НОД фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему:
«Части тела». Звуки К-Кь.
Подготовила учитель-логопед Бязрова Л.Ю.
Цель: обогащение и активизация лексико–грамматического строя речи по лексической теме: «Части тела».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-уточнить представление детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;
-практически усваивать словоизменение количественных числительных с существительными;
-упражнять в образовании мн.ч. существительных в Р.п. и словообразовании существительных путём применения уменьшительно-ласкательных суффиксов;
коррекционно – развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза обратных слогов, их
чтение;
- развивать фонематический слуха;
-развивать мышление и конструктивные способности детей;
- научить давать акустико – артикуляционную характеристику звуков «К»,
«Кь» и различать их;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза обратных слогов, их
чтение;
- развивать фонематический слуха;
корреционно-воспитательные:
-прививать элементарные гигиенические знания по уходу за кожей лица и тела.
Оборудование и материалы:
Предметные картинки: голова, шея, локоть, пальцы, ладонь, стопа, нос, глаза, ухо, кулак, кукла, зеркало, палочки счетные, цветные квадратики.
Ход.
1.Организационный момент:
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
Дыхательная гимнастика.
Логопед: вдохнули через носик хорошее настроение, красоту, доброту, а через ротик выдохнули все наши обиды и огорчения. (3-4р.)
Логопед. Я разрешу сесть тому, кто сможет назвать ласково своих соседей. Например, Марию можно назвать Мариичка, а Элину-Элиночка.
Дети произносят ласковые имена товарищей и садятся.
1-й ребенок: Дениска.
2-й ребенок: Элиночка.
Логопед. Молодцы! Как вы ласково обращаетесь друг к другу. (Садятся)
Артикуляционная гимнастика:
1. «Лошадка». 3. «Лопаточка».
2. «Кошечка». 4. «Барабан»
Упражнение «Повтори правильно». (Массаж Су-Джок шариками.)
Повторение слоговых цепочек со звуками К-Кь.
- Звук «К» - согласный ( воздух не выходит свободно, встречает преграду), твёрдый, глухой (тактильно – вибрационный контроль).
Обозначается квадратом синего цвета.
- Поднесите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите «К».
Звук «К» - произносится без голоса, поэтому он глухой.
- Звук «Кь» - согласный, мягкий, глухой. Обозначается квадратом зелёного цвета.
Игра «Хлопни в ладоши» когда услышите звук «К» в слогах, словах
Та – по – ка – ну – мо – ки – ак – ом – ут – ке – ми – но – ип – ик – та – ку;
Кот – нота – гном – капля – хобот – канат – губы – куст.
Игра «Починим телевизор»
Закончи слово звуком «К».
Вол…(к), рыбак…(к), пар…(к), моря…(к), лу…(к), завтрак…(к),
ма…(к), со…(к), тан…(к), вени…(к), плато…(к), песо…(к), цвето…(к), ла…(к).
Буква – «К» - на что похожа?
Два столбика стояли рядом,
Вдруг один переломился,
И к другому прислонился.
Рассматривание образца на доске и в тетради. Печатание буквы в воздухе и на столе. Выкладывание буквы К из палочек.
Звуковой анализ слов: кот, кит, круг, мак ит.д.
Определение местонахождения звука К-Кь (начало, середина, конец слова).
Физкультминутка
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ножками топают,
Ручками хлопают.
Головками кивают
И тихо приседают.
Основная часть.
Подведение к теме. Уточнение понятий по теме.
Логопед предлагает вспомнить отрывок из произведения А.С. Пушкина и имитирует его: «Свет мой зеркальце, скажи
Да всю правду доложи
Я ль на свете всех милее
И румяней, и белее»
(предлагает детям рассмотреть «в зеркальце» части лица, называет их; дети подсказывают)
-Вот у меня голова (гладит по голове), лоб, брови, глаза, веки, нос, щёки, губы.
Рассмотрев части своего лица, логопед вместе с детьми повторяет отрывок из стихотворения и заканчивает его: «А ей зеркальце в ответ-
Ты прекрасна, спору нет»
Уточнение словаря по теме. Словоизменение количественных числительных с существительными. Посчитай-ка.
По предметным картинкам дети называют части тела человека: голова, шея, локоть, пальцы, ладонь, стопа, нос, глаза, ухо, кулак.
Детям предлагается назвать, чего у человека по два (две). Выставляется цифра 2.
(пример речи: два кулака, две руки и т.д.)
Игровое упражнение «1- много».
Нос-… (носов), волос- .. палец-.. лоб-.. ухо-..
Глаз-… язык-… локоть-… плечо-… колено-…
Рот- … бровь-.. ноготь-… пятка- …
Игра с движениями: «Человек»
- чем мы топаем? (ногами)
- чем рисуем мы? (руками)
- че же смотрим мы? (глазами)
- а чем слушаем? (ушами)
- нюхаем и дышим? (носом)
Я задам ещё вопросы.
- а едим и пьём мы чем (ртом)
- и язык во рту зачем? (говорить)
- чем мы думаем друзья? (головой)
Это точно голова.
- что на голове растёт
Непрерывно, круглый год? (волосы)
- чем мы узелок завяжем
И куда идти покажем? (пальцы)
- чем мы можем наклониться,
А потом и распрямиться
Вправо, влево повернуться
И опять к земле нагнуться? (телом)
Посмотрите-ка друзья – это всё могу и я!
Игра «Что для чего нужно?
Ноги, чтобы есть…
Руки, чтобы нюхать…и т.д.
Игра: «Если есть у человека – хлопай, если нет, то топай!»
(логопед называет части тела человека и животных, дети выполняют соответствующее действие)
Ноги, руки, голова, когти, колени, нос, глаза, рога, копыта, плечи, грива, волосы, шерсть, живот, пальцы, клюв, ладони, рот, лапы, шея, лицо, хвост, уши и т.д.
Психогимнастика: Имитация движений: мытьё рук, лица, расчесывание волос, самомассаж лица и другое под стихотворный текст:
Моем, моем, трубочиста, чисто, чисто, чисто, чисто
Чтобы был наш трубочист чист, чист, чист, чист.
Умываются котята, и мышата, и утята по утрам и вечерам
А нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам.
Игровое упражнение «Большой-маленький» или «Назови ласково»
Голова- … (головка), лоб, щека, нос, горло, ухо и другие части лица и тела.
Конструирование человека из палочек с квадратиком для головы.
Вопросы по ходу деятельности: Что делает твой мальчик? (девочка); чем занимается? (пример речи: девочка танцует, мальчик бежит и т.д.)
3. Итог: Что было интересным на занятии? Чему сегодня можно научить куклу Машу?