Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети садятся на стульчики, расположенные полукругом.
Воспитатель: Я знаю, что вы любите играть, и сейчас я хочу поиграть с вами в игру.
Игра «Поднимите руку, те кто…».
Поднимите руку те, кто любит играть в машинки?
Поднимите руку те, кто приходит в детский сад пешком?
Поднимите руку те, кто приезжает в детский сад на автобусе?
Поднимите руку те, кого привозят в детский сад на машине?
Поднимите руку те, кого сегодня привела мама?
Поднимите руку те, кого сегодня привел папа?
Поднимите руку те, кто приходит в детский сад один, без взрослых?
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сейчас никто не поднял руку, это значит, что все вы приходите в детский сад вместе со взрослыми, с мамой или папой, с бабушкой или дедушкой. Как вы думаете, почему? (Потому что ребенку одному небезопасно находится на улице). Правильно, мы с вами знаем, что улица – это место, где надо быть очень внимательными, чтобы не случилось беды. На улице много незнакомых людей, которые могут быть опасными. А также на улице много автомобилей и проезжая часть, которые очень опасны.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
В два ряда дома стоят,
Десять, двадцать, сто подряд.
Квадратными глазами
Друг на друга глядят.
Дети: Улица.
Воспитатель: Молодцы. Вспомните, как называются правила, которые должны соблюдать люди, если они собираются выйти на улицу и куда-нибудь пойти или поехать? (Правила дорожного движения). Правильно, это - правила дорожного движения.
«Чтобы никогда не попадать в сложные положения,
Надо знать и соблюдать правила дорожного движения!»
Воспитатель: Скажите, а вы выполняете правила дорожного движения? Давайте мы с вами сейчас назовем те правила, которые вы соблюдаете по дороге в детский сад.
Игра «Передай жезл»
Ход игры: дети передают друг другу жезл инспектора ГИБДД и называют какое-нибудь правило (например, я перехожу дорогу только на зеленый сигнал светофора; когда я еду в детский сад на машине, то папа пристегивает меня ремнем безопасности; по дороге в детский сад я держу маму за руку; мы с мамой идет по тротуару и т.д.).
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в замечательном большом, красивом городе. Как он называется? (Новокузнецк) Каждый день мы выходим из дома, чтобы отправиться в детский сад, в магазин, в гости. И хотим мы этого или нет, но оказавшись на улице, становимся участниками дорожного движения. Кем мы становимся? (Пешеходами, пассажирами).
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Воспитатель: А кто такие пешеходы? (Пешеход – это сложное слово: пешком ходит. Мы все пешеходы). Правильно, дети, пешеход – это участник дорожного движения, который должен знать и соблюдать правила дорожного движения.
Воспитатель. А сейчас, дети, я хочу пригласить вас совершить путешествие по нашему городу. Пойдёте со мной гулять? (Да).
Воспитатель. Сейчас мы с вами идём по тротуару. Люди, которые идут по тротуару, их называют? (Пешеходы). Правильно. А какие правила должны соблюдать пешеходы? (Не баловаться, не выбегать на проезжую часть, не играть рядом с проезжей частью). Правильно, рядом с тротуаром находится проезжая часть дороги, где много автомобилей. Какие вы видите автомобили? (Грузовые, автобусы, легковые). Какие автомобили называют грузовыми? (Автомобили, которые возят грузы). А автобусы, к какому виду транспорта относится? (К пассажирскому виду транспорта). Кого возят автобусы? (Автобусы возят людей, которые называются пассажиры). Что имеется у всех автомобилей? (Колёса, мотор, кабина, кузов, руль).
Воспитатель. Правильно. А сейчас мы продолжим путешествие на автобусе. Но прежде, чем сесть в автобус, нам нужно найти остановку. Как же мы её найдём? (Вот знак, где есть буква «А» и нарисован автобус).
Дети подходят к импровизированной остановке, где стоит знак «Автобусная остановка».
Воспитатель. Правильно, люди ждут автобус на остановке. Они стоят на специальной площадке. На проезжую часть дороги выходить нельзя, иначе можно попасть под машину.
Выстроилась очередь возле буквы А.
Выстроилась очередь, нету продавца.
Тут автобус прикатил, двери настежь отварил,
Значит буква А на дороге неспроста.
Воспитатель. Вот и подъехал автобус. Он остановился, и двери открываются. Входят люди через передние двери. Все входят, не толкаясь спокойно. Мы сели в автобус, еще раз повторите мне, пожалуйста, как теперь нас можно назвать? (Пассажиры).
