СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД "Исследователи. История утюга".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«НОД "Исследователи. История утюга".»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Тема «Исследователи. История утюга»

Цель: знакомить детей с особенностями быта людей в далёком прошлом (старину, дать представления о том, как меняются условия быта.

Задачи:

познавательное развитие: формировать и поддерживать интерес к предметам старины, развивать познавательную активность;

речевое развитие: развивать диалогическую форму речи, интерес к истории своего народа, связную речь; обогащать словарный запас за счёт слов (рубель, быт, развивать связную речь.

социально-коммуникативное развитие: поддерживать интерес к совместной деятельности, побуждать к выполнению правил общения безопасного поведения в быту.

Методы и приёмы обучения

Словесные: вопросы, беседа (ситуативный диалог, пояснения).

Практические методы и приёмы: исследование, обследование предмета, экспериментирование, упражнение.

Материалы и оборудование: макет избы, камень, рубель, утюг, который нагревается от угля, либо другого источника тепла, электрический утюг старого производства и современный; 3 набора для игры «Танграм», силуэты изображения.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о быте людей в прошлом; игры с макетом «Танграм» .

Ход занятия:

Воспитатель:

К нам гости пришли! Давайте поздороваемся.

В народе говорят: «Исследовать, фантазировать и мечтать - скуки не знать!» Как мы понимаем смысл этой поговорки?

Ответы детей.

Воспитатель: Если постоянно чем-то интересным заниматься, то никогда не будет скучно.

Сегодня мы побываем в мастерской исследователей и фантазёров. Если отгадаете загадку, узнаете, что мы сегодня будем исследовать, изучать!

1. То назад, то вперёд - бродит чудо пароход.

Остановишь - горе. Продырявит море.(утюг)

Ребята, мы будем исследовать, изучать как и чем хозяйки гладили старину.

Предлагаю совершить путешествие во времени и исследовать предметы, которыми хозяйка гладила белье в давние времена Но сначала нам надо построить чудо- самолет, на котором мы полетим в прошлое.

Игра «Танграм» Разделить детей на подгруппы. Подготовить три стола.

(Дать одно задание для всех подгрупп. Выполняют работу коллективно . Каждая подгруппа занимает место в мастерской. Нужно из геометрических фигур собрать летательный аппарат и дать ему название.

Садимся в летательный аппарат. Командир (один из детей) заводит (издает звуки, дети повторяют).

«Самолет»

Мы садимся в самолет, (Дети приседают). Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу» (командир начинает отсчет от 10-1. Пуск).

Дети вместе с воспитателем рассматривают макет избы,

Воспитатель:

- Вот так жили люди давно, когда не было электричества.Вы видели, как мамы гладят бельё электрическим утюгом?. Как же тогда гладили бельё хозяйки?

Ответы детей.

Воспитатель: возможно, хозяйки вывешивали бельё на улицу и ветер его не только сушил, но и гладил. Возможно такое? Какие ещё варианты могли быть, чем можно было погладить бельё без современного электрического утюга? Я принесла вам некоторые предметы, предлагаю провести эксперимент и выяснить, как же наши предки гладили белье. Результаты исследования мы будем записывать и зарисовывать на доске.

Вот здесь лежит камень. Как думаете, можно ли было использовать камень для того, чтобы погладить бельё? (ответы детей). А давайте проведём эксперимент, мы же сегодня в мастерской исследователей!

Воспитатель предлагает детям взять камень и погладить ленточку, ткань. (дети экспериментируют).

Получилось? Не очень удобно? Тогда давайте этот результат занесем на доску - нарисуй камень и поставь «0», что означает нулевой результат. А на самом деле раньше, действительно, с помощью камня "гладили" белье - выбирали гладкий камень и раскладывали на нем белье под солнцем.

Воспитатель: Как еще можно было погладить белье?

Дети: Можно взять за уголочки и растянуть!

Воспитатель: Ну, давайте попробуем! (дети экспериментируют) Разгладилось? Нет! Это надо долго так стоять и сушить под солнцем. Значит, заносим результат на доску - рисуем прямоугольник (форму растянутого белья) и ставим «0» - нулевой результат.

Что же делать? Как все-таки поступали хозяйки в прошлом? Посмотрите, я приготовила для вас необычные предметы. Это скалка и рубель. (Повторить с детьми слова)

А как она могла помочь?

Дети: Можно намотать белье на скалку и стучать рубелем по нему!

Воспитатель: Пробуем, а вдруг получится! (дети экспериментируют). А давайте покатаем рубелем по белью, намотанному на скалку!

Дети: Тяжело, но получается! Белье разглаживается!

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и разобрались, как раньше хозяйки гладили без утюга!

Можно и на доске отметить этот положительный результат! Рисуем скалку, а на ней ломаную линию, что означает, рубель и ставим «1+»!

Позже появились металлические утюги, которые нагревались на печи, и часто хозяйка использовала сразу два утюга - остывал один, она брала второй! Работа (глажение) выполнялась быстрее. Какой результат мы поставим +2. Вот как непросто было хозяйкам вести хозяйство. (Показать картинки железных утюго разной формы).

Я тяжелый, я чугунный, но наемся угольков и горячий стану, шумный, переглажу сто штанов.

Воспитатель: Вот тяжелые чугунные утюги, которые заполнялись горящими углями, и тот, кто гладил, постоянно размахивал утюгом, чтобы поддерживать тепло внутри.

(показ чугунного утюга).

2. Влез на стол он из- под лавки.

Осмотрелся на подставке.

Гибким хвостиком вильнул.

Складки с галстука слизнул.

А позже появились утюги, похожие на современные электрические.

(Воспитатель показывает все части утюга, демонстрирует все операции).

Сейчас посмотрим и я покажу, как гладит современный утюг, который есть в каждом доме. Давайте вспомним правила безопасного пользования электрическим утюгом.

-- в розетку включают только взрослые;

-- после использования нужно выключить из розетки;

Воспитатель: Всё зависит от температуры гладильного приспособления. Чем теплее поверхность гладильного устройства, тем выше качество и результат процесса глажения белья.

Общий вывод: А мы, как юные исследователи поняли, от чего бельё разглаживается лучше? (ответы детей).

Самый высокий результат получился при использовании какого гладильного инструмента? (электрического утюга). Давайте запишем результат и поставим 5 +

Воспитатель: Ребята, давайте возвратимся в нашу группу. Садимся наш летательный аппарат. Командир начинает обратный отсчет (с 10 до 1).Предлагаю отправиться в мастерскую фантазёров-конструкторов. Физминутка

Руки в стороны — в полёт

Отправляем самолёт,

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре —

Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)

Игра «Танграм»

Разделить детей на 3 подгруппы. Подготовить три стола.

(Дать одно задание для всех подгрупп. Выполняют работу коллективно (по трое)

Каждая подгруппа занимает место в мастерской.

Нужно из геометрических фигур собрать летательный аппарат и дать ему название.

Рефлексия.

Что было самым неожиданным? Что нас удивило? О чём интересном мы узнали?