СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД по грамоте в старшей группе компенсирующего вида по теме «Звуки «Г-ГЬ». Буква «Г»

Нажмите, чтобы узнать подробности

НОД по грамоте в старшей группе компенсирующего вида по теме «Звуки «Г-ГЬ». Буква «Г»

Просмотр содержимого документа
«НОД по грамоте в старшей группе компенсирующего вида по теме «Звуки «Г-ГЬ». Буква «Г»»

НОД по грамоте в старшей группе компенсирующего вида по теме «Звуки «Г-ГЬ». Буква «Г»

Цель: познакомиться детей со звуками Г-ГЬ, буквой Г. Учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
Познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ, определять место звука в слове, делить слова на слоги, составлять схему предложений. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия. Воспитывать интерес к звучащему слову.

Материал: кассы букв и слогов, предметные картинки, рабочие листы-прописи, карандаши, мяч.

Словарь: звук, буква, слог, фишка, схема, предложение.

Ход:

- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух

не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть.

-Назовите картинки которые у нас на доске, выделяя голосом 1 звук.( дети называют картинки: горох, гиря, гном, гитара, глобус, герань, гриб, гирлянда)
- Назовите, какой звук есть во всех этих словах? ( Г) Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г – ГЬ и буквой Г.

- Обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
( губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)
Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда?
-Что мешает? ( воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)
А если встречается преграда, значит звук Г какой? Согласный. Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Произнесите звук Г мягко. Как обозначаем мягкий согласный звук?

Теперь произнесите этот звук твердо. Как обозначаем твердый согласный звук?

-А теперь проверьте звонкий или глухой? Закройте ушки руками, если они гудят, то звук – звонкий. Звонкий.
-Расскажите про звук Г.

Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г.

Рассмотрите пожалуйста букву на доске.
- Буква Г как уголок.

Проще некуда урок.

Вот на Г тебе слова:

Глобус, Город, Голова.

-Работа в прописях.

-Давайте поиграем со звуками превратим Г в ГЬ и наоборот(игра с мячом):

ГА-ГЯ ГО -ГЁ ГИ-ГЫ ГУ-ГЮ ГЭ-ГЕ

ГЮ-ГУ ГЯ-ГА ГЕ-ГЭ ГЯ – ГА ГИ – ГЫ.
- А теперь не зевайте звук Г среди других звуков поймайте:

Д П Г О К Г Ф М У Г Т Г

ГА ТО ИГ КА ОД ГЕ ОГ ЛИ ЯГ

-Какой звук в слоге ГУ мы слышим первым? Вторым? Выложите звуки с помощью фишек.

-Сделайте самостоятельно звуковой анализ слога ГИ. Какой фишкой вы обозначили первый звук? Второй? Обозначьте гласный звук буквой.

-На карточке нарисованы слова со звуком Г и ГЬ. Определите, где в слове находится звук Г-ГЬ.

-Вот слова со звуками Г и ГЬ. Разделите слова на слоги.

Физкультминутка.

Грач качался в гамаке (наклоны в сторону).

Гуси – в волнах на реке (наклоны вперед-назад).

Мимо голуби летели (покачивание руками)

И на веточку присели (приседание).

Веточка качается (покачивание руками)

Неплохо получается.

- Ребята, что обозначает эта фишка( волнистая линия)? Правильно, слово - признак. Давайте подберем слова- признаки с противоположным значением, так чтобы в противоположном слове был звук Г:

Холодный - горячий.

Чистый - грязный.

Тихий - громкий.

Сладкий - горький.

Веселый - грустный.

Ласковый - грубый

Сытый - голодный

Шершавый - гладкий

Мелкий - глубокий.

Редкий – густой.

-Эта фишка обозначает слово –действие (две параллельные линии). Помогите подобрать семью слов к слову «бегать»:

Дети на улице …бегали

Дорогу нельзя …перебегать

Девочка в комнату…забежала

Мальчик из комнаты…выбежал

Заяц испугался и …убежал

На плите молоко…сбежало

Спортсмены дистанцию…пробежали

Щенок вокруг будки…оббежал.

Для прыжка надо …разбежаться

Опасности надо…избегать.

- Фишка с одной линией означает слово-предмет. Придумайте слово предмет со звуком Г-ГЬ и составьте предложение по схеме:

-Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие. Какое задание вам понравилось? Какое задание показалось трудным?