НОД по развитию речи в подготовительной группе
по теме «Дом. Квартира» для детей с ОНР
Цель: уточнить и расширить знания детей по теме «Дом. Квартира». Продолжать упражнять в составлении описательного рассказа по плану, расширять активный словарь по теме «Дом. Квартира», Совершенствовать употребление существительных во множественном числе, побуждать подбирать синонимы, антонимы, образовывать однокоренные слова к слову «дом» при помощи суффиксов и сложные слова с помощью слияния основ. Побуждать детей объяснять лексическое значение слов. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам и объектам, уважение к труду взрослых, эстетический вкус.
Материал: иллюстрации помещений, мнемотаблица для составления описательного рассказа.
Словарь: этаж, подъезд, балкон, лоджия, панель, блок, бревно, окно, рама, форточка, лестница, перила, лестничная клетка, двери, лифт, звонок, крыша, труба, антенна, чердак, подвал, ступеньки, замок, порог, землянка, шалаш; признаки: каменный, деревянный, белый, серый, желтый, красивый, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высокий низкий, новый старый, современный, светлый, удобный, нарядный, большой, крепкий, прочный, блочный, кирпичный, панельный, бревенчатый, соломенный; действия: строить, красить, открывать, закрывать, стучать, подниматься, позвонить, выходить, прибивать, укладывать, жить.
Ход:
Живым существам очень трудно без дома.
Жилье нужно птицам, зверям, насекомым…
Для шустрых и быстрых лесных муравьев
В большом муравейнике пища и кров.
Лиса и барсук в темных норах живут,
А птицы уютные гнездышки вьют.
Живым существам без жилища – беда.
А людям для жизни нужны всем …
-- Дома бывают разные и называют их по-разному: деревянные, кирпичные, панельные.
- Как вы понимаете эти названия? (Ответы детей.)
- Действительно, ребята, вы правы. Деревянные дома – это дома, построенные из дерева. Кирпичные – построены из кирпича. Панельные — из блоков.
- Дома ещё бывают одноэтажными и многоэтажными. А как вы понимаете эти названия: одноэтажный дом, многоэтажный дом? (Ответы детей.)
- В многоэтажном доме живет одна семья или много семей? В нем одна квартира или много.
- Что нам нужно знать, чтобы попасть в дом? (улицу, номер дома, номер квартиры). Назовите свой домашний адрес. Скажите, а все люди живут в одинаковых домах и квартирах?
Одноэтажный дом – многоэтажный дом
Высокий дом – низкий дом
Большой дом – маленький дом
Старый дом – новый дом
Далекий дом – близкий дом
Деревянный дом – каменный дом
Просторный дом – тесный дом
А теперь послушайте стихотворение и добавьте недостающие слова.
Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил…( дом).
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал ... (домик).
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил ... (домишко).
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой ... (домище).
Давайте посмотрим на дома:
Гимнастика для глаз
Раз - налево, два - направо,
Три - наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
В жмурки дети поиграем
Веки сильно мы сжимаем.
Держим, держим, напрягаем
И спокойно расслабляем.
- В каждом доме или квартире, есть комнаты. Их может быть одна или несколько. Ребята, давайте подумаем и скажем, если в квартире :
1 комната- однокомнатная квартира
2 комнаты- двухкомнатная квартира
3 комнаты- трёх комнатная квартира
4 комнаты- четырёхкомнатная квартира
5 комнат - пятикомнатная квартира
Отгадайте загадки, о каких комнатах идет речь:
- Эта комната встречает
Всех, кто к нм приходит в дом. (Прихожая)
-В этой комнате бывает чаще мама наша,
Иногда здесь убегает из кастрюли каша. (Кухня)
-Чистим зубы, моем руки, вечером купаемся.
Каждым утром мы без скуки просто умываемся. (Ванная комната.)
-Сладкий сон мне снится ночью в этой комнате всегда.
А под утро лучик солнца меня будит иногда. (Спальня.)
-В этой комнате все вместе собирается семья,
Иногда повеселиться, иногда и поиграть,
В этой комнате удобно друзей, знакомых принимать.(Гостинная)
-В этой комнате игрушки, книжки, даже самокат
Здесь рисуют и играют, ну а ночью сладко спят.(Детская комната).
- Почему эти комнаты так называются?
- В каждой комнате есть мебель. Если комнат много, то и мебели нужно много:
Не один шкаф, а много…шкафов
Не один стол, а много…
Не одна кровать, а много…
Не одна полка, а много…
Не одна тумба, а много…
Не один стул, а много…
Не один комод, а много…
Не один диван, а много…
Не одно кресло, а много…
Не одна вешалка, а много…
Не один буфет, а много…
Вот сколько мебели !
Физминутка:
1-2-3-4.много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку.
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали, на кровати мы лежали.
А потом мы с котом посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили.
- Все хозяева любят свой дом или квартиру: поддерживают чистоту и порядок, делают ремонт, украшают и обставляют на свой вкус. У вас есть своя комната. Опишите её, пожалуйста. А поможет вам мнемотаблица:
-Расскажите о назначении комнаты;
-Опишите цвет потолка, стен и пола, количество окон и дверей;
-Как освещается комната;
-Какая мебель стоит в комнате;
-Есть ли в комнате бытовая техника;
-Чем украшена комната.
Рассказы детей.
- Молодцы! Рассказы получились очень интересные. Закончить наше занятие я хочу интересной игрой «Чей дом?»
У лисы –нора, у волка- логово, у белки – дупло, у медведя – берлога, у коровы – коровник, у лошади – конюшня, у собаки – будка, у курицы – курятник, у свиньи – хлев, у пчел – улей, у муравья – муравейник, у скворца – скворечник, у птицы – гнездо, у паука – паутина.
Каждому нужен дом. В народе так и говорят:
Дома и стены помогают.
Домой придешь — хлеб-соль найдешь.