с историческим преданием о появлении Вифлеемской звезды, которая возвестила волхвам о рождении Христа.

Само название «сочельник» происходит от слова «сочиво» - так называлась особая рисовая или пшеничная каша с мёдом, орехами и изюмом. Именно такая постная пища предназначается для этого дня, а также овощи, горох, бобы, рыба, компот. Ведь Сочельник – это торжественное застолье с неизменно определённым ритуалом, как в части организации, времени и порядка проведения, так и в части блюд и пищи.

Издавна на Руси с последним днём Рождественского поста связано много добрых традиций. В деревенских избах было принято устилать пол сеном, а стол – соломой, поверху которой клали белоснежную скатерть. Делалось это в напоминание о том, что наш Спаситель родился в овечьем хлеву, а не в царском чертоге.

 Другая традиция – колядки. Из небольшого ящика – «вертепа» (в переводе со славянского «пещера»), устраивали импровизированный кукольный театр, в котором разыгрывались действия на Рождественскую тему. С вертепом ходили вечером по деревне, поздравляя соседей. Парни «рядились» - переодевались в вывороченные на изнанку шубы, надевали звериные маски на лица, и распевали рождественские гимны.

Именно в Рождественскую ночь, по народным поверьям, господствуют две силы – сила добра и сила зла. Сила добра зазывала колядовать или слушать колядования других и угощать их сладостями, прославлять рождение Христа за постным вечерним столом. Сила зла собирала шабаш ведьм, беснующихся в своём бессилии, и тянула на гадания.

Не зря говорится, что в Рождественскую ночь сбываются желания.

2. Объявление темы урока: Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Система персонажей. Пейзаж. Язык. (Слайд №4)

Итак, обратимся к экранной интерпретации текста, фрагменту мультфильма и вспомним, с чего же всё началось (просмотр эпизода) (Слайд №5)

С чего начинается повествование? (С описания природы, зимней ночи перед Рождеством) . (Слайд №6) 

Найдите в тексте и прочитайте ключевые слова, характеризующие эту ночь. Какая картина природы в эту ночь предстаёт перед нами, попробуйте описать свои впечатления устно (словесное рисование) (стр. 78).

III. Актуализация ранее полученных знаний.

Домашним заданием было дочитать текст произведения, расскажите о сюжете текста. Вспомните, что такое сюжет. На столах лежат карточки –информаторы. Обратимся к ним. Приложение 1

Устный ответ одного-двух учеников (краткий пересказ текста).

IV. Актуализация новых знаний.

1.Работа со словарем Гоголя. Работа в парах

-Ребята, все ли слова произведения вам были понятны при чтении? (Нет)

-Почему? (многие слова даны на украинском языке)

-Как вы считаете, почему Н.В. Гоголь не перевёл их на русский? (Чтобы передать особенности национальной культуры Украины, познакомить читателей с традициями)

Давайте обратимся к толковому словарю и словарику самого автора. Сам Гоголь объясняет значение словарика. Перед сборником рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки» он поместил такую запись: «На всякий случай, чтобы не помянули меня недобрым словом, выписываю сюда, по азбучному порядку, те слова, которые в этой книжке не всякому понятны». (Слайд №7)

Приложение 2

2. Ассоциативная работа

Любимым приёмом изображения у Гоголя был контраст. «Истинный эффект заключён в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте», - писал Гоголь в статье «Об архитектуре нынешнего времени». Как правило, в повестях цикла человеческий мир встречается с миром нечистой силы. Этот приём контраста виден уже в самом начале произведения, а вернее в его названии.

-Ребята, с чем у вас ассоциируется слово ночь?

-Что вы вкладываете в понятие Рождество?

-Символом чего является этот праздник? (Символ возрождения, чистоты, света)

С самого начала повествования мы видим, что автор использует приём контраста, намекает на извечную борьбу тёмных и светлых сил.

Перед нами сказочная повесть, назовите, какие особенности сказок вы знаете. (Главным в ответе деление персонажей на положительные и отрицательные).

- Перечислите положительных и отрицательных героев произведения (Вакула, царица. Солоха, Чуб, Чёрт и др.)

- Почему в повести так много героев? (Это повесть о целой стране, о «племени», а не только о нескольких людях.)

