Конспект образовательной деятельности по совершенствованию лексико – грамматического строя речи для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста
Тема: «Наши друзья – птицы»
Учитель – логопед: Романова Е.Г.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НОД:
Развитие лексико-грамматического строя и связной речи.
Задачи НОД:
В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:
Активизировать и расширять словарь по теме: «перелетные птицы»;
Формировать обобщающее понятие «перелетные птицы»;
Закреплять образование существительных суффиксальным способом;
Закреплять употребление в речи предлога «с»;
Учить образовывать притяжательные прилагательные;
Учить согласовывать числительные 1-5 с существительными;
Учить пересказывать рассказ с опорой на картинно-графический план-схему;
Развивать внимание, мышление, общую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Картинки с изображением перелетных птиц (кукушка, ласточка, скворец, журавль, грач, утка, гусь, лебедь, аист)
Ход НОД.
1. Организационный момент. (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).
Логопед:
- Ребята, какое сейчас время года? (СЕЙЧАС ВРЕМЯ ГОДА ВЕСНА).
- А какой один из главных признаком весны? (ВЕСНОЙ С ЮГА ВОЗВРАЩАЮТСЯ ПТИЦЫ).
- А теперь посмотрите на доску и назовите, каких птицы вы видите?
- Как называются птицы, которые прилетают к нам весной из теплых стран? (ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ)
- О ком мы будем говорить на занятии? ( О ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦАХ).
2. Вступительная беседа о перелетных птицах. (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).
Логопед:
- Ребята, каких перелетных птиц вы знаете?
- Как вы думаете, почему этих птиц называют перелетными? (ПОТОМУ ЧТО ОНИ УЛЕТАЮТ НА ЗИМУ В ТЕПЛЫЕ КРАЯ, НА ЮГ).
- Почему перелетные птицы улетают на юг? (ПОТОМУ ЧТО ОСЕНЬЮ С КАЖДЫМ ДНЕМ СТАНОВИТСЯ ВСЕ ХОЛОДНЕЕ, ЗАМЕРЗАЕТ ЗЕМЛЯ, ПРЯЧУТСЯ НАСЕКОМЫЕ, ПТИЦАМ ТРУДНО ДОБЫВАТЬ СЕБЕ КОРМ).
- Какие изменения происходят в жизни птиц весной? (ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ К НАМ ИЗ ТЕПЛЫХ КРАЕВ И НАЧИНАЮТ ВИТЬ ГНЕЗДА).
- Для чего птицы вьют гнезда? (ЧТОБЫ ОТЛОЖИТЬ ЯЙЦА И ВЫВЕСТИ ПТЕНЦОВ).
- Какие части тела есть у перелетных птиц?
- Чем покрыто тело птиц?
3. Речевое упражнение «Кто с кем?» (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).
Логопед:
- Ребята, перелетные птицы прилетают с юга, для чего? ( ЧТОБЫ ВЫВЕСТИ СВОХ ПТЕНЦОВ)
Например: (ЖУРАВЛИ С ЖУРАВЛЯТАМИ).
Аисты?
Лебеди?
Утки?
Скворцы?
Соловьи?
и др.
4. Упражнение «Кто как голос подает?» (Образовательная область –РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Игровая деятельность, речевая деятельность).
Кукушка - … КУКУЕТ.
Соловей - …ПОЕТ.
Ласточка - …ЩЕБЕЧЕТ
Скворец - …ПОЕТ.
Журавль - … КУРЛЫКАЕТ.
Утка - …КРЯКАЕТ
Гусь - … ГОГОЧЕТ.
5. Упражнение «Чей? Чья? Чье?» (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Игровая деятельность, речевая деятельность).
У утки (лебедя, журавля, гуся) чей клюв? …. УТИНЫЙ, ЛЕБЕДИНЫЙ, ЖУРАВЛИНЫЙ, ГУСИНЫЙ.
- Голова чья? - … УТИНАЯ, ЛЕБЕДИНАЯ, ЖУРАВЛИНАЯ, ГУСИНАЯ.
- Крыло чье? - … УТИНОЕ, ЛЕБЕДИНОЕ, ЖУРАВЛИНОЕ, ГУСИНОЕ.
6. Упражнение «Чей? Чья? Чье?» (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Игровая деятельность, речевая деятельность).
- Одна утка, две утки, три утки, четыре утки, пять уток.
- Один гусь, два гуся, три гуся, четыре гуся, пять гусей.
- Один грач, два грача, … пять грачей.
- Один соловей, два соловья, …пять соловьев.
И др.
7. Физкультминутка (Образовательная область - ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Двигательная деятельность).
Лебедь.
Лебедь белый, лебедь смелый,
Улетает далеко –
В страны жаркие, где пищу
Он найдет зимой легко.
Лишь весна настанет, лебедь
Вновь на родину летит.
И у озера родного
Приземлиться он спешит.
- Здравствуй, лебедь,
С возвращеньем!
Где так долго пропадал?
- Был в далеких жарких странах,
Зиму там пережидал.
8. Речевое упражнение «Расскажи-ка» (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).
Составление рассказа о перелетных птицах (по выбору) с опорой на картинно-графический план:
- название птицы;
- величина,
- цвет;
- части тела;
- чем покрыто тело птицы;
- как подает голос;
- чем /кем питается?
- как передвигается?
- жилище птицы?
- как называются птенцы.
9. Итог занятия. (Образовательная область - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность. Коммуникативная деятельность).
- О чем говорили? - Что было интересно? - Что вызвало затруднения? - Оценка работы детей.