Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе (в рамках тематической недели «Мы исследователи»)
Обеспечить условия развития поисковой активности детей (ОО «познавательное развитие»);
Создавать условия для развития у детей способности совместно решать поставленные задачи. (ОО «социально-коммуникативное развитие»)
Обеспечить условия для развития умений находить объект по плану (ОО «познавательное развитие»).
Поддерживать детскую инициативу и самостоятельность, предоставляя детям выбор партнера, материалов (ОО «социально-коммуникативное развитие»)
Создавать условия для побуждения детей к речевой активности. (ОО «речевое развитие»)
Способствовать развитию навыков межличностного взаимодействия, умения договариваться. (ОО «социально-коммуникативное развитие»)
Создавать условия для ознакомления со свойствами природных красителей (ОО «познавательное развитие»);
Обеспечивать условия для выражения детьми своего мнения (ОО «социально-коммуникативное развитие»);
Способствовать развитию навыков взаимодействия (ОО «социально-коммуникативное развитие»);
Создавать условия для физической активности детей, через подвижную игру «Молекулы» (ОО «физическое и коммуникативное развитие»).
1.Коммуникативная деятельность.
2.Познавательная деятельность.
3.Продуктивная деятельность.
4.Исследоватльская деятельность.
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития |
Вводная часть (организационный и мотивационный момент) | Незаметно для детей в исследовательском уголке в «волшебной коробочке» появляется письмо. | Взрослый не обращает на письмо внимание. | Дети самостоятельно обнаруживают новый предмет, собираются вокруг него, обращаются ко взрослому с вопросами. | Условия для проявления поисковой активности Условия для развития самостоятельности и инициативы Условия для принятия детьми решения |
| В.: Откуда здесь могло появиться письмо? (конверт) | Предположения детей. | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. |
| Взрослый предлагает исследовать конверт: какой он по цвету, размеру; какой на ощупь (гладкий-шершавый, теплый-холодный); проверить, какой он по весу (легкий-тяжелый); может быть, прочтем, что же там написано? | Ответы и обследовательские действия детей. | Условия для развития исследовательских действий |
После того, как все проговорили, конверт открывается. В нем лежит письмо и 4-5 схем групповой комнаты, на которых крестиком обозначено место спрятанного «клада» ( «Клад» -, ярко украшенныекоробочки, внутри которых лежит разный материал для исследовательской деятельности : пробирки, пипетки, марля, ткань, шприцы, одноразовые стаканчики и ложечки, шапочки на голову, натертые свекла и морковь, ягоды черники и брусники, петрушка и укроп, кофе и какао.) | Взрослый читает письмо от куклы Наташи (хозяйки лаборатории) «Дорогие ребята, мне очень нужна ваша помощь! Я хотела раскрасить платочки для своих друзей к празднику «Старый Новый год», но кто - то спрятал все краски, карандаши и фломастеры, а в волшебную коробочку подбросил этот конверт. Затем, воспитатель демонстрирует карты-схемы и задает вопрос: «Что это ?». Затем педагог сообщает, что карта-схема может попасть в руки только к настоящим друзьям, которые умеют играть в игру «Молекулы» (игровые технологии для объединения детей в группы – по три человека)Каждой группе друзей можно взять по одной схеме-плану. | Дети слушают письмо, и принимают решение, помочь или нет кукле Наташе. После того, как решение принято (помочь), дети играют в игру «Молекулы», по итогам которой объединяются в группу друзей по три человека. Затем каждая подгруппа выбирает для своей команды план-схему и ищет каждый свой клад по ней. Находят , рассматривают коробочки. | Условия для развития исследовательских действий. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для взаимодействия детей друг с другом. Условия для самостоятельного выбора партнера по деятельности. Условия для двигательной активности детей. |
Основная часть | По количеству групп организованы рабочие места. | Взрослый предлагает подойти каждой группе друзей к любому из столов и узнать, что же таят в себе коробочки с «кладом» - Что же там внутри? - Что из этого можно сделать? | Дети выбирают рабочие места, исследуют и называют содержимое коробочек. Обсуждают. | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для развития воображения, мышления, познавательных способностей. |
| Вместе со взрослым дети приходят к выводу, что краску можно получить в лабораторных условиях, с помощью природных красителей(свеклы, моркови, брусники, черники, кофе, какао, укропа и петрушки). Обговаривают правила работы в лаборатории настоящих ученых. | |
| Взрослый подключается поочередно к работе каждой подгруппы, уточняет, что они делают, какой результат хотят получить | Дети взаимодействуют друг с другом и со взрослым. Прибегают к помощи товарища, либо воспитателя, если не могут справиться самостоятельно. Дети из предложенного материала выжимают сок «краску» в специальные мерные стаканчики, затем перед ними стоит задача перелить полученную краску в пробирки, с помощью шприцов и пипеток. | Условия для проявления поисковой активности. Условия для экспериментально-исследовательской деятельности. Условия для развития самостоятельности и инициативы Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. |
| -Ребята, ну что у всех получается помочь кукле Наташе? - Какие цвета вы получили? | Ответы детей. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для закрепления цветов |
Завершение НОД, рефлексия. | Презентация своих исследований другим группам детей. | Воспитатель обращается к каждой подгруппе: - Что можно будет разукрасить вашей краской? - Как вы думаете, что скажет Наташа, увидев такие краски? | Ответы детей Дети проговаривают монолог, от лица куклы Наташи | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для взаимодействия детей друг с другом. |
| | - Ну, что вам понравилось быть настоящими учеными и,добывать краску из природных материалов? А что особенно понравилось? - Как вы думаете почему у вас получилось помочь Наташе? Если к вам еще обратятся за помощью, поможете? - А теперь, уважаемые ученые, нужно навести порядок в лаборатории, и аккуратно унести пробирки с красками к кукле Наташе! | Ответы детей. Дети убирают за собой рабочие места, и относят пробирки в «Волшебную коробочку» хозяйки лаборатории. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для развития мыслительных способностей, для умения устанавливать причинно-следственные связи. Условия для побуждения детей к дальнейшей совместной деятельности. Условия для воспитания у детей аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. |