Провести эксперимент с целью изучения свойств воды.
- Беседы по темам: «Кому нужна вода?», «Как человек использует воду?».
- Наблюдения в природе за осадками, сезонными явлениями.
- Заучивание стихов, потешек о воде, чтение художественной литературы, дидактическая игра «Для чего нужна вода» и т.д.
| Воспитатель: | Дети | |
| Ι часть. Вводная | | |
1. | Организационный мир (рефлексия -хорошее настроение) Вос-ль. - Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. Для того чтобы много узнать, нужно быть внимательными, слушать друг друга. | Выполняют указания воспитателя | |
2. | Загадки Вос-ль. - Теперь послушайте загадку, попробуйте ее отгадать: Я и туча, и туман, И ручей. И океан, И летаю, и бегу, Как стекло я быть могу! (Вода.) Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, Кто я такая? | Слушают и отвечают | |
3. | Постановка цели. Вос-ль. - ? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Правильно о ВОДЕ! | Отвечают. О воде. | |
| II часть | | |
1. | Вос-ль . - А сейчас Настя расскажет стихотворение, которое выучила для этого занятия | Стихотворение читает Настя. Вы слыхали о воде? Говорят она везде! Вы в пруду её найдёте, И в сыром лесном болоте. В луже, в море, океане и в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит. Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею я вам доложить: без воды нам не прожить! | |
2. | Вос-ль: - Сегодня мы с Вами будем говорить о воде. Водяной: Здравствуйте ребята, я Водяной живу я под водой. Вода- это то, что всем жизнь нам дает. Что силы и бодрости нам придает. Кристально чиста или очень грязна. В любом состоянье полезна она. Где водится грязь, там лягушки живут. Для них лишь в болоте покой и уют. Для вас же вода должна чистою быть, Чтоб вы не боялись и мыться, и пить. Водяной приносит воду в бутылках | Стоят полукругом и слушают | |
3. | Беседа Вос-ль: - Показывает глобус. ? Что это? (глобус) ? Что такое глобус? (Уменьшенное изображение земной поверхности). ? Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (вода). Нет на свете ни одного живого организма, который может прожить без воды. Почему я так говорю? (человеку, зверям, птицам, насекомым, деревьям). | Отвечают: - Глобус - Уменьшенное изображение земной поверхности. - Вода | |
4. | СЛАЙД 1 «Вода в природе и в жизни человека». - А как человек использует воду? СЛАЙД 2 (таблица). | смотрят | |
5. | Игра. Вос-ль: А теперь мы поиграем «Капельку передавай и съедобную жидкость называй». ? Правило игры : назови продукты питания, напитки, блюда, которые содержат жидкость. | Играют пере давая капельку-мяч Примеры: чай, кофе, компот, молоко, кефир, минеральная вода, сок, кисель, бульон, суп, морс, кока-кола, и т. д. | |
6. | Вос-ль: Вода – настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. ? Летом мы видим воду в виде чего? (дождь, град, роса, туман). ?А зимой вода превращается во что? (в снег, иней, лед, ледяные узоры). !Эксперимент : показываю детям лёд. ? Отгадайте что это? ?Какой он?(твёрдый, потрогать пальцем). Проведём эксперимент, оставим лёд до конца занятия и посмотрим во что он превратиться. | Отвечают: -дождь, град, роса, туман. -в снег, иней, ледяные узоры лед, Трогают твёрдый, потрогать пальцем | |
7. | Вос-ль: Отгадайте загадки Слайды № Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Чуть солнце ее припечет, Заплачет она и умрет. (Сосулька) Что за звездочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмешь, вода в руке. (Снежинки) В морях и реках обитает, Но часто в облаках витает. А, как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода) Рассыпался горох на 70 дорог, Никто его не подберет? На царь, ни царица, На красная девица. (Град) Серебристой бахромой На ветвях висит зимой. А весной на весу Превращается в росу. (Иней) Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадет. И никуда я не иду Покуда он идет. (Дождь) (Ответы появляются в виде картинок на экране) | Отвечают: Сосулька Снежинки Вода Град Иней Дождь | |
8. | Вос-ль: Пальчиковая разминка «Дождь». Цель: Развитие ловкости и точности рук, связной речи. Ход разминки. Дети стоят на ковре в кругу и выполняют движения со словами. Капля раз (хлопок вправо), Капля два (хлопок влево), Начинается игра (хлопки перед собой), Капля три, четыре, пять (хлопки по кругу), Будем дождик собирать (хватательные движения кистей рук). Капля шесть, капля семь (хлопки поочередно перед собой и по ногам), Надо нам скорей присесть (садимся на корточки), Капля восемь, девять, десять (хлопки руками по полу поочередно), Дождь весенний очень весел (быстрые хлопки по полу). | Дети стоят на ковре в кругу и выполняют движения со словами. Капля раз (хлопок вправо), Капля два (хлопок влево), Начинается игра (хлопки перед собой), Капля три, четыре, пять (хлопки по кругу), Будем дождик собирать (хватательные движения кистей рук). Капля шесть, капля семь (хлопки поочередно перед собой и по ногам), Надо нам скорей присесть (садимся на корточки), Капля восемь, девять, десять (хлопки руками по полу поочередно), Дождь весенний очень весел (быстрые хлопки по полу). | |
