СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД по развитию ЛГСР. Тема: «Наши друзья – птицы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

.

Просмотр содержимого документа
«НОД по развитию ЛГСР. Тема: «Наши друзья – птицы»»

Конспект образовательной деятельности по совершенствованию лексико – грамматического строя речи для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста


Тема: «Наши друзья – птицы»


Учитель – логопед: Романова Е.Г.


ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НОД:

Развитие лексико-грамматического строя и связной речи.

Задачи НОД:

В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:

  1. Активизировать и расширять словарь по теме: «перелетные птицы»;

  2. Формировать обобщающее понятие «перелетные птицы»;

  3. Закреплять образование существительных суффиксальным способом;

  4. Закреплять употребление в речи предлога «с»;

  5. Учить образовывать притяжательные прилагательные;

  6. Учить согласовывать числительные 1-5 с существительными;

  7. Учить пересказывать рассказ с опорой на картинно-графический план-схему;

  8. Развивать внимание, мышление, общую моторику.


ОБОРУДОВАНИЕ:

Картинки с изображением перелетных птиц (кукушка, ласточка, скворец, журавль, грач, утка, гусь, лебедь, аист)

Ход НОД.

1. Организационный момент. (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).


Логопед:

- Ребята, какое сейчас время года? (СЕЙЧАС ВРЕМЯ ГОДА ВЕСНА).

- А какой один из главных признаком весны? (ВЕСНОЙ С ЮГА ВОЗВРАЩАЮТСЯ ПТИЦЫ).

- А теперь посмотрите на доску и назовите, каких птицы вы видите?

- Как называются птицы, которые прилетают к нам весной из теплых стран? (ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ)

- О ком мы будем говорить на занятии? ( О ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦАХ).


2. Вступительная беседа о перелетных птицах. (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).


Логопед:

- Ребята, каких перелетных птиц вы знаете?

- Как вы думаете, почему этих птиц называют перелетными? (ПОТОМУ ЧТО ОНИ УЛЕТАЮТ НА ЗИМУ В ТЕПЛЫЕ КРАЯ, НА ЮГ).

- Почему перелетные птицы улетают на юг? (ПОТОМУ ЧТО ОСЕНЬЮ С КАЖДЫМ ДНЕМ СТАНОВИТСЯ ВСЕ ХОЛОДНЕЕ, ЗАМЕРЗАЕТ ЗЕМЛЯ, ПРЯЧУТСЯ НАСЕКОМЫЕ, ПТИЦАМ ТРУДНО ДОБЫВАТЬ СЕБЕ КОРМ).

- Какие изменения происходят в жизни птиц весной? (ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ К НАМ ИЗ ТЕПЛЫХ КРАЕВ И НАЧИНАЮТ ВИТЬ ГНЕЗДА).

- Для чего птицы вьют гнезда? (ЧТОБЫ ОТЛОЖИТЬ ЯЙЦА И ВЫВЕСТИ ПТЕНЦОВ).

- Какие части тела есть у перелетных птиц?

- Чем покрыто тело птиц?


3. Речевое упражнение «Кто с кем?» (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).


Логопед:

- Ребята, перелетные птицы прилетают с юга, для чего? ( ЧТОБЫ ВЫВЕСТИ СВОХ ПТЕНЦОВ)

Например: (ЖУРАВЛИ С ЖУРАВЛЯТАМИ).

Аисты?

Лебеди?

Утки?

Скворцы?

Соловьи?

и др.


4. Упражнение «Кто как голос подает?» (Образовательная область –РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Игровая деятельность, речевая деятельность).


Кукушка - … КУКУЕТ.

Соловей - …ПОЕТ.

Ласточка - …ЩЕБЕЧЕТ

Скворец - …ПОЕТ.

Журавль - … КУРЛЫКАЕТ.

Утка - …КРЯКАЕТ

Гусь - … ГОГОЧЕТ.


5. Упражнение «Чей? Чья? Чье?» (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Игровая деятельность, речевая деятельность).


У утки (лебедя, журавля, гуся) чей клюв? …. УТИНЫЙ, ЛЕБЕДИНЫЙ, ЖУРАВЛИНЫЙ, ГУСИНЫЙ.

- Голова чья? - … УТИНАЯ, ЛЕБЕДИНАЯ, ЖУРАВЛИНАЯ, ГУСИНАЯ.

- Крыло чье? - … УТИНОЕ, ЛЕБЕДИНОЕ, ЖУРАВЛИНОЕ, ГУСИНОЕ.

6. Упражнение «Чей? Чья? Чье?» (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Игровая деятельность, речевая деятельность).


- Одна утка, две утки, три утки, четыре утки, пять уток.

- Один гусь, два гуся, три гуся, четыре гуся, пять гусей.

- Один грач, два грача, … пять грачей.

- Один соловей, два соловья, …пять соловьев.

И др.


7. Физкультминутка (Образовательная область - ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Двигательная деятельность).


Лебедь.

Лебедь белый, лебедь смелый,

Улетает далеко –

В страны жаркие, где пищу

Он найдет зимой легко.

Лишь весна настанет, лебедь

Вновь на родину летит.

И у озера родного

Приземлиться он спешит.

- Здравствуй, лебедь,

С возвращеньем!

Где так долго пропадал?

- Был в далеких жарких странах,

Зиму там пережидал.


8. Речевое упражнение «Расскажи-ка» (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).


Составление рассказа о перелетных птицах (по выбору) с опорой на картинно-графический план:

- название птицы;

- величина,

- цвет;

- части тела;

- чем покрыто тело птицы;

- как подает голос;

- чем /кем питается?

- как передвигается?

- жилище птицы?

- как называются птенцы.

9. Итог занятия. (Образовательная область - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность. Коммуникативная деятельность).

- О чем говорили? - Что было интересно? - Что вызвало затруднения? - Оценка работы детей.