НОД по развитию речи (лексика, грамматика)
в старшей группе для детей с ОНР по теме
«Профессии детского сада»
Цель: расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях.
Задачи: продолжать учить детей согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже. Упражнять в образовании слов с помощью суффиксов: -еньк, -ушк, -очк, -ечк, -ик, -чк; образовывать прилагательные от существительных, образовывать слова слиянием основ с помощью гласных - о,-е. Расширять глагольный словарь детей. Расширить представления о профессиях сотрудников детского сада, их трудовых действиях, необходимом оборудовании. Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада и их труду, желание помогать сотрудникам.
Материал: предметные картинки «Профессии детского сада», иллюстрации «Помещения детского сада», д\и «Разложи по местам», «Артикуляционные дорожки», «Цветные витамины», «Пирожки», «Чего не хватает?», карточки «Что делает повар», «Веселая зарядка», «Один –много –все «Инструменты», «Кто работает в детском саду». Музыкальные инструменты, видеозапись шумового оркестра.
Словарь: детский сад, воспитатель, помощник воспитателя, логопед, медицинская сестра, повар, физрук, музыкальный руководитель, рабочий по ремонту помещений, дворник-садовник.
Ход:
-Детки в домике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку вместе ходят.
Вместе спорят и мечтают,
Незаметно подрастают.
Этот дом – второй наш дом.
Как тепло, уютно в нем!
Как мы этот дом зовем?
- Это детский сад! Целый день вы в детском саду совсем без родителей? (Ответы детей) А кто же с вами? А кто-то еще работает в детском саду? (Ответы детей) Очень интересно это узнать! Я предлагаю отправиться на экскурсию по детскому саду.
-Нашу экскурсию мы начнем с нашей группы. Как называется наша группа?
- Кто вас встречает в группе первым? Как зовут воспитателей нашей группы?
- Воспитатель встречает детей и всех ласково называют по имени:
Анну называет… Аннушка, Анечка, Анюта
Максима называет… Максимушка, Максимка, Гошу называет…Гошенька,
Алину называет… Алиночка, Алинушка, Риану называет… Рианочка,
Вову называет… Вовочка, Еву называет… Евушка, Евочка,
Костю называет… Костик, Веронику называет… Вероничка,
Данила называет…Данилушка, Данечка, Каролину называет…Каролиночка.
- Все дети пришли в сад, и начинается работа воспитателя. А что делает воспитатель?
- Воспитатель играет с детьми, учит их рисовать, лепить, вырезать из бумаги, конструировать, мастерить. Воспитатель читает детям книги, рассказывает сказки, учит с ними стихи, загадки и считалки, знакомит с окружающим миром, учит любить природу, уважать старших. Воспитатель готовит детей к обучению в школе: знакомит с цифрами, буквами, учит считать, составлять рассказы.
- В группе несколько помещений. Я назову действие, а вы скажете, где это происходит:
-отдыхаем, спим … в спальне, - играем, занимаемся, едим … в группе,
-храним и моем посуду…в моечной, -делаем гигиенические процедуры… в умывальной комнате,
-переодеваемся, сушим одежду…в раздевалке, - учимся правильно произносить звуки и красиво говорить… в логопедическом кабинете.
-Кто встречает нас в логопедическом кабинете? Как зовут учителя – логопеда? - Учитель логопед приготовила для нас задание «Артикуляционные дорожки».
- Рассмотрите карточку, расскажите, какие упражнения надо выполнить(«Забор», «Блинчик», «Чашка», «Вкусное варенье», «Бублик», «Лошадка»)? Выполняем каждое упражнение на счет 1-2-3-4- 5(6-7) . - Молодцы! Ребята, кто поддерживает порядок в нашей группе? Как зовут нашего помощника воспитателя? Что делает помощник воспитателя? - Помощник воспитателя накрывает на стол, кормит детей, моет посуду и пол, вытирает пыль. Помощник воспитателя меняет полотенца и постельное бельё, заправляет кровати. Во время подготовки детей к прогулке помогает одеться, завязать шарфы и застегнуть пуговицы. Когда воспитатель занимается с подгруппой детей, помощник воспитателя с остальными детьми играет, читает книги, беседует. - Давайте поможем няне и расставим все предметы на места. Д\и «Разложи по местам»:
Пупс лежит на кровати. Робот стоит около шкафа.
Мяч лежит под столом. Конфеты лежат на столе.
Медвежонок сидит в кресле. Котенок сидит за стулом.
- Благодаря труду помощнику воспитателя в группе всегда чисто и уютно.
- Рядом с нашей группой находится медицинский кабинет. Кто трудится в медицинском кабинете? Как зовут медицинскую сестру? Какие действия выполняет медсестра?
- Медсестра следит за здоровьем детей: осматривает их, взвешивает и измеряет рост, ставит прививки. При необходимости оказывает первую помощь. Она составляет меню на каждый день, чтобы повар приготовил вкусную и полезную пищу. В кабинете медсестры имеется необходимое оборудование: ростомер, весы, шприцы, различные лекарства, витамины. Вот и сейчас медсестра раскладывает витамины по баночкам и предлагает нам помочь в этой работе.
