НОД ФЦКМ "Такой разный снег"
Цель. Расширять и закреплять знания детей о свойствах снега
Задачи:
1) Познакомить с новыми понятиями: свойства, исследователи, лаборатория.
2) Учить находить отличия свойств снега и свойств льда в процессе экспериментирования.
3) Развивать мышление, умение высказывать свои мысли.
4)развивать умение сосредоточиться: планомерно и последовательно рассматривать
объекты, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
5) Воспитывать аккуратность, внимательность.
Подготовительная работа: наблюдения за снегом, рассматривание льда, игры со снегом, чтение художественной литературы.
Материал: форма детям и воспитателю, емкость со снегом, контейнера для каждого ребенка, тарелочки, салфетки.
Ход занятия
-Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы сейчас с вами превратимся в исследователей.
-Ребята, скажите пожалуйста, а кто такой исследователь?
(исследователь-это тот, который что-то изучил, узнал очень много нового о чем-нибудь.)
-А вы хотели ли быть исследователями. (Да)
- А сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.
Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет,
На всех садится,
Никого не боится.
Отгадка находится среди карточек. Нашли?
- Правильно, ребята, это снег. И сегодня мы поговорим с вами о снеге. Когда снега больше всего?
- Ребята, вы не раз видели воду, кажите какая она? (жидкая, прозрачная)
- А вот Зимушка - зима говорит, что она воду никогда не видела, а я ей говорю, что она все-таки видела её!
- Ребята, а что такое снег? Из чего он состоит? (из снежинок)
- А каким бывает снег? (холодным, белым, блестящим, сверкающим, хрустящим и. т. д.)
- А что мы можем сказать о снежинках? Какие они? (Белые, красивые, легкие и т. д.)
-Откуда падают снежинки? (с неба)
- А кто из вас может быть знает, как же образуются снежинки? (Из всех земных водоёмов, из рек, озёр, морей, вода испаряется и превращается в пар, а пар поднимается высоко в небо, охлаждается и превращается в снежинки и на землю из туч падает снег.)
- Скажите, а почему я говорю, что зимой тоже есть вода?
(потому что снег - это замерзшая вода)
-А это и есть тайны снега, и мы сегодня попробуем открыть секреты и для этого мы с вами оказались в лаборатории.
- А вы знаете, что такое лаборатория?
(Это помещение, где проводят разные опыты, исследования, чтобы узнать что-то новое.)
-Вот мы с вами и в лаборатории, давайте, как настоящие лаборанты, наденем форму.
- Я буду старшим лаборантом. Настоящие лаборанты должны выполнять такие правила.
1. Внимательно слушать старшего лаборанта.
2. Точно выполнять указания.
3. Аккуратно работать с оборудованием.
4. В конце опытов делать выводы.
- А как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он превратился в воду?
- Ребята, а сейчас мы с вами немножко отдохнем и поиграем в интересную игру про снег.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
(поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)
А вокруг лежат сугробы,
снегом замело дороги
(потягивание-руки в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(ходьба на месте, колени высоко поднимаются)
Вон лисица в поле скачет,
словно мягкий, рыжий мячик
(прыжки на месте)
Ну, а мы идем, идем
(ходьба на месте)
И к себе приходим в дом.
(дети садятся)
-Понравилась вам, ребята, игра про снег?
- А сейчас займите свои рабочие места и мы с вами будем исследовать, сравнивать такой разный снег.
Опыт №1. Положите комок снега в одну чашу, а в другую насыпьте рыхлый снег, поставьте их на некоторое время в сторону.
- Как вы думаете какой снег растает быстрее (рыхлый). Скоро мы с вами это узнаем.
Опыт №2. А вы знаете, что весной заснеженную дорогу посыпают песком, для чего? Сравним снег с песком, и без.
Давайте добавим в один контейнер песок и посмотрим
- Как вы думаете какой снег растает быстрее? (с песком)
- давайте отставим контейнера в сторону и вернемся к опыту 1, снег в чашах начал таять. Ребята, вы оказались правы рыхлый снег начал таять раньше. А вы знаете почему? Потому что в рыхлом снеге между снежинками находится теплый воздух, который и помогает таять снегу.
-Какой можно сделать вывод? Рыхлый снег тает быстрее.
- А сейчас давайте посмотрим на контейнеры опыта №2.
-какой снег начал таять раньше, с песком или без? (с песком) Как вы думаете, почему? Если посыпать снег золой или песком как известно чёрный цвет, да и вообще тёмные оттенки, отлично притягивают к себе солнечные лучи. Известно, что черный цвет сильнее притягивает солнечные лучи, а потому наша задача - сделать снег более черным.
И следующий опыт и откроем еще одну тайну снега.
- Сейчас давайте положим снег в контейнеры, в один контейнер добавим соль и поставим таймер, как вы думаете какой снег начнет таять быстрее. (с солью)
- Ребята, вы видели чем посыпают дорогу зимой для того, чтобы она не была скользкой. (песком и солью).
Вывод: снег с солью тает быстрее.
-Правильно, ли делают коммунальные службы? Наши опыты показали, что да.
Итог. Снег образуется при замерзании воды. Снег легче воды.
Итак, мы с вами исследовали такой разный снег. Понравилось вам быть исследователями?
- Ребята, где мы с вами сегодня были?
- А что мы делали в лаборатории?
- Давайте еще раз вспомним какой снег тает быстрее и расскажем:
Снег рыхлый тает быстрее, чем плотный
Снег с песком тает быстрее, чем без песка.
Снег с солью тает быстрее, чем без соли.
Проверим правильно ли мы занесли данные в дневник наблюдений.
- Молодцы, ребята, вы были настоящими исследователями. Всем спасибо за работу!