МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД “РОМАШКА”
(МАДОУ «РОМАШКА»)
Конспект
открытого занятия по развитию речи
комбинированной направленности детей 6-7 лет
Сочинение сказки на тему:
«Как ёжик выручил зайца».
Составила: воспитатель
Беляева Галина Владимировна
г. Лабытнанги 2019г
Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»
Цель: обучение детей творческому рассказыванию, развитие связной речи и воображения.
Задачи:
Образовательные:
Связная речь: учить детей придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга, закреплять знания детей о диких животных.
Грамматика: учить подбирать однокоренные слова.
Словарь: учить подбирать синонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; учить подбирать антонимы; помочь усвоить значения многозначных слов.
Звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса.
Развивающие:
Развивать связную речь творческое воображение, логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, доброе и заботливое отношение к животным.
Коррекционные:
Расширять и активизировать речевой запас детей на основе представлений об окружающем.
Здоровье сберегающие:
чередовать виды деятельности, предупреждая утомление детей.
Материал: игрушки -ёжик, зайчик, белка; картинки - ёжик, зайчик; шкатулка-книжка с телефоном внутри и книгой, картинка лесной Сказочницы, осенние листочки, деревья, картинки-отгадки.
Предварительная работа: заучивание пальчиковой игры «Замок», работа с мнемотаблицами, чтение сказок и рассказов о диких животных, подготовка наглядного материала.
Словарная работа: пугливый, трусливый, боязливый, шило, перо, ножницы, заяц, ёж, белка, шишка.
1.Вводная часть (мотивационный этап). Организационный момент. Приветствие гостей.
Воспитатель: Дети, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте потрём ладошки друг о друга и подарим тепло нашим гостям, поприветствуем их.
Дети: -Доброе утро!
Воспитатель: -Присаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно. Дети, вы любите ходить на прогулку? Ответы детей.
Хотите отправиться на прогулку? Ответы детей.
Воспитатель: - Куда же мы, с вами можем отправиться?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Молодцы, но я вам предлагаю отправиться в сказочный, осенний лес. В этом нам поможет лесная Сказочница. Посмотрите на экран (на экране картинка лесной Сказочницы).
Зачитывается сообщение от лесной Сказочницы:
- «Здравствуйте, дорогие ребята! Я вас приглашаю на прогулку в сказочный лес. Знаю, что вы готовитесь идти в школу. Хочу проверить, умеете ли вы, сочинять
сказки? Для этого, вам необходимо выполнить задания, которые встретятся на пути. Не забывайте о правилах поведения в лесу. А дорогу в лес, вам, укажет
план-карта. Я, вам отправила план-карту и книжку-шкатулку. Знайте, что книжка-шкатулка откроется в том случаи, когда вы выполните все задания и сочините сказку. Желаю вам удачи!»
Воспитатель: -Ну, что готовы отправиться в сказочный лес? Ответы детей.
Воспитатель: - Чтобы попасть в сказочный лес, нам надо поколдовать и открыть замок. Повторяйте за мной волшебные слова и слова и действия.
Начинаем колдовать. (пальцы соединили)
Двери в сказку открывать, (пальцы разъединили)
Хоть замочек очень крепкий, (соединяем пальцы рук)
Металлический и цепкий. (повороты вправо, влево)
Мы его сперва покрутим, (от себя, на себя), а потом три раза дунем. (дуем),
Покачаем: раз-два - три. (покачиваем)
Дверь, замочек отопри! (пальцы разъединили.)
На экране открывается замок в сказочный лес.
2. Основная часть. Актуализация знаний.
Воспитатель берёт с собой шкатулку-книгу и план-карту.
Воспитатель: - Дети, мы с вами очутились в сказочном осеннем лесу. Посмотрите, как красиво кругом! Давайте вести себя тихо, спокойно, не шуметь, не мешать диким животным, которые готовятся к зиме. Согласны! Давайте, посмотрим карту, куда она укажет путь?
Дети смотрят на карту и определяют, в какую сторону нам идти.
(Воспитатель приглашает детей встать около стола, на осенние листочки. Лесная Сказочница приготовила задания).
Задание 1: Нам надо разгадать загадки.
Воспитатель загадывает загадки:
Загадка 1: Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной
Иголок очень много
А ниток ни одной. Кто это?