3. Работа по вариантам: ( варианты формируются по рядам) (Слайд№8)

- Какие качества Оксаны проявляются в эпизодах:

1 вар «Оксана перед зеркалом»; стр.83-84

2 вар «Разговор с кузнецом»; стр.84-85

4. Выразительное чтение по ролям. (Слайд №9) (во время чтения)

1.От слов «Теперь посмотрим, что делает, оставшись одна, красавица дочка…» до слов «…Вот всё, что можно было сделать тогда наилучшего». стр.83-84

2. От слов «Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану…» до слов «Девушки увели с собою капризную красавицу». стр.88-89


5. «Литературные портреты». Работа в группах. ( Слайд 10)

У каждого на парте лежат таблицы. Для начала давайте разобьёмся на группы по четыре человека. Охарактеризуйте героев, подкрепите свою характеристику словами автора. Работа с таблицей. Приложение 3

1 гр. Солоху

2 гр. Чуба

3 гр. Оксану

4 гр. Вакулу

6. «Сундук со старыми вещами» (Слайд №11).

Угадайте, какому герою из изучаемой нами повести принадлежат эти вещи:

1. А вот украинская женская обувка. Чудная! Ей и сама царица позавидовать может. (Это черевички, которые кузнец Вакула достал у самой царицы в Петербурге для своей ненаглядной Оксаны)

2. «Я ль на свете всех милее?» На этот вопрос ответит вам, дивчата, это волшебное стекло (зеркало, в которое любовалась Оксана)

3. А этот предмет годен не только для хранения угля в доме одной почтенной дамы, но и для временного убежища ее поклонников (мешок, Солоха)

7. Демонстрация отрывка из кинофильма «Ночь перед Рождеством». (Слайд 12)

- Что обозначает звезда в руках колядующих? (это символ, напоминает звезду, которая по легенде зажглась на небе при рождении Христа).

- Какие события отражены в просмотренном отрывке: реальные или фантастические? Почему же тогда возникает ощущение волшебства? (в фильме яркие краски, движутся огоньки. Гоголь сумел передать это ощущение волшебства при помощи слова).

Что такое колядки? Колядки (коледовкиколядные песни[1]) — календарные обрядовые песни славян, исполняемые преимущественно в святочный период, во время ритуальных обходов по домам (колядовании)[2].

8. Выступление подготовленных учеников. (Слайд 13)

Сюжет повести Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», давно волновал Римского-Корсакова. Но он считал себя не вправе взяться за разработку этого сюжета, потому что он был уже использован в опере Чайковского «Черевички». Но, когда Чайковский умер, Римский-Корсаков не считал себя более связанным какими-либо моральными обязательствами. Он задумал свою оперу иначе, чем Чайковский — не в лирико-бытовом плане, а в сказочном, с привлечением фантастического элемента. Хотелось ему также связать этот сюжет со старинными языческими поверьями.

Опера была начата весной 1894 года, а в следующем году закончена. Представленная в дирекцию Мариинского театра в Петербурге, она была задержана цензурой, так как среди действующих лиц находилась царица (в повести Гоголя Екатерина II), а представителей дома Романовых тогда запрещалось показывать на оперной сцене. Все же композитору удалось преодолеть сопротивление цензуры, и опера была исполнена в Мариинском театре 23 ноября 1895 года.

«Былью-колядкой» назвал Римский-Корсаков свою оперу «Ночь перед рождеством». Снабдил он ее и эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка его пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими и русскими обрядами. С этой целью Римский-Корсаков тщательно изучил подлинные напевы колядок (то есть песен, исполняемых под рождество — при колядовании), которые послужили основой для мелодики оперы.

Оркестровое вступление к первому акту дает поэтичную зарисовку морозного вечера с его словно застывшей прозрачной атмосферой. Начальные аккорды этого вступления часто звучат в музыке оперы.

Прослушивание фрагментов оперы (акт 2, картина 2 – колядные песни).

III. Обобщение и подведение итогов.

Ребята вспомним наш эпиграф к уроку. Давайте подумаем, мы согласны или не согласны со словами А.С. Пушкина? (Слайд 14)

Оцените работу всего класса на уроке. Прочтите ещё раз тему урока, скажите, решили ли мы поставленные перед нами задачи?

Чьи выступления понравились вам больше всего и почему?

Поставьте оценки вашим одноклассникам.

IV. Домашнее задание.

Составить кроссворд по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

(Слайд 15)



























Приложение 1

Карточки – информаторы

Сюжет (от фр. sujet, букв. — «предмет») — в литературе, драматургии, театре, кино и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации. Сюжет — основа формы произведения.