Д\и «Цветные витамины». Цвет витаминов соответствует цвету этикетки баночки. Разложите витамины и назовите цвет пилюли, начиная слева направо(зелено-желтый, розово-синий и т.д.).
- Спасибо за помощь, ребята! Следующее помещение - это спортивный зал. Кто здесь работает? Как зовут физинструктора? Инструктор по физкультуре предлагает нам провести «Веселую зарядку».
Физминутка «Веселая зарядка».
- Ребята, следующее занятие у нас пройдет в музыкальном зале. Как вы думаете, кто проведет это занятие?
- Как зовут нашего музыкального руководителя? Чем занимается музыкальный руководитель? Музыкальный руководитель предлагает к прослушиванию музыкальные произведения, учит ребят петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Давайте устроим репетицию оркестра: https://www.youtube.com/watch?v=78rbEL1tNUQ –«Озорная плясовая» или
https://www.youtube.com/watch?v=artQtLzx_tc – «Весенний оркестр».
- В этом крыле детского сада находится пищеблок, кухня. Кто работает на кухне?
- Как зовут наших поваров?
- Повар варит супы, каши, компоты, жарит котлеты, оладьи. Повар умеет печь вкусные булочки и пирожки. Пища должна готовиться в стерильных условиях, поэтому повар всегда одет в белый халат и колпак.
- Давайте поможем поварам приготовить обед. Рассмотрите карточки и расскажите, что вы будете делать? Д\и карточки «Что делает повар».
-Молодцы! За вашу помощь повара угостили вас пирожками. Расскажите, с какой начинкой пирожок у вас? Д\у «Пирожок».
-Ребята, посмотрите - у стульчика сломана ножка. Кто поможет в этой ситуации? Конечно, рабочий по ремонту помещений! Как зовут рабочего по ремонту? А чем он занимается, мы узнаем из игры «Чего не хватает?». Рассмотрите картинку, расскажите, чего не хватает у предмета. Расскажите, что починит рабочий по ремонту, и что будет у целого предмета:
У паровоза нет трубы. Рабочий по ремонту починит трубу, и паровоз будет с трубой и т.д.
-Детский сад – это не только здание, но и спортивная площадка, игровые участки, дорожки, клумбы, деревья, кусты, хоздвор. Кто же следит за порядком на территории детского сада? Как зовут дворника? Дворник следит за чистотой на территории детского сада, поливает растения, чистит снег. Для этого нудны инструменты и садовый инвентарь. Давайте удостоверимся, что у дворника достаточно инвентаря, пересчитав его. Д\и «Один –много –все «Инструменты»:
-Одна лопата –пять лопат –все лопаты и т.д.
-В нашем детском саду много сотрудников. Это и педагог - психолог, и секретари, и кастелянша, и охранник, и завхоз, и кладовщик, уборщик помещений, сторож.
И руководит большим коллективом заведующий детским садом. Как зовут заведующего детским садом? Заведующий отвечает за работу всего детского сада: ремонт, закупку мебели и оборудования, продуктов. Она зачисляет детей в группы детского сада и принимает сотрудников на работу. Предлагаю вам поиграть. Я на несколько минут стану заведующей буду принимать на работу сотрудников. У вас на столе карточки с изображением сотрудников. Я загадаю загадку, а вы догадайтесь, о ком идет речь, и с нужной карточкой подходите ко мне.
*Кто с детьми играет,
Книжки умные читает,
Водит деток погулять
И укладывает спать?(воспитатель)
*Кто поможет язычок
Правильно поставить,
И воздушную струю по нему направить.
Звук от буквы отличать,
Без запинки отвечать?(учитель –логопед)
*Кто воспитателю поможет,
Все в группе чисто приберет,
Детей накормит, спать уложит,
Везде порядок наведет? (помощник воспитателя)
*Кто постирает нам белье,
Чтоб было чистое оно,
Посушит и разгладит,
И утюгом разгладит?(Прачка)
*Кто же мастер щей, борщей
И рагу и овощей?
Вкусный сварит нам бульон,
торт испечь сумеет он
И нажарит нам котлетки.
Отгадайте детки?(повар)
*Педагог веселый, добрый,
Всегда подтянутый и бодрый
Учит бегать и играть,
Прыгать, лазать, мяч бросать,
Любовь к спорту прививает?(инструктор по физкультуре)
*После болезни встретит
И ласково приветит.
Измерит всем и рост и вес,
И знает, кто как спит и ест.
А если у ребенка заболит вдруг голова,
Сразу поспешит на помощь. (медсестра)
* Кто учит деток петь, играть,
И вальсы, польки танцевать,
Научит с музыкой дружить
И песню русскую любить?(музыкальный руководитель)
*Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой.
Догадались вы, ребята,
Кто следит за чистотой?(дворник)
- Штат сотрудников набран. Молодцы, ребята!
- Наша экскурсия подошла к завершению. Кому мы сегодня смогли помочь? Чем Вам запомнилась вам экскурсия? Какая игра Вам понравилась больше всего? Что было самым трудным для выполнения? Кем бы вы хотели работать в детском саду? Почему?