Дети с воспитателем усаживаются в импровизированный автобус из стульчиков.
Воспитатель. Как нужно вести себя в автобусе? (В автобусе пассажиры ведут себя спокойно, разговаривают тихим голосом, нельзя высовываться из окна, не бегать по салону во время движения автобуса, держаться за поручни).
Воспитатель. Матвей будет шофером нашего автобуса. (Мальчик берет в руки руль, садится на место водителя). А пока мы едем, давайте поиграем в игру.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Воспитатель: Я буду зачитывать вопросы и если вы согласны с утверждением, то дружно говорите фразу «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны – молчите.
Кто машины пропускает, ПДД все соблюдает? (Это я, это я, это все мои друзья).
Кто из вас вперед идет только если переход? (Это я, это я, это все мои друзья).
Кто шагает без разбора на сигналы светофора? (Молчание)
Знает кто, сигнал красный – переход значит опасный? (Это я, это я, это все мои друзья).
Кто вперед всегда идет, широко разинув рот? (Молчание)
Кто ГАИ помогает, за порядком наблюдает? (Это я, это я, это все мои друзья).
А кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой? (Это я, это я, это все мои друзья).
Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик? (Молчание)
Воспитатель: Вот мы и приехали, наша остановка. Выйдя из автобуса, мы становимся кем? (Пешеходами).
Воспитатель. Вышли, а теперь нам нужно перейти проезжую часть дороги. Где же нам можно переходить? (По пешеходному переходу).
Пешеход, пешеход,
Помни ты про переход
Наземный и подземный,
Похожий на зебру.
Воспитатель. А где же этот переход? Как нам его найти? (Полоски нарисованы. А ещё знак есть” пешеходный переход”).
Воспитатель. Правильно, дорогу нужно переходить по пешеходному переходу. А полоски на дороге называются зебра. Чтобы перейти проезжую часть, нужно быть очень внимательным. Дождавшись зеленого сигнала светофора, нужно убедиться, что автомобиль пропускает пешеходов, держа взрослого за руку, переходить проезжую часть по зебре.
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы знаем, как и где нужно переходить проезжую часть. Но на что еще нужно ориентироваться при переходе через дорогу? (На сигналы светофора).
Воспитатель: Послушайте загадку?
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь. (Светофор)
Воспитатель: Правильно, ребята светофор помогает поддерживать на улицах порядок. Своими сигналами он разрешает или запрещает движение. А давайте вспомним стихотворение про светофор.
(Физминутка)
Вышли наши малыши
Нагуляться от души,
Топ-топ-топ топают ножки (Шагают на месте).
Вот и улица большая,
Светофор стоит мигая (Разводят руки в стороны).
Топ-топ-топ топают ножки,
Ходят – ходят по дорожке! (Шагают на месте).
Сигнал зелененький горит,
Каждый перейти спешит. (Легкий бег на месте)
Топ-топ-топ топают ножки,
Ходят – ходят по дорожке! (Шагают на месте)
Загорелся красный глаз,
Не спешит никто из нас,
Знает каждый пешеход,
Никто на красный не идет! (Грозят пальчиком)
Воспитатель: Дорожное движение сейчас невозможно представить без светофора. Ребята, вспомните, где ставят светофоры? (на перекрестках, предложить для рассматривания макет перекрёстка). Посмотрите внимательно, на перекрестке пересекаются две дороги. Навстречу движения каждого автомобиля и пешехода ставится светофор. (Предлагается детям правильно расставить 4 светофора). А какой знак обязательно должен быть на перекрестке и предупреждать водителей и помогать пешеходам правильно переходить дорогу? (Знак пешеходного перехода). Покажите мне этот знак. Где он должен стоять? (Дети устанавливают на макете 8 знаков). Какие еще дорожные знаки представлены на макете? (Место остановки автобуса, подземный пешеходный переход, движение пешеходов запрещено). Дорожные знаки – это лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет свое название. Некоторые знаки вы уже видели и вам они хорошо знакомы. А как вы думаете, для чего нам нужны дорожные знаки? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, на улицах много дорожных знаков. Дорожные знаки лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет свое значение и название. Дорожные знаки рассказывают о том, какова дорога, как надо ехать водителю, что разрешается и чего нельзя делать. Если не было бы знаков, как вы думаете, что бы было? (Много дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов).