НОД по грамоте в старшей группе компенсирующего вида по теме «Звуки «Г-ГЬ». Буква «Г»
Цель: познакомиться детей со звуками Г-ГЬ, буквой Г. Учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
Познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ, определять место звука в слове, делить слова на слоги, составлять схему предложений. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия. Воспитывать интерес к звучащему слову.
Материал: кассы букв и слогов, предметные картинки, рабочие листы-прописи, карандаши, мяч.
Словарь: звук, буква, слог, фишка, схема, предложение.
Ход:
- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух
не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть.
-Назовите картинки которые у нас на доске, выделяя голосом 1 звук.( дети называют картинки: горох, гиря, гном, гитара, глобус, герань, гриб, гирлянда)
- Назовите, какой звук есть во всех этих словах? ( Г) Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г – ГЬ и буквой Г.
- Обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
( губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)
Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда?
-Что мешает? ( воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)
А если встречается преграда, значит звук Г какой? Согласный. Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Произнесите звук Г мягко. Как обозначаем мягкий согласный звук?
Теперь произнесите этот звук твердо. Как обозначаем твердый согласный звук?
-А теперь проверьте звонкий или глухой? Закройте ушки руками, если они гудят, то звук – звонкий. Звонкий.
-Расскажите про звук Г.
Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г.
Рассмотрите пожалуйста букву на доске.
- Буква Г как уголок.
Проще некуда урок.
Вот на Г тебе слова:
Глобус, Город, Голова.
-Работа в прописях.
-Давайте поиграем со звуками превратим Г в ГЬ и наоборот(игра с мячом):
ГА-ГЯ ГО -ГЁ ГИ-ГЫ ГУ-ГЮ ГЭ-ГЕ
ГЮ-ГУ ГЯ-ГА ГЕ-ГЭ ГЯ – ГА ГИ – ГЫ.
- А теперь не зевайте звук Г среди других звуков поймайте:
Д П Г О К Г Ф М У Г Т Г
ГА ТО ИГ КА ОД ГЕ ОГ ЛИ ЯГ
-Какой звук в слоге ГУ мы слышим первым? Вторым? Выложите звуки с помощью фишек.
-Сделайте самостоятельно звуковой анализ слога ГИ. Какой фишкой вы обозначили первый звук? Второй? Обозначьте гласный звук буквой.
-На карточке нарисованы слова со звуком Г и ГЬ. Определите, где в слове находится звук Г-ГЬ.
-Вот слова со звуками Г и ГЬ. Разделите слова на слоги.
Физкультминутка.
Грач качался в гамаке (наклоны в сторону).
Гуси – в волнах на реке (наклоны вперед-назад).
Мимо голуби летели (покачивание руками)
И на веточку присели (приседание).
Веточка качается (покачивание руками)
Неплохо получается.
- Ребята, что обозначает эта фишка( волнистая линия)? Правильно, слово - признак. Давайте подберем слова- признаки с противоположным значением, так чтобы в противоположном слове был звук Г:
Холодный - горячий.
Чистый - грязный.
Тихий - громкий.
Сладкий - горький.
Веселый - грустный.
Ласковый - грубый
Сытый - голодный
Шершавый - гладкий
Мелкий - глубокий.
Редкий – густой.
-Эта фишка обозначает слово –действие (две параллельные линии). Помогите подобрать семью слов к слову «бегать»:
Дети на улице …бегали
Дорогу нельзя …перебегать
Девочка в комнату…забежала
Мальчик из комнаты…выбежал
Заяц испугался и …убежал
На плите молоко…сбежало
Спортсмены дистанцию…пробежали
Щенок вокруг будки…оббежал.
Для прыжка надо …разбежаться
Опасности надо…избегать.
- Фишка с одной линией означает слово-предмет. Придумайте слово предмет со звуком Г-ГЬ и составьте предложение по схеме:
-Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие. Какое задание вам понравилось? Какое задание показалось трудным?