ДЕТИ: ЁЖ
Загадка 2
Это что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы
Уши больше головы.
ДЕТИ: ЗАЯЦ
Воспитатель выставляет картинки-отгадки, хвалит детей.
3. Затруднение в ситуации.
Воспитатель: - Где живут ёж, и заяц? Ответы детей.
2 задание: - Сейчас слушайте внимательно, задание будет трудным. Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову- трусливый.
Ответы детей: Боязливый, пугливый….
Воспитатель: - Смелый ёж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый.
Ответы детей: - Храбрый, отважный…….
Слова: трусливый заяц -боязливый, пугливый по смыслу близкие, это слова-друзья.
Слова: смелый ёж-храбрый, отважный, так же похожи, близки по смыслу, это слова-друзья.
3-е задание:
Воспитатель: - На столе лежат картинки-ответы. На мой вопрос, вам надо поднять руку, показать и назвать картинку-отгадку.
Воспитатель: - Мишке в лоб упала……? Шишка
Надо к слову шишка, подобрать сходные слова.
Например, шишка-мышка (малышка, трусишка, топтышка, зайчишка, мальчишка…)
Воспитатель: - Это слова сходные, но по смыслу разные.
Воспитатель: - Как-то белка угостила ежа орехами, он взял молоток и расколол орехи.
-А что еще можно колоть? -дрова
-Чем можно уколоться? -иглой
-Почему? -игла острая, колючая.
-Про что, мы говорим острая? -про вилку, иглу, пилу.
-Острый? Нож, язык, слух, нюх, ум.
-Острое? –Перо, шило
-А острые? Ножницы.
Воспитатель: - Молодцы, мы с вами выполнили три задания. Но карта нам показывает ещё один путь. Отправляемся и возьмём с собой карту и книжку-шкатулку.
4. Открытие нового знания или способа действий.
Воспитатель: - Я, предлагаю хорошо осмотреться. Смотрите, на карте нарисована стрелка, которая ведёт куда?- Под дерево. Давайте, посмотрим, что же там лежит? Дети идут по плану и видят перед собой дерево, под которым спрятаны игрушки: (еж и заяц), находят их.
Воспитатель: -Молодцы, присаживаемся на стульчики-пенёчки. На доске висит мнемотаблица (дикие животные).
4-е задание такое: - Необходимо составить рассказ-описание о зайце и еже. Мы будем описывать по мнемотаблице. Описать - значит рассказать, какой ёж, его внешний вид, действия и повадки. Посмотрите на мнемотаблицу. Например, я расскажу по ней про зайца. Он серый, пушистый, с длинными ушами, косыми глазами, быстроногий. Зайцы любят капусту и морковку. Мне очень нравятся зайцы. А сейчас, расскажем про ёжика.
Дети рассказывают про ежа.
Воспитатель: -Молодцы! Последнее пятое задание!
5. Введение новых знаний в систему знаний.
Воспитатель: -Давайте придумаем сказку о том, как ёжик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем и как ёж мог выручить своего друга.
Вспомните о их повадках. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.
Дети сочиняют и рассказывают сказку.
6. Заключительная часть: Итог. Самооценка.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что открылась наша книжка-шкатулка, потому, что все задания выполнили и сказки сочинили. Молодцы! Воспитатель показывает, что внутри находится телефон с диктофоном, все ваши сказки записались. Мы их отправим лесной Сказочнице, она их отредактирует, проверит ошибки и создаст книгу, в которую поместит ваши сказки на тему: «Как ежик выручил зайца». А вам за помощь и знания она прислала книгу (достаёт книгу из шкатулки и показывает).
Воспитатель: Давайте попрощаемся с ежом и зайцем, ведь они живут в лесу. Воспитатель берёт с собой книжку-шкатулку. А нам, пора возвращаться в детский сад: «Вокруг себя обернись и в группе снова очутись».
Дети возвращаются и присаживаются на стульчики:
Воспитатель задаёт вопросы:
- Вам понравилось гулять в сказочном лесу?
- Все ли вам удалось?
- Чем мы, занимались?
- Чья сказка вам понравилась больше?
- Почему?
-лесной Сказочнице тоже понравились ваши сказки. Она вас благодарит и прощается с нами (показывается слайд на доске).
-До свидания, до новых встреч, всего вам доброго!