Занятие по обучению грамоте в логопедической группе для детей 6-7 лет по лексической теме: "Космос"
Цель: систематизировать у детей, полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
• закреплять знания детей о звуках (гласные и согласные), характеристике звуков (твердость и мягкость, звонкость и глухость);
• совершенствовать звуковой анализ слов, тренировать фонематический слух;
• продолжать учить составлять предложения с заданным словом, анализировать его, составлять схему к нему;
• закреплять знания о космосе.
2. Развивающие задачи:
• развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, зрительно-пространственную координацию, внимание, мышление, память;
3. Воспитательные задачи:
• воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;
• воспитывать интерес к занятию; умение работать в парах.
Оборудование:
Космическая коробка, инопланетяне-прилипалы, конверты, музыкальная колонка, карточка о звуках и буквах, карточки с изображениями артикуляции гласных звуков, труба, наушники, ортопедические коврики, мяч, картинки с изображением тюбиков с космической едой, карточки со словами, картинки с предметами, прищепки, ракета, маркер, схемы предложений, знаки, лабиринты.
Логопед: - Ребята, к нам на занятие пришли гости – это учителя из школы. Поздоровайтесь, улыбнитесь и постарайтесь показать им все свои способности и умения!
Как всегда мы начнем с разминки. Выполняем артикуляционную гимнастику под музыку и показываем руками (биоэнергопластика)
-Ребята, только что поступили тревожные позывные жителей Далёкой планеты. Послушайте сообщение:
«Дети Земли! На нашей Далёкой планете огромное горе! Наши дети попали в космическую бурю и растерялись по всему космосу. Вы можете им помочь! Выполняйте задания из космической коробки и тогда сможете их спасти и вернуть домой! Помогите!»
- Что такое космос?( Ответы детей)
- Космос – это пространство, в котором находятся планеты, созвездия звезд, метеориты, астероиды и кометы. (осматривают коробку)
Логопед открывает коробку и достает конверт №1, в котором лежит карточка о звуках и буквах.
- Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).
- Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).
- Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении).
- Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении)
Логопед достает первого инопланетянина-прилипалу из коробки.
Конверт №2. – А вот для вас следующее задание. Попробуйте определить по артикуляции какой звук произносит мальчик (показ карточек). Какие это звуки? (гласные). По окончании достается следующий инопланетянин-прилипала.
Конверт №3. Логопед достает трубу и наушники. Что обозначают эти предметы? (ответы детей) Труба- это звонкие согласные, наушники – глухие. Я назову вам звуки, а вы показывайте, какой это звук. Если глухой, то закрываете уши руками, если звонкий, то хлопаете руками.
Б, П, В, Ф, К, Г, С, З, Ш, Ж, Т, Д.
Конверт №4. Логопед достает ортопедические коврики: мягкий и твёрдый. Я буду бросать мячик и называть вам слоги, а вам нужно определить на какой коврик наступать и вернуть мне мяч, повторяя данный слог.
МА, МЯ, ТЯ, НО, РЫ, ЛИ… По окончании достается следующий инопланетянин-прилипала.
Конверт №5. «Невесомость»
- Что такое невесомость? (ответы детей) это такое состояние, при котором все предметы не имеют веса. Изобразите себя в состоянии невесомости. (Дети изображают разные позы в состоянии невесомости под космическую музыку).
- Вы почувствовали себя космонавтами?
- Тогда и подкрепиться надо космическими продуктами питания. А как же питаться в космосе, если предметы не имеют веса? (ответы детей). Поищите в группе тюбики с едой, назовите, что изображено и определите с какого звука, начинается ваша еда. По окончании достается следующий инопланетянин-прилипала.
Конверт №6. Логопед достает карточки, на которых написаны слова. Присаживайтесь за столы.
Гимнастика для глаз «Нарисуй движением глаз планету, ракету»
- Слушайте внимательно!
Планета – рисуем «глазами» круг; Ракета – движение глаз вверх, вниз;
- Нужно каждому прочитать свое слово на карточке;
- Найти правильное изображение прочитанного слова;
- Сделать звуковой анализ своего слова с помощью прищепок;
- Поставьте ударение маркером;
- Поменяйтесь карточками с соседом для проверки
Молодцы! Достает следующего инопланетянина-прилипалу.
Конверт №7. Логопед достает точку, вопросительный и восклицательный знаки. Что это? (ответы детей). Это знаки, которые ставятся в конце предложения. Что такое предложение? (законченная мысль)
Верните свои карточки себе и каждый придумайте предложение. А теперь составьте на столе схему предложения с помощью карточек. Не забудьте про знак! (логопед спрашивает несколько детей, акцентируя внимание на знаке).
Молодцы! Достает следующего инопланетянина-прилипалу.
Конверт №8. Картинка ракеты. Нам нужно правильно выполнить движения под музыку и тогда сможем спасти последнего инопланетянчика.
Звучит музыкальная композиция: «Я – ракета»
Достает последнего инопланетянина-прилипалу и ракету.
Ребята, своими знаниями вы помогли найти всех деток инопланетян. Теперь нужно поместить их в ракету и отправить к родителям на Далекую планету.
Всех инопланетян-прилипал укладывают в ракету и помещают в космическую коробку.
Какое задание было самым легким? Сложным? Интересным?
Приходит сообщение от инопланетян: «Дети Земли, спасибо. Наши дети вернулись домой! Мы очень счастливы. Отправляем вам интересную игру, которая поможет вам стать еще более внимательными! СПАСИБО!»
Логопед раздает детям лабиринты.