НОД по обучению грамоте
в старшей группе для детей с ОНР
« Звуки [Б], [Бь]. Буква Б».
Цель: Дифференциация звуков [Б], [Бь],
Задачи: развивать умение давать характеристику звукам [Б], [Бь] по артикуляционным и акустическим признакам; дифференцировать твердый и мягкий согласные звуки [Б], [Бь]; формировать процессы анализа и синтеза; познакомить детей с графическим образом буквы.
Способствовать развитию фонематического слуха; слуховой памяти, зрительного восприятия; общей и мелкой моторики. Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности.
Оборудование: предметные картинки, содержащие звуки [Б],[Б’], кассы букв и слогов, рабочие листы –прописи «Буква Б».
Словарь: звук, буква, согласный, звонкий, твердый, мягкий, предложение, слог.
Ход
-Ребята, начинаем занятие, на котором надо:
Четко, ясно отвечать, ничего не пропускать,
Слушать внимательно, работать старательно.
- К нам на занятие пришли два клоуна - Бом и Бим, сегодня они помогут нам познакомимся с новыми звуками и буквой, которая обозначает их на письме.
- Бом и Бим так торопились к нам на занятие, что забыли взять свой реквизит для выступлений. Они хранят его в сумках
- Как вы думаете, какого цвета сумка должна быть у Бома?
- Давайте произнесем имя Бом и понаблюдаем за первым звуком. Назовите первый звук. (Звук Б).
- Как вы считаете, звук Б гласный или согласный. Докажите. (Звук Б – согласный, потому что при произнесении воздух во рту встречает преграду, преградой являются губы)
- Определим, какой это звук твердый или мягкий. (Твердый)
- Каким цветом на звуковой схеме вы обозначаете твердые согласные звуки. (Синим)
- Давайте произнесем имя Бим и понаблюдаем за первым звуком. Назовите первый звук. (Звук Бь).
- Как вы считаете, звук Бь гласный или согласный. Докажите. (Звук Бь – согласный, потому что при произнесении воздух во рту встречает преграду, преградой являются губы)
- Определим, какой это звук твердый или мягкий. (Мягкий)
- Каким цветом на звуковой схеме вы обозначаете мягкий звук. (Зеленым)
-Давайте выложим имена клоунов с помощью фишек для звукового анализа.
- Ребята, вы догадались, какого цвета должны быть сумки у клоунов? Почему? (У Бома синяя сумка, потому что первый звук в его имени твердый. А у Бима – зеленная сумка, потому что первый звук в его имени мягкий).
-Что же в сумках у клоунов? Шары! Поиграем в игру «Хлопай, топай, не роняй - шару падать не давай!»(на шарике –карточка с речевым материалом).
- Я буду произносить звуки, слоги, слова, если слышите звук Б - топайте, если слышите звук БЬ - хлопайте. Начнем:
-звуки: Б, БЬ, С, СЬ, Б, В, БЬ, Б, К, З, БЬ.
- слоги: БА, ХА, БИ, ВА, БО, ВО, ВИ, БЕ, ХО, КО, БУ, КУ, КЁ, БЁ, БЫ, МЫ, КЫ, ВЫ, БЯ.
- слова: белка, бант, кран, баран, сапоги, бегун, дудка, букет, билет, люди, труба, топор, абрикос.
- Бим и Бом очень любят играть на барабанах. Свои любимые музыкальные инструменты они принесли в сумках.
- Давайте поиграем вместе с ними. Я предлагаю вам встать, взять в руки воображаемые барабанные палочки :
- БИМ-БОМ-БАМ-БУМ - дети повторяют слоговую дорожку 3 раза.
- БА-БО-БИ-БУ - дети повторяют слоговую дорожку 3 раза.
- БИ-БА-БУ-БИ - дети повторяют слоговую дорожку 3 раза.
- Ребята, в сумке у клоунов - кольца для жонглирования. Я раздам их вам, вы внимательно посмотрите на картинки и определите, какой первый звук вы слышите в названии вашей картинки.
-Если в названии вашей картинки первый звук [Б] , то вы отдаете кольцо …Бому.
-Если в названии вашей картинки первый звук [Бь] , то вы отдаете кольцо …Биму.
-Разделите слова – картинки на слоги.
Физминутка «Рыжий клоун»
Клоун рыжий, конопатый (дети гладят себя по голове, показывают веснушки)
Очень нравится ребятам (три хлопка в ладоши)
Нос, как красный помидор (гладят нос попеременно руками)
А в глазах его задор (с помощью рук изображают глаза и хлопают реснички пальчиками)
То он плачет, то смеётся
(указательные пальцы вертикально к глазам, затем к губам)
То он добрый, то дерется
(гладят свои руки, затем выбрасывают кулаки вперед)
Ах, какой он неуклюжий (руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево,
Но такой он всем нам нужен (руки скрещены на груди, в стороны и на пояс).
- У Бома и Бима в сумке есть и кубики. Но кубики эти необычные: они с картинками! Рассмотрите картинки найдите в названиях звуки Б и БЬ. Определите место этих звуков в слове.
- У наших гостей есть для вас подарок. Это мячики! Давайте с ними поиграем:
Мячик.
Я мячом круги катаю. Вперед -назад гоняю,
Им поглажу я ладошку, а потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.
А теперь последний трюк – мяч летает между рук.
(Движения соответствуют тексту).
- Ребята, вы любите фокусы? Бом и Бим приготовили для вас фокус. Подойдите ко мне. (Фокус: на воде цветок с раскрывающимся лепестками, внутри которого буква Б)
- Ребята, это первая буква имён клоунов- буква Б.
Большой живот у буквы Б,
Беретик есть на голове.
- Буква Б состоит из трех элементов: длинной прямой, полуовала и короткой прямой линии.
- Давайте пропишем буквы Б: заглавную и строчную в рабочих листах.
-Молодцы! Биму и Бому пора отправляться на гастроли. Давайте на прощание скажем им комплименты. Какие клоуны (смешной, веселый, ловкий, забавный, грустный, шустрый, удивительный, милый)? Давайте составим схемы к этим предложениям.
- Понравилось ли вам играть с клоунами? Какие игры вам понравились?
- Вспомните, звуки [Б], [Бь] гласные или согласные? Какой из них твердый, какой мягкий..
- Клоуны Бом и Бим подарили нам на память афишу своего выступления. Спасибо!