СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД. Изобразительная деятельность. Рисование. Тема: «Городецкая роспись».

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Программное содержание. Продолжать знакомить детей с городецкой росписью. Развивать художественный вкус. Учить приемам городецкой росписи, закреплять умение рисовать кистью и красками.

Просмотр содержимого документа
«НОД. Изобразительная деятельность. Рисование. Тема: «Городецкая роспись».»

22.01.2018г.  

Старший воспитатель: Ведерина И.А.

Старшая группа.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Изобразительная деятельность.
Рисование.

Тема: «Городецкая роспись».

 

   Программное содержание. Продолжать знакомить детей с городецкой росписью. Развивать художественный вкус. Учить приемам городецкой росписи, закреплять умение рисовать кистью и красками.

Цель: создание условий для ознакомления детей с городецкой росписью.

Задачи:

Обучающие.

Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи.

Учить приемам городецкой росписи, закреплять умение рисовать кистью и красками. Формировать умение детей составлять узор из нескольких элементов городецкой росписи: в середине большой розан, по бокам по одному бутону и листья, изображать гирлянду в указанной последовательности (от центра к краям), сочетать в окраске бутонов два близких цвета (розовый с красным или голубой с синим).

Формировать умение смешивать краски для получения розового и голубого цветов

Развивающие.

Развивать художественный вкус, самостоятельность и творческую фантазию.
Воспитывающие.
Воспитывать любовь к искусству, народным промыслам, уважение к труду городецких мастеров, интерес к их работе.


Материалы. Изделия с городецкой росписью. Гуашь соответствующих городецкой росписи оттенков,  образцы поэтапного рисования «листьев»«розана», «бутона», полоски бледно-желтой бумаги, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

   

Ход НОД.   

1.Мотивационно-побудительный этап.

  • Чтение стихотворения:

Нарисуем мы цветы,

Небывалой красоты

И «розаны» и «бутоны».

Что бы ожили цветы,

Нарисуй оживку ты.

Да добавь еще листочки

Ведь без листьев нет цветочка.

Вот тогда-то Городец

Ты не спутаешь вовек.

- Ребята, вы догадались, о каком декоративно – прикладном искусстве говорится в стихотворении?

(Городецкая роспись).


- Кто знаком с городецкой росписью? 


- А вы хотели бы узнать, откуда появились эти предметы? (Обращаю внимание детей к фотовыставке изделий народного промысла г. Городца).


2.Организационно-поисковый этап.

  • Рассматривание фотовыставки изделий городецких мастеров с элементами беседы и рассказа воспитателя о Городецкой росписи.


- В России много лесов, и поэтому в разных местах страны делают красивые вещи из дерева. Сегодня мы рассмотрим деревянные изделия с росписью, которые изготавливают в городе Городце. На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. Жители этого города и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все. Начиная роспись с прялок, городецкие мастера потихоньку стали оттачивать своё приобретённое мастерство на посуде, лукошках, игрушках для детей, коробах, даже на домах и кораблях. В домах появились ни на что не похожие пышные букеты, вороные кони, диковинные птицы. Вот и мы с вами станем такими мастерами и украсим цветочной гирляндой посуду (форму, заранее подготовленного шаблона посуды дети выбирают самостоятельно, по своему желанию: бокал, чаша, сахарница, ваза).


  • Показ образца городецкой росписи (определение элементов, составляющих узор, его колорит). Работа на ковре.


Дидактическая игра «Украсим посуду».


Дидактическая задача: закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

- Сейчас мы станем настоящими городецкими мастерами!

- Ребята, вы выбрали силуэт посуды. Посмотрите на неё. Какая она? Что бы вам хотелось сделать? (Украсить её). Какие элементы вы бы выбрали для своей посуды? Как вы украсили её?

(Уточнение порядка работы: в середине большой розан, по бокам по одному бутону и листья. Дети выбирают вырезанные элементы городецкой росписи и украшают посуду).

- Вы молодцы, у нас получился прекрасный набор посуды мастеров городецкой росписи.


  • Пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»

Городецкие узоры хороши! – ( сжимают пальчики в ладошке)

Погляжу я на картинки, - (Показывают ладошки)

Улыбаюсь от души! – (Самомассаж уголков губ)

Розовые, жёлтые, синие, зелёные, - (Прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке)

Распустились розаны - (Раскрыли ладошки)

На доске берёзовой. – (Сложили ладошки тыльной стороной)

А купавки нежные – (Нажимают поочередно на серединку ладошки)

Кажется, качаются, - (Раскачивают ручками)

А бутоны толстые распускаются!. – (Показывают раскрывающийся бутон).


  • Продуктивная деятельность: рисование.

Объяснение:

- Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т. к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой, на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен.

Розан выполняется розовым цветом, а бутон - голубым. Этот этап называют «подмалевка», т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться.

Следующий этап называют «теневка», т. к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у бутона он смещается вверх, влево или вправо. Край бутона обозначают дужкой. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.

Завершающий этап росписи называют «оживка», т. к. именно после нее весь рисунок словно оживает«Оживку» делают белой и черной краской.

Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.

Розан отражает главные признаки цветка, т. е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками — лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины.

Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев. Листья всегда широки, округлы и растопырены.

Сегодня вы нарисуете симметричную гирлянду. Посмотрите,  в центре гирлянды расположен розан, а с двух сторон от него два бутона «смотрят» в разные стороны – один влево, другой вправо.

Сначала нужно нарисовать круги и листья, потом на каждом круге изобразить маленькие кружки –  «глазки», красный на розовых бутонах, синий на голубых. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. На листьях тоже выполняют «теневку», рисуют черным цветом полоски. Листья изображаются в два приема: с подмалевкой и оживкой. Подмалевка выполняется  зеленой краской, а оживку выполняют черной краской.

В заключении делают оживку на бутонах и листьях белым цветом.

(Индивидуальная помощь и пояснение в процессе изобразительной деятельности).

- Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть в ваших палитрах? Каких цветов не хватает? (розовых и голубых). Что же нам делать? А кто знает, как нам из тех красок, что есть, получить розовый или голубой цвета? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый? А как получить голубой?

  • Физкультминутка «Конь».

Конь меня в дорогу ждет, (Руки за спиной сцеплены в замок).

Бьет копытом у ворот, (ритмичные и поочередные поднимания согнутых в коленях ног).

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой. (Покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро я в седло вскочу,

Не поеду – полечу!(Подскоки на месте).

Цок-цок-цок,

Цок-цок-цок,(Руки полусогнуты в локтях перед собой).

Там, за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой.(Подскоки на месте).



В процессе рисования советую детям, пока высыхают большие круги у бутонов, изображать листья, а потом уже рисовать «глазки» и дужки. Если у некоторых детей элементы в узоре будут расположены далеко друг от друга, то  предложить им нарисовать еще листья между бутонами, напомнив, что городецкие мастера рисуют плотные гирлянды.

В конце рассмотреть все получившиеся гирлянды, выделить самые аккуратные, плотные.


3.Рефлексивно-коррегирующий этап.

Рисовали мы цветы,

Небывалой красоты

И «розаны» и «бутоны».

Рисовали дружно мы,

Вот и ожили цветы!

- Скажите, дети, чем мы сегодня с вами занимались? Вам было интересно? Что удалось? В чём возникли трудности?

- Какие элементы росписи использовали? (Розан, бутон, листья).

- Какие краски использовали? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).

- Ребята, вы молодцы, очень старались.


Оформление выставки юных мастеров городецкой росписи.