2021г.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
Октябрьского района Курской области
Конспект НОД в старшей группе
Образовательная область «Познавательное развитие»
Интеграция эстетического и экологического образования
Тема: «Волшебница – вода в природе и жизни человека»
Подготовила: воспитатель I квал.кат.
Семенихина О.Ф.
2021г.
Цель: Закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его экологической культуре, устанавливать связь всего живого в ней.
Задачи:
1. Образовательные:
- Уточнять и расширять знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки, озёра и т. д. ;
- Формировать у детей познавательный интерес к природе; - закрепить знания о круговороте воды в природе;
- Познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность, обогащать словарь детей – лаборатория, парообразные вещества.
2. Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки, познавательные процессы (мыслительных операций, концентрации внимания, памяти, мышления, любознательности)
- Развивать речь, мелкую моторику рук.
- Формировать умение анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение;
3. Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
- Воспитывать умение работать сообща.
Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно – эстетическое развитие, Физическое развитие.
Оборудование: Стаканы с водой, ложечки, ёмкости: с солью, с сахарным песком, аскорбиновой кислотой, растительным маслом, мукой, трубочки для коктейля, акварельная краска. Показ иллюстраций на интерактивной доске – использование воды, запись шума воды, макета – круговорот воды в природе, баночки пластиковые, кисточки, термос с горячей водой, зеркало, тазик с водой, воронки, бинт, ватные диски .
Методы и приёмы:
1) практические (опытно – экспериментальная деятельность, игры, игры с мячом, физкультминутка)
2) словесные (загадки, стихотворение «Береги воду», вопросы)
3) наглядные (показ иллюстраций – «Где встречается вода в природе», «А кому нужна вода?», «Как человек использует воду», макет, физическая карта мира.)
Ход НОД:
Воспитатель подзывает детей к себе.
- Ребята, станьте полукругом. К нам сегодня пришли гости, давайте улыбнёмся и поздороваемся.
- А теперь возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Всё, что мы с вами сегодня будем делать, у нас обязательно получится.
- Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важных веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле.
Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
В морях и реках обитает,
но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
на землю падает опять (вода).
- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.
Воспитатель читает стихотворение «Вы слышали о воде? ».
Вы слышали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.
На плите у вас кипит, паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!
- Где встречается вода в природе? (показ иллюстраций - в ручейке, роднике, реках, морях, океанах, озерах).
-Действительно, вода в реках, морях, океанах занимает на нашей планете гораздо больше места, чем суша-земля.
Так вот, ребята, что бы всем это хорошо было видно, люди придумали вот такую физическую карту (Рассматриваем, воспитатель называет океаны, моря (дети повторяют названия) уточняем, что вода обозначена синим цветом на карте),
- Делаем вывод: Действительно, вода на нашей планете занимает больше места, чем суша – земля.
- Ребята. Я попрошу вас сесть на ковёр в круг (воспитатель тоже)
Игра «Отгадай шум воды» (дети отгадывают, и имитируют движения воды рукой)
- Ребята, вода такая волшебница ,её везде много, в морях, океанах реках, подумайте, а как же так происходит, что она никуда не исчезает
(ответы детей: из – за круговорота воды в природе)
Показ макета «Круговорот воды в природе» (рассказ педагога и детей)
- А кому нужна вода? (насекомым, животным, человеку)
- Как человек использует воду? (показ иллюстраций на экране телевизора)
Игра с мячом «Вода какая?»(в море – морская, в озере – озёрная, в болоте т. д)
Воспитатель: Ребята, вы хотите больше узнать о воде?
Вода обладает различными свойствами. Настоящая волшебница.
Наша группа превратилась в лабораторию. А вызнаете, что такое лаборатория? (это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты)
- Давайте мы с вами превратимся в таких учёных, наденем халаты, займём свои рабочие места и будем проводить опыты.( дети рассаживаются по два человека за один стол)
Опытно-исследовательская деятельность.
1 опыт. Различные состояния воды.
- Ребята, сейчас я вам что-то раздам(педагог достаёт кусочки льда и кладёт по кусочку каждому ребёнку в ладонь)
- Скажите, что это?(Лёд)
- Какой он?(Твёрдый, тяжёлый, холодный.)
-Закройте ладошку, что с ним происходит? он тает и превращается в воду.
-Исходя из этого можно сделать вывод: Лёд – это замороженная вод.
2 опыт. Уводы нет запаха.
