НОД по окружающему миру
в старшей группе по теме: «Мебель. Части мебели»
Цель: расширить обобщённые представления детей о мебели и её назначении.
Задачи:
учиться понимать обобщающее слово «мебель»;
расширять и активизировать словарь по данной теме;
учиться образовывать и употреблять в речи существительные единственного и множественного числа мужского и женского рода;
воспитывать бережное отношение к предметам домашнего обихода.
Оборудование: предметные картинки, мяч
Ход НОД
1.Орг.момент
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня с вами мы обсудим одну интересную тему, а что за тема, попробуйте отгадать по загадкам, которые я вам загадаю:
У него четыре ножки
Не такие, как у кошки,
У него еще есть шляпа,
Не такая, как у папы. (стол.)
***
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мишки и не кошки.
Мы не пони, хоть на нас
Вы садились сотни раз.
Сами всегда стоим,
Всем садиться велим. (стулья.)
***
Я удобный, очень мягкий,
Вам нетрудно угадать,
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать (диван)
***
Две спинки, матрас и четыре ноги.
Что я задумал, скорей назови. (кровать.)
Воспитатель: Какие молодцы, все отгадали! А как вы думаете, как можно одним словом все это назвать? (мебель)
2. Основная часть
Воспитатель: Где делают мебель? (На фабрике.)
Воспитатель: Как называется фабрика, на которой делают мебель? (Мебельная фабрика.)
Воспитатель: Как называется магазин, в котором продают мебель? (Мебельный магазин.)
Воспитатель: А как вы думаете, из чего делают мебель? (Из дерева, кожи, стекла, пластика, железа.)
Воспитатель: А как же называется профессия у людей, которые изготовляют мебель? (Столяры.)
Воспитатель: Мы все живем в квартирах или домах. И в каждой квартире есть комнаты, давайте вспомни, как они называются.
(Прихожая, гостиная, спальня, кухня.)
На мольберт выставляются соответствующие сюжетные
картинки с изображением интерьера прихожей, гостиной, спальни, детской комнаты, кухни.
Воспитатель: Представьте, я пригласила вас в гости. Открыла дверь, и вы
оказались...? (В прихожей.) Какая мебель стоит в прихожей и для чего она нужна? (Вешалка, шкаф для верхней одежды, тумба для обуви, полка для головных уборов, пуфик, на котором удобно надевать обувь, зеркало.)
Воспитатель: Пройдём в гостиную. Какая мебель в ней стоит и для чего она нужна? (Диван, кресло, журнальный столик, тумбочка или подставка под телевизор, книжный шкаф, шкаф для посуды.)
Воспитатель: Диван и два кресла называются мягкой мебелью. Они мягкие, на них удобно отдыхать.
Воспитатель: Из гостиной мы переходим в спальную комнату. Какая мебель стоит в ней? (Кровать, тумбочка, платяной шкаф.)
Воспитатель: Идём в вашу самую любимую комнату: детскую. Какая мебель стоит здесь и для чего она нужна? (Кровать, письменный стол, стул, полки для книг и игрушек.)
Воспитатель: Какая мебель стоит на кухне? (Обеденный стол, табуретки, кухонный стол, полки для посуды или буфет.) Мебель для кухни называется кухонная мебель.
Воспитатель: Вы увидели квартиру и мебель, которая находится в ней.
3. Игра «Классификация предметов мебели».
На слайде картинки с предметами мебели, дети называют предмет мебели и для чего он нужен.
1. Мебель для сна (кровать, диван, кресло-кровать, раскладушка)
2. Мебель для еды.
3. Мебель для хранения вещей (шкаф, комод, сервант)
4. Мебель на которой мы сидим. (стул, табурет, кресло, диван)
4. Игра «Из чего сделана мебель»
Воспитатель: Теперь все дружно встали в круг. Я буду бросать мяч, а вы должны, сказать какая мебель, например, если шкаф сделан из дерева - значит, он деревянный.
Кресло обтянуто кожей. Оно какое? (Кожаное.)
Стол сделан из стекла. Он какой? (Стеклянный.)
Полка сделана из металла. Она какая? (Металлическая.)
Стул сделан из дерева. Он какой? (Деревянный.)
Кровать сделана из металла. Она какая? (Металлическая.)
5. Дидактическая игра «Один - много».
Один диван, а много … (диванов)
Один стол, а много … (столов)
Один стул …(стульев)
Одно кресло …(кресел)
Одна кровать …(кроватей)
6. Физминутка
Утром в магазин пойдём, (ходьба на месте)
Мебель там приобретём:
Высокий шкаф (встают на носочки, тянутся руками вверх)
И табурет, (приседают)
Кровать – на ней нам будет мягко спать (кладут сложенные ладони под левую щёку)
Купим стул (к прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стул»)
И стол большой (разводят руки в стороны)
И отвезем домой (крутят руль)
7. Поиграем в игру «Назови ласково», я буду называть вам большой предмет, например, стул, а вы будете называть этот же предмет ласково:
- У меня большой шкаф, а у вас маленький… (шкафчик)
- У меня большая кровать, а у вас маленькая (кроватка)
- У меня большой стол, а у вас маленький… (столик)
- У меня большой диван, а у вас маленький (диванчик)
- У меня большой стул, а у вас маленький…(стульчик)
- У меня большой комод, а у вас маленький…(комодик)
8. Игра «Какой предмет лишний?»
Воспитатель: Ребята определите, какая карточка лишняя
Табурет - буфет - полка - холодильник.
Диван - кресло - журнальный столик - телефон.
Тумбочка - автомобиль - шкаф - стул.
Книжный шкаф — книга — письменный стол — тумбочка.
Кровать - кресло - настольная лампа - диван.
Стол письменный - стол обеденный - табурет – журнальный столик.
Буфет - диван - стул - кресло.
9. Игра «Что без чего?»
Воспитатель: Поиграем в игру, вы внимательно смотрите и должны сказать, что не хватает у нашей мебели, какая часть пропала.
Предметные картинки с изображением мебели: стул без спинки, стол без ножки, кровать без спинки, шкаф без дверцы, кресло без подлокотника, диван без ножки.
Итог
Воспитатель: Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили? Вы все сегодня хорошо поработали. Молодцы!