СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Звуки [Б], [Бь]. Буква Б»

Нажмите, чтобы узнать подробности

НОД  по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Звуки [Б], [Бь]. Буква Б»

Просмотр содержимого документа
«НОД по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР «Звуки [Б], [Бь]. Буква Б»»

НОД по обучению грамоте

в старшей группе для детей с ОНР

« Звуки [Б], [Бь]. Буква Б».

Цель: Дифференциация звуков [Б], [Бь],

Задачи: развивать умение  давать характеристику звукам [Б], [Бь] по артикуляционным и акустическим признакам; дифференцировать твердый и мягкий согласные звуки [Б], [Бь]; формировать процессы анализа и синтеза; познакомить детей с графическим образом буквы.

Способствовать развитию фонематического слуха; слуховой  памяти, зрительного восприятия; общей  и мелкой моторики. Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности.

Оборудование: предметные картинки, содержащие звуки [Б],[Б’], кассы букв и слогов, рабочие листы –прописи «Буква Б».

Словарь: звук, буква, согласный, звонкий, твердый, мягкий, предложение, слог.

Ход

-Ребята, начинаем занятие, на котором надо:

Четко, ясно отвечать, ничего не пропускать,

Слушать внимательно, работать старательно.

- К нам на занятие пришли два клоуна - Бом и Бим, сегодня они помогут нам познакомимся с новыми звуками и буквой, которая обозначает их на письме.

- Бом и Бим так торопились к нам на занятие, что забыли взять свой реквизит для выступлений. Они хранят его в сумках

- Как вы думаете, какого цвета сумка должна быть у Бома?

- Давайте произнесем имя Бом и понаблюдаем за первым звуком. Назовите первый звук. (Звук Б).

- Как вы считаете, звук Б гласный или согласный. Докажите. (Звук Б – согласный, потому что при произнесении воздух во рту встречает преграду, преградой являются губы)

- Определим, какой это звук твердый или мягкий. (Твердый)

- Каким цветом на звуковой схеме вы обозначаете твердые согласные звуки. (Синим)

- Давайте произнесем имя Бим и понаблюдаем за первым звуком. Назовите первый звук. (Звук Бь).

- Как вы считаете, звук Бь гласный или согласный. Докажите. (Звук Бь – согласный, потому что при произнесении воздух во рту встречает преграду, преградой являются губы)

- Определим, какой это звук твердый или мягкий. (Мягкий)

- Каким цветом на звуковой схеме вы обозначаете мягкий звук. (Зеленым)

-Давайте выложим имена клоунов с помощью фишек для звукового анализа.

- Ребята, вы догадались, какого цвета должны быть сумки у клоунов? Почему? (У Бома синяя сумка, потому что первый звук в его имени твердый. А у Бима – зеленная сумка, потому что первый звук в его имени мягкий).

-Что же в сумках у клоунов? Шары! Поиграем в игру «Хлопай, топай, не роняй - шару падать не давай!»(на шарике –карточка с речевым материалом).

- Я буду произносить звуки, слоги, слова, если слышите звук Б - топайте, если слышите звук БЬ - хлопайте. Начнем:

-звуки: Б, БЬ, С, СЬ, Б, В, БЬ, Б, К, З, БЬ.

- слоги: БА, ХА, БИ, ВА, БО, ВО, ВИ, БЕ, ХО, КО, БУ, КУ, КЁ, БЁ, БЫ, МЫ, КЫ, ВЫ, БЯ.

- слова: белка, бант, кран, баран, сапоги, бегун, дудка, букет, билет, люди, труба, топор, абрикос.

- Бим и Бом очень любят играть на барабанах. Свои любимые музыкальные инструменты они принесли в сумках.

- Давайте поиграем вместе с ними. Я предлагаю вам встать, взять в руки воображаемые барабанные палочки :

- БИМ-БОМ-БАМ-БУМ - дети повторяют слоговую дорожку 3 раза.

- БА-БО-БИ-БУ - дети повторяют слоговую дорожку 3 раза.

- БИ-БА-БУ-БИ - дети повторяют слоговую дорожку 3 раза.

- Ребята, в сумке у клоунов - кольца для жонглирования. Я раздам их вам, вы внимательно посмотрите на картинки и определите,  какой первый звук вы слышите в названии вашей картинки.

-Если в названии вашей картинки первый звук [Б] , то вы отдаете кольцо …Бому.

-Если в названии вашей картинки первый звук [Бь] , то вы отдаете кольцо …Биму.

-Разделите слова – картинки на слоги.

Физминутка «Рыжий клоун»

Клоун рыжий, конопатый (дети гладят себя по голове, показывают веснушки)

Очень нравится ребятам (три хлопка в ладоши)

Нос, как красный помидор (гладят нос попеременно руками)

А в глазах его задор (с помощью рук изображают глаза и хлопают реснички пальчиками)

То он плачет, то смеётся

(указательные пальцы вертикально к глазам, затем к губам)

То он добрый, то дерется

(гладят свои руки, затем выбрасывают кулаки вперед)

Ах, какой он неуклюжий (руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево,

Но такой он всем нам нужен (руки скрещены на груди, в стороны и на пояс).

- У Бома и Бима в сумке есть и кубики. Но кубики эти необычные: они с картинками! Рассмотрите картинки найдите в названиях звуки Б и БЬ. Определите место этих звуков в слове.

- У наших гостей есть для вас подарок. Это мячики! Давайте с ними поиграем:

Мячик.
Я мячом круги катаю. Вперед -назад гоняю,
Им поглажу я ладошку, а потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.
А теперь последний трюк – мяч летает между рук.
(Движения соответствуют тексту).

- Ребята, вы любите фокусы? Бом и Бим приготовили для вас фокус. Подойдите ко мне. (Фокус: на воде цветок с раскрывающимся лепестками, внутри которого буква Б)

- Ребята, это первая буква имён клоунов- буква Б.

Большой живот у буквы Б,

Беретик есть на голове.

- Буква Б состоит из трех элементов: длинной прямой, полуовала и короткой прямой линии.

- Давайте пропишем буквы Б: заглавную и строчную в рабочих листах.

-Молодцы! Биму и Бому пора отправляться на гастроли. Давайте на прощание скажем им комплименты. Какие клоуны (смешной, веселый, ловкий, забавный, грустный, шустрый, удивительный, милый)? Давайте составим схемы к этим предложениям.

- Понравилось ли вам играть с клоунами? Какие игры вам понравились?

- Вспомните, звуки [Б], [Бь] гласные или согласные? Какой из них твердый, какой мягкий..

- Клоуны  Бом и Бим подарили нам на память афишу своего выступления. Спасибо!