Воспитатель: Посмотрите, вот на столе в стакане что-то стоит. Как вы думаете, что это? (вода). А может быть, сок? Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей). Давайте понюхаем ее. Она пахнет? (нет)
Вывод: Правильно, вода не имеет запаха.
3 опыт. Своего вкуса у воды нет.
- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? - А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (солёная). - А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая). - А теперь снова попробуйте воду. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. Как вы определили? (покушали).
4 опыт. Вода – растворитель.
Мы с вами растворяли сахар и соль. Что случилось с веществами, которые мы положили в воду? Растворился сахар (соль) в воде или нет? (ответы детей). Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Дети выполняют это задание. Если в воду налить несколько капель масла она также исчезнет как сахар и соль? Что произошло с маслом в воде? Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.
Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, мукой. С каким же новым свойством воды вы познакомились?
Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Физкультурная минутка.
-Делать научные открытия дело не из лёгких. Поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы нам отдохнуть. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из – за своих столов и пройдём на ковёр.
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.(повороты в разные стороны)
Что бы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два ,раз и два, закружилась голова.(вращение головой вправо и влево.)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять(приседание)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте(ходьба)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
Отдохнули ребята, тогда занимаем свои места и продолжаем изучение воды.
5 опыт. Термос с горячей водой.
- Кто знает, что это такое? Правильно, термос, кто может сказать для чего люди используют его (это сосуд, который долго сохраняет продукты горячими)
Открываю крышку. Вы видите из термоса идёт пар. Подношу к отверстию зеркало, появились капельки воды. Откуда они взялись (пар остыл и осел на зеркало каплями воды)
-Ребята, пар это тоже вода, но не простая, а парообразная. От большого нагревания вода превращается в пар. Где, в домашних условиях, можно увидеть пар? Ответы детей.
6 опыт. Вода прозрачная.
Какого цвета вода? Возьмем два стакана. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Опускаем трубочку сначала в чистую воду, потом в подкрашенную, смотрим где она была видна .Вывод: вода прозрачная жидкость.
7 опыт. Вода жидкая.
Переместите воду из одного стакана в другой. Как это сделать. Перелить. Вывод: вода – жидкость, переливается из одного сосуда в другой, вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
-Ребята, вода может находиться в трёх состояниях: кто запомнил в каких?
В твёрдом – это лёд, замороженная вода.
Парообразном – пар нагретая до состояния кипения.
Жидком – это обычная вода.
Дети выходят из – за с толов: игра «Вода хорошо – вода плохо»
Называют по очереди, хорошо: готовить еду, утолить жажду ,поливать растения, купаться, напоить животных, мыть фрукты.
Плохо: большие волны, затопить города, тонут корабли, когда вода становится льдом, сосульки на крышах, реки выходят из берегов, вода вытекает из ванны, забыть закрыть кран в доме.
- Ребята, а грязную воду можно употреблять в пищу?
(надо кипятить, фильтровать воду) Давайте попробуем от фильтровать воду.
8 опыт. Фильтрование воды. Стакан бросаем комочек земли, размешиваем ложечкой, вода окрашивается в мутный цвет.
Через воронку делаем фильтр и льём воду.
Показать детям иллюстрацию - загрязнённый водоём.
Что происходит с мусором который попадает в водоём, он не растворяется. а остаётся в воде и мешает и людям, и водным жителям. Значит, мы должны соблюдать определённые правила и не бросать ничего в водоёмы, реки, озёра.
Итог занятия. Ребята, вам понравилось быть исследователями? К сожалению, наша лаборатория закрывается, нам пора возвращаться в детский сад. О каком веществе мы сегодня с вами говорили? Какие свойства есть у воды? Какие опыты вам понравились? Мне очень понравились мои учёные – исследователи, внимательные, правильно отвечали на вопросы и т.д.
Теперь давайте расскажем стихотворение «Береги воду»
Человек запомни навсегда (пальчиком грозим)
Сила жизни на земле вода (круг двумя ладонями)
Мы здесь на планете ни одни (указательными пальцами большой круг)
Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей (пальчикам грозим)
Спасибо за внимание!
«Материал и оборудование к занятию»
«Круговорот воды в природе»
Опыт №1. «Вода в замороженном состоянии»
Опыт №2. «У воды нет запаха»
Опыт №3. «Своего вкуса у воды нет»
Опыт №4. «Вода растворитель»
Опыт №5. «Парообразное состояние воды»
Опыт №6. «Вода прозрачная»
«Три свойсва воды»