9. | Вос-ль: Словесная игра «Вода какая…» В озере – озёрная, В реке – речная, В роднике – родниковая, В болоте – болотная. В море вода какая – морская, Вос-ль:?А вы знаете какая вода морях и океанах на вкус? (соленая) - А в реках, озёрах. (пресная) | Отвечают: В озере – озёрная, В реке – речная, В роднике – родниковая, В болоте – болотная. В море вода какая – морская, - А вы знаете какая вода морях и океанах на вкус? (соленая) - А в реках, озёрах. (пресная) | |
| III часть эксперементальная | | |
| Вос-ль:- Сегодня мы с вами будем учеными. А настоящие ученые не верят на слово. Они все доказывают и проводят опыты. И мы с вами все проверим. - Вода – одна из самых удивительных веществ на нашей планете и сегодня мы с вами при помощи опытов рассмотрим её свойства. | Слушают | |
1. | Проведение опытов ! Давайте вспомним правила работы с водой: Коль с водой имеем дело Рукава засучим смело. Пролил воду – не беда, Салфетка под рукой всегда. Опыт 1. Подношу стакан воды с лимонным соком. Вос-ль:-? Чем пахнет жидкость! Дети: лимоном! Вос-ль:-? Понюхайте свою воду в стаканах. Чем пахнет? Ничем Вывод :вода не имеет запаха | Выполняют указания воспитателя Говорят вывод: вода не имеет запаха | |
2. | Опыт 2. Вос-ль:-? - Перед вами стоит стакан воды. Я сквозь воду могу посмотреть на игрушки, на ваши лица. Опустить ложку в стакан. Попробуйте сделать то же самое. Хорошо ли вам видна ложка. Вос-ль:-??Дети, какой вывод мы можем сделать? Вывод: вода ПРОЗРАЧНАЯ. | Выполняют указания воспитателя Говорят вывод: вода ПРОЗРАЧНАЯ. | |
3. | Опыт 3. Вос-ль:- Перелить воду из одного сосуда в другой. Вывод: вода не имеет формы | Выполняют указания воспитателя Говорят вывод: вода не имеет формы | |
4. | Опыт 4. Вос-ль: - Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. У вас на тарелочках кусочки сахара. Опустим кусочек сахара в воду и посмотрим, что же у нас получится. (Дети выполняют опыт.) Вос-ль:- Расскажите, что вы сделали и что же получилось? Вывод: сахар быстро растворяются в воде. Игрушка не растворяется. Вывод: есть вещества растворимые, есть не растворимые. Ещё одно свойство - вода растворитель. | Выполняют указания воспитателя Говорят вывод: вода растворитель. | |
5. | Вос-ль: Закрепим опыты, сделаем выводы: ВОДА не имеет запаха, вода ПРОЗРАЧНАЯ, вода не имеет формы, вода растворитель. | Повторяют выводы: ВОДА не имеет запаха, вода ПРОЗРАЧНАЯ, вода не имеет формы, вода растворитель. | |
| IV часть | | |
1. | Музыкальная разминка «Виноватая тучка» | Танцуют | |
2. | Продуктивная деятельность Вос-ль: Рисуем на мокрой бумаге (Дети выполняют задание.) Я рисую свой рисунок с мусором. Вос-ль:- мы сложим наши рисунки в конверт и отошлём их Водяному ? Что на моём рисунке. Я рисую свой рисунок с мусором. | Рисуют Отвечают мусор | |
3. | Вос-ль: - Часто бывает, что в реке или в озере находят пустые банки, мусор, бумагу. Как они там оказались? А вы так поступаете? Вос-ль: - Что же будет, если озера, реки и моря засорятся? (вода будет грязная, погибнут рыбы и водные обитатели). Вос-ль: - 2017 - Год экологии Вос-ль: - Кажется, что воды на земле много. Но сегодня на планете живет много людей и воды используется очень много. Мы должны ее беречь. Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную воду. А как можно беречь воду? (Закрывать краны, не делать сильную струю, не засорять реки и озера.) | Слушают, диалог | |
4. | Вос-ль: Правильно, ребята, вода всем очень нужна, она дает жизнь. Не зря ее называют «матушка», «царица», «волшебница». | | |
| V часть | | |
1. | Подведение итогов. Вос-ль: -Была бы жизнь на планете Земля, если бы не было воды? Вос-ль: - Какие свойства воды мы узнали. Вспомните опыты? | Отвечают ВОДА не имеет запаха, вода ПРОЗРАЧНАЯ, вода не имеет формы, вода растворитель. | |
2. | Видео- о воде | смотрят | |
3. | Рефлексия Слушают шум разной воды | Закрыв глаза слушают | |
4. | Вос-ль: Спасибо дети вы молодцы, умеете слушать, проводить опыты и делать выводы Скажите вам понравилось занятие ( если да, то хлопают в ладоши) | Слушают…. И хлопают в ладоши если понравилось занятие | |
Если река течет по равнине, то течет плавно и медленно, а горные реки текут быстро, течение у них бурное, берега скалистые, обрывистые, образуются водопады
1. Соболева О.Л. «Большая энциклопедия дошкольника», 2010 г.
2. Мирская Е. «Моя первая книжка наука», 1998 г.
3. Интернет- ресурсы