Тема: «Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»»
Цели: -путем исследования установить, что в повести относится к понятию «реального», а что к понятию «фантастического», определить особенности сюжета: существование двух, параллельно развивающихся миров: реального и фантастического, выяснить, как же эти два мира в повести взаимодействуют; - развивать умение самостоятельного исследования текста, анализа использованной автором лексики, умения аргументировать, комментировать, давать оценку; -воспитывать культуру ответа, культуру работы в группах, прививать любовь к чтению произведения Н.В.Гоголя, пробудить интерес к истории и культуре украинского народа, любовь к русскому слову, на примере произведения прививать любовь к родному краю
Форма урока по типу организации учебной деятельности: урок- исследование
Оборудование: интерактивная доска, электронная презентация к уроку, исследовательские карты учащихся, опросные листы, оценочные таблицы, рефлексивные карты, бутафория для имитационной игры
План урока
I Организационный момент II Тематическая установка III Актуализация знаний 1.Блиц- опрос (по сборнику «Вечера на хуторе близ Диканьки») 2.Викторина «Угадай слово» 3.Формулирование учебной проблемы урока 4.Подготовка учащихся к самостоятельной учебной деятельности IV Работа над темой урока 1.Место и время действия в повести 2.События в повести 3. Герои повести 4.Два плана изображения в повести. Особенности авторского изображения фантастических героев и событий: а) работа над наиболее яркими фантастическими эпизодами повести; б) работа над образами фантастических героев Имитационная игра «Пресс- конференция с героем» 5.Подведение итогов исследования V Заключение 1.Актуальность повести Н.В. Гоголя 2.Итоги работы Ученого совета VI Рефлексия Работа с таблицей «Плюс - минус - интересно
Ход урока
I Организационный момент
II Тематическая установка
- Тема нашего урока: «Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»». Цель урока: путем исследования установить, что в повести относится к понятию «реального», а что к понятию «фантастического», определить особенности сюжета: существование двух, параллельно развивающихся миров: реального и фантастического, выяснить, как же эти два мира в повести взаимодействуют.
III Актуализация знаний
- Прежде чем приступить к основной работе, проверим, насколько хорошо вы помните информацию о нашей повести, о сборнике, куда она вошла.
1.Блиц- опрос (по сборнику «Вечера на хуторе близ Диканьки»)
-Как называется сборник, куда вошла повесть «Ночь перед Рождеством»?
-В каком году он был издан?
-Сколько повестей входит в сборник?
-Сколько частей в сборнике?
-В какую часть вошла повесть «Ночь перед Рождеством»?
-А в какую часть вошла повесть «Село Степанчиково и его обитатели»? (на
сообразительность)
2. Викторина «Угадай слово». Работа с лексикой произведения
3. -Сегодня у нас будет не совсем обычный урок. На некоторое время мы станем настоящими учеными и проведем самостоятельное исследование. А тема исследования будет такой: реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством".
4. У нас есть все, чтобы провести эту работу. Во-первых, есть предмет изучения - текст повести, а также необходимая «документация». Во-вторых, наш кабинет - научная лаборатория. В-третьих, мы сегодня - научные сотрудники. Есть у нас и Ученый совет, который будет оценивать работу в группах в специальных оценочных таблицах.
IV Работа над темой урока
Знакомство с исследовательской картой, определение понятий «реальное» и «фантастическое» при помощи словаря
1.Место и время действия в повести
-Вспомните, где и когда происходят события в повести? (В Диканьке, в ночь перед Рождеством)
-А что такое Рождество? Что делают люди в Рождество?
Результаты записать в исследовательскую карту. Заслушать ответы учащихся. Ученому совету поставить отметки в оценочных таблицах.
2.События в повести
-Перед вами иллюстрации к основным событиям повести. Вспомните, какие из них реальные, а какие фантастические?
Результаты записать в исследовательскую карту. Заслушать ответы учащихся. Ученому совету поставить отметки в оценочных таблицах.
3. Герои повести
-А вот иллюстрации к героям повести. Вспомните, какие из них реальные, а какие фантастические?
Результаты записать в исследовательскую карту. Заслушать ответы учащихся. Ученому совету поставить отметки в оценочных таблицах.
4.Два плана изображения в повести. Особенности авторского изображения фантастических героев и событий.
-Итак, у нас есть определенные результаты исследований. Но нам еще необходимо выяснить, в чем особенности авторского изображения фантастического мира, как два мира произведения связаны между собой.
а) работа над наиболее яркими фантастическими эпизодами повести;
Рассмотреть коллаж, выбрать понравившийся эпизод по группам, охарактеризовать по плану:
-кто из героев участвует в эпизоде?
-что в эпизоде необычное, волшебное?
-как на необычное реагируют обыкновенные герои?
