СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудесное шахматное королевство»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

- вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур;

-  познакомить с названиями шахматных фигур;

- познакомить детей с фольклорным жанром – частушка;

-создать у детей радостное настроение.

НОД разработано в соавторстве.

Просмотр содержимого документа
«НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудесное шахматное королевство»»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудесное шахматное королевство»



Выполнили: воспитатели:

Батырханова Елена Аркадьевна,

Чекальдина Вероника Ивановна.


Цель:

- вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур;

- познакомить с названиями шахматных фигур;

- познакомить детей с фольклорным жанром – частушка;

-создать у детей радостное настроение.

Задачи:

Воспитательные:

- формировать интерес детей к игре шахматы, любовь к родной земле уважение к традициям своего народа.

-воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми.

Образовательные:

- развивать у дошкольников мышление, память, речь, наблюдательность, внимание;

-развивать песенное творчество;

-развивать самостоятельность, инициативу.

Используемые материалы: шахматный ковер, шахматная доска, картинки по сказке, магнитные шахматные фигуры, объёмные фетровые шахматные фигуры, дудочка, дидактический фартук, подносы, столы, фасоль (белая, красная), лего, цветная манная крупа.

Ход:

Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся на этом волшебном шахматном ковре – самолете в путешествие в королевство шахмат. Как вы думаете, что мы с вами там будем делать?

- Что вы знаете о шахматах? (ответы детей). Вот мы и прилетели.

Я вам сейчас покажу и расскажу сказку о королевстве шахмат. Слушайте внимательно!

« Когда – то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого Черный Королевич. Так их прозвали потому, что один любил одеваться в белый кафтан, а другой – в черный.

Вскоре старый король умер.

После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной.

Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда - то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может двух братьев померить. Достал Мудрец доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки – квадратики с забавными на ней фигурками.

- Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры.

- А где же армия брата? – спросил Белый Королевич.

- Вот твоя шахматная армия, Чёрный королевич, молвил Мудрец, указывая на чёрные фигуры.

Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную армию, про игру.

- Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры.

И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске».

- Интересная была сказка? Кто вам понравился в этой сказке больше всех, и почему?

- А вы хотите поближе познакомимся с обитателями шахматного королевства?

- Все шахматные игры устраиваются на доске, но не простой, а шахматной (рассматривают шахматную доску). Ребята, а какой формы шахматная доска?

-Шахматная доска расчерчена на одинаковые клетки квадратики, но отличаются друг от друга цветом - светлые и темные клеточки. Они называются полями: светлые клеточки белые поля, темные – черные поля. И сейчас мы устроим парад шахматных фигур. Каждая фигура в шахматном королевстве имеет свое место на поле и может гулять только по своей дороге».

 (показываю каждую фигуру читая стих и кладу фигуры на доску)

- Знакомьтесь – это Король!

Король всех главней, всех важней,

Нет в шахматном войске важнее вождей!

- Знакомьтесь – это Ферзь!

Чёрный Ферзь – свой любит цвет.

Для белого – нет цвета белого милей.

Другого правила здесь нет:

Напротив друг друга поставим их смелей.

- Знакомьтесь – это Ладья!

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжелый у Ладьи,

В бой её скорей веди!

- Знакомьтесь – это Конь!

Прыгнет Конь, Подковы звяк!

Необычен каждый шаг

- Знакомьтесь - это Слон!

Если Слон на белом поле

Встал вначале (не забудь!)

Он другой не хочет доли-

Знает только белый путь.

А когда на поле чёрном

Слон стоит, вступая в бой,

Ходит, правилам покорный,

Чёрной тропкой Слон такой.

До конца игры Слоны

Цвету одному верны.

- Знакомьтесь – это пешка!

Мы - шахматные Пешки,

В бою не любим спешки.

Шагаем лишь вперёд,

Назад не знаем ход.

За нами «офицеры»,

За нами Короли,

Ладьи и «королевы»,

И конные полки.

- Вы внимательно слушали историю про шахматы, но для того чтобы наше путешествие было увлекательным я предлагаю со мной поиграть, чтобы восстановить наши с вами силы.


Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять!

Раз, два, три, четыре, пять!

(сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять!

(пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке,

(сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить?

(разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк!

(ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг!

(указательный палец)

А ладья упряма,
Ходит только прямо!

(раскрытые ладошки скользят по столу
вперёд)

Все фигуры встали стеной,

(выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.

 

Пение частушки:

Я веселые частушки

Пропою для вас сейчас

О себе, о дружбе нашей

И о кое- ком из нас.

Как вы думаете, что можно делать с шахматными фигурами?

А спеть про них мы песню сможем? Я хочу вам предложить спеть про них частушки. А что такое частушки? Послушайте, какую веселую частушку я вам спою:

Любят дети все играть

В шахматы веселые

Здесь и поле их чудес

В клетках черно – белых.

Про что я спела в частушке? Что любят дети? А шахматы какие? Какое поле у них? Какого цвета поле?

Слышится музыка дудочки.

Проводится подвижная игра « Будь внимательным».

Слушайте сигнал. Если дудочка задудит один раз то вы должны встать на черные клетки, а если дудочка задудит два раза, то вы должны встать на белые клетки.

А хотите сами придумать частушку? Раз в кармашек загляну, и фигуры здесь найду. Выберите любую фигуру, и мы сейчас попробуем придумать свою частушку.

Дети кладут фигуры на шахматную доску и с помощью вопросов воспитателя придумывают частушку.

А что бы вам еще хотелось сделать с шахматными фигурами?

Перед вами просто чудо разные предметы

И сейчас мы превратим их в шахматные доски.

С помощью разных предметов мы сейчас с вами попробуем нарисовать шахматные доски. Ничего страшного нет, если доски у нас получаться разноцветные. Они будут у нас тогда волшебные. Выбирайте, кто из чего будет рисовать шахматную доску.

Отлично! Что вы расскажете о чудесном шахматном королевстве своим родителям?