Согласно словарю Ожегова, сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении; в произведении изобразительного искусства - предмет изображения[1].

Приложение 2

Из словарика Гоголя

На всякий случай, чтобы не помянули меня недобрым словом, выписываю сюда, по азбучному порядку, те слова, которые в книжке этой не всякому понятны.


Бандура - инструмент, род гитары

Батог - кнут

Болячка - золотуха

Бондарь - бочарь

Бублик - круглый крендель, баранчик

Буряк - свекла

Варенуха - вареная водка с пряностями

Винница - винокурня

Галушки – клецки

Гречаник - хлеб из гречневой муки

Гопак - малороссийский танец

Дивчина - девушка

Дивчата - девушки

Дрибушки - мелкие косы

Домовина - гроб

Дуля - шиш

Дукат - род медали, носится на шее

Запаска - род шерстяного передника у женщин

Знахор - многознающий, ворожея

Жинка - жена

Жупан - род кафтана

Каганец - светильня, состоящая из разбитого черепка, наполненного салом

Клепки - выпуклые дощечки, из коих составлена бочка

Книш - род печеного хлеба

Кобеняк - род суконного плаща с пришитою назади видлогою – откидной шапкой из сукна

Кобза - музыкальный инструмент

Комора - амбар

Кораблик - головной убор

Кунтуш - верхнее старинное платье

Кутья - каша из пшеницы с медом и отваром из сухих фруктов, рождественское блюдо

Люлька - трубка

Макагон - пест для растирания мака

Миска - деревянная тарелка

Молодица - замужняя женщина

Наймыт - нанятой работник

Оселедец - длинный клок волос на голове, заматывающийся за ухо

Паляница - небольшой хлеб, несколько плоский

Пасичник - пчеловод

Парубок - парень

Пивкопы - двадцать пять копеек

Плахта - нижняя одежда женщин

Рушник - утиральник

Свитка - род полукафтанья

Скрыня - большой сундук

Смалец - бараний жир

Смушки - бараний мех

Соняшница - боль в животе

Стусан - кулак

Стрички - ленты

Тройчатка - тройная плеть

Хата - изба

Хутор - небольшая деревушка

Цибуля - лук

Чумаки - обозники, едущие в Крым за солью и рыбою

Чуприна, чуб - длинный клок волос на голове

Шишка - небольшой хлеб, делаемый на свадьбах

Юшка - соус, жижа

Ятка - род палатки или шатра


Толковый словарь (работа в парах)

Объясните значение данных слов, расставляя ударение.

Галушки -

Пивкопы –


Толковый словарь (работа в парах)

Объясните значение данных слов, расставляя ударение.

Паляница -

Люлька -


Толковый словарь (работа в парах)

Объясните значение данных слов, расставляя ударение.

Оселедец –

Плахта –


Толковый словарь (работа в парах)

Объясните значение данных слов, расставляя ударение.

Кутья –

Запаска -


Толковый словарь (работа в парах)

Объясните значение данных слов, расставляя ударение.

Скрыня –

Каганец –

Толковый словарь (работа в парах)

Объясните значение данных слов, расставляя ударение.

Смалец –

Жупан –


Толковый словарь (работа в парах)

Объясните значение данных слов, расставляя ударение.

Парубки -

Варенуха -


Толковый словарь (работа в парах)

Объясните значение данных слов, расставляя ударение.

Кобеняк –

Пасичник –


Толковый словарь (работа в парах)

Объясните значение данных слов, расставляя ударение.

Гречаник –

Хата -


Толковый словарь (работа в парах)

Объясните значение данных слов, расставляя ударение.

Гопак –

Свитка –













Приложение 3

Оксана

Ф.И. участников группы

1.__________________________________________________

2.__________________________________________________

3.__________________________________________________

4.__________________________________________________



Ваша характеристика

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Авторская характеристика (слова из текста)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вакула

Ф.И. участников группы

1.__________________________________________________

2.__________________________________________________

3.__________________________________________________

4.__________________________________________________




Ваша характеристика

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Авторская характеристика (слова из текста)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Солоха

Ф.И. участников группы

1.__________________________________________________

2.__________________________________________________

3.__________________________________________________

4.__________________________________________________




Ваша характеристика

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Авторская характеристика (слова из текста)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чуб

Ф.И. участников группы

1.__________________________________________________

2.__________________________________________________

3.__________________________________________________

4.__________________________________________________




Ваша характеристика

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Авторская характеристика (слова из текста)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!