Результаты записать в исследовательскую карту. Заслушать ответы учащихся. Ученому совету поставить отметки в оценочных таблицах.
б) работа над образами фантастических героев
Имитационная игра «Пресс- конференция с героем»
-Цель игры- выявить, в чем особенность изображения Гоголем нереальных героев- Солохи, Черта, Пацюка.
-Вообразите, что эти герои оказались в нашем времени и дают нам интервью, а вы - корреспонденты. От каждой группы выберете ученика, который будет представлять Солоху, Черта, Пацюка.
-Уважаемые сказочные персонажи! Чтобы лучше вжиться в образ, подберите необходимые атрибуты (метлу, платок, бусы, передник, месяц, кушак, трубку, поделочные усы, пятачок, рожки и др.) для своего образа и займите места.
-Уважаемы корреспонденты! Чтобы подробнее узнать о герое, задайте ему вопросы, зафиксируйте ответы в опросных листах.
Примерные вопросы для Солохи
-Как Вас зовут? (Кому Солоха, а кому «добра баба, черт- баба!»)
-Где вы живете? (Знамо где- в Диканьке)
-Чем занимаетесь? (Занимаюсь всем, чем любая баба на хуторе занимается: огород, дом,
хозяйство)
-Зачем Вы ночью летали на метле? (Ну должно же у меня быть какое- то хобби?)
-Для чего Вам нужны звезды? (Доброму хозяину в дому все сгодится)
-А Ваш сын Вакула заодно с Чертом или людьми? (Да что вы! Он черта на дух не
переносит. Видали, какую он картину намалевал на церковной стене?!)
-Зачем к Вам захаживает Черт? (Как зачем? Покалякать да стопочку горилки выпить)
-Уважаемая Солоха, Вы- ведьма? (А какая баба не ведьма?!)
Примерные вопросы для Черта
-Представьтесь. Кто Вы? (Черт! Обыкновенный Черт!)
-Где живете- обитаете? (В аду, известно, но бывает, шатаюсь по белому свету)
-Чем занимаетесь? (Выучиваю грехам добрых людей)
-Зачем Вы украли месяц? (Хотел выместить на кузнице свою злобу. Этот силач и детина
противней мне проповедей отца Кондрата)
-Если Вы ненавидите Вакулу, зачем явились в его дом? (А при чем тут Вакула? Вакула-
мой злейший враг. Но его мать –другое дело: добра баба)
-Почему Вы решили помочь Вакуле добыть черевики для Оксаны? (Мне в руки шла
славная добыча, ведь самый набожнейший из всего села человек оказался в моих руках!
Да и крестного знамения Вакулы напугался!)
-Расплатился ли с Вами Вакула за оказанную услугу? (Расплатиться- то он расплатился,
только хворостиной. Одурачил меня Вакула, так что перед товарищами стыдно
показаться)
Примерные вопросы для Пацюка
-Как Вас зовут? (Люди кличут Пацюком)
-Почему Вас еще называют Пузатым? (Люблю добре поесть)
-Где Вы живете? (Да уж лет как 15 живу на хуторе Диканька)
-Вы всегда так едите, как тогда перед Вакулой? (Ну да! А чего себя утруждать, коли
так можно без хлопот)
-Почему к Вам обращаются люди? (Люди считают меня отменным знахарем. А еще, когда
надеяться больше не на что, идут ко мне за помощью)
-Зачем Вакула пришел к Вам перед Рождеством? (Он как раз так и считал, что у него все
пропало и ничего ему на этом свете не поможет)
-Правда, что Вы «сродни черту»? (Люди зря болтать не будут.)
Результаты записать в исследовательскую карту. Заслушать ответы учащихся. Ученому совету поставить отметки в оценочных таблицах.
5.Подведение итогов исследования
Основные выводы:
- где и когда происходят события повести, как их можно оценить
- как изображены реальные и фантастические события повести
- как изображены реальные и фантастические герои повести
- в чем особенность авторского изображения двух миров в повести
Смысл выводов должен быть в том, что между реальным миром и фантастическим в повести нет четкой границы, эти два мира в повести не разделены, наоборот, находятся в определенной взаимосвязи.
V Заключение
1.Актуальность повести Н.В. Гоголя
-В заключение хотелось бы спросить, почему интерес к данной повести не исчез в наши дни? (В повести изображен необыкновенный, но в то же время понятный уклад жизни малороссиян их быт, традиции, язык.)
-Да, действительно, этот мир простых малороссиян показан с необыкновенной любовью, потому что сам автор родился и вырос на Украине, вынес оттуда первые впечатления о жизни. Я надеюсь, что вы, ребята, по примеру великого писателя с таким же уважением и любовью будете относиться к истории, культуре, традициям родного Казахстана.
2.Итоги работы Ученого совета (несколько выступлений)
VI Рефлексия
Работа с таблицей «Плюс- минус- интересно»