СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме «Дом. Квартира» для детей с ОНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

НОД по развитию речи в подготовительной группе  по теме «Дом. Квартира» для детей с ОНР

Просмотр содержимого документа
«НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме «Дом. Квартира» для детей с ОНР»

НОД по развитию речи в подготовительной группе

по теме «Дом. Квартира» для детей с ОНР



Цель: уточнить и расширить знания детей по теме «Дом. Квартира». Продолжать упражнять в составлении описательного рассказа по плану, расширять активный словарь по теме «Дом. Квартира», Совершенствовать употребление существительных во множественном числе, побуждать подбирать синонимы, антонимы, образовывать однокоренные слова к слову «дом» при помощи суффиксов и сложные слова с помощью слияния основ. Побуждать детей объяснять лексическое значение слов. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам и объектам, уважение к труду взрослых, эстетический вкус.

Материал: иллюстрации помещений, мнемотаблица для составления описательного рассказа.

Словарь: этаж, подъезд, балкон, лоджия, панель, блок, бревно, окно, рама, форточка, лестница, перила, лестничная клетка, двери, лифт, звонок, крыша, труба, антенна, чердак, подвал, ступеньки, замок, порог, землянка, шалаш; признаки: каменный, деревянный, белый, серый, желтый, красивый, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высокий низкий, новый старый, современный, светлый, удобный, нарядный, большой, крепкий, прочный, блочный, кирпичный, панельный, бревенчатый, соломенный; действия: строить, красить, открывать, закрывать, стучать, подниматься, позвонить, выходить, прибивать, укладывать, жить.

Ход:

Живым существам очень трудно без дома.

Жилье нужно птицам, зверям, насекомым…

Для шустрых и быстрых лесных муравьев

В большом муравейнике пища и кров.

Лиса и барсук в темных норах живут,

А птицы уютные гнездышки вьют.

Живым существам без жилища – беда.

А людям для жизни нужны всем …

-- Дома бывают разные и называют их по-разному: деревянные, кирпичные, панельные.

- Как вы понимаете эти названия? (Ответы детей.)

- Действительно, ребята, вы правы. Деревянные дома – это дома, построенные из дерева. Кирпичные – построены из кирпича. Панельные — из блоков.                

- Дома ещё бывают одноэтажными и многоэтажными. А как вы понимаете эти названия: одноэтажный дом, многоэтажный дом? (Ответы детей.)      

- В многоэтажном доме живет одна семья или много семей? В нем одна квартира или много.

- Что нам нужно знать, чтобы попасть в дом? (улицу, номер дома, номер квартиры). Назовите свой домашний адрес. Скажите, а все люди живут в одинаковых домах и квартирах?

Одноэтажный дом – многоэтажный дом

Высокий дом – низкий дом

Большой дом – маленький дом

Старый дом – новый дом

Далекий дом – близкий дом

Деревянный дом – каменный дом

Просторный дом – тесный дом

А теперь послушайте стихотворение и добавьте недостающие слова.

Жил да был веселый гном.

Он в лесу построил…( дом).

Рядом жил поменьше гномик.

Под кустом он сделал ... (домик).

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил ... (домишко).

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой ... (домище).

Давайте посмотрим на дома:

Гимнастика для глаз

 Раз - налево, два - направо,

Три - наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

В жмурки  дети поиграем

Веки сильно мы сжимаем.

Держим, держим, напрягаем

И спокойно расслабляем.


- В каждом доме или квартире, есть комнаты. Их может быть одна или несколько. Ребята, давайте подумаем и скажем, если в квартире :

1 комната- однокомнатная квартира

2 комнаты- двухкомнатная квартира

3 комнаты- трёх комнатная квартира

4 комнаты- четырёхкомнатная квартира

5 комнат - пятикомнатная квартира

Отгадайте загадки, о каких комнатах идет речь:

- Эта комната встречает

Всех, кто к нм приходит в дом. (Прихожая)

-В этой комнате бывает чаще мама наша,

Иногда здесь убегает из кастрюли каша. (Кухня)          

-Чистим зубы, моем руки, вечером купаемся.

Каждым утром мы без скуки просто умываемся. (Ванная комната.)  

-Сладкий сон мне снится ночью в этой комнате всегда.

А под утро лучик солнца меня будит иногда. (Спальня.)  

 -В этой комнате все вместе собирается семья,

Иногда повеселиться, иногда и поиграть,

В этой комнате удобно друзей, знакомых принимать.(Гостинная)

-В этой комнате игрушки, книжки, даже самокат

Здесь рисуют и играют, ну а ночью сладко спят.(Детская комната).

- Почему эти комнаты так называются?

- В каждой комнате есть мебель. Если комнат много, то и мебели нужно много:

Не один шкаф, а много…шкафов

Не один стол, а много…

Не одна кровать, а много…

Не одна полка, а много…

Не одна тумба, а много…

Не один стул, а много…

Не один комод, а много…

Не один диван, а много…

Не одно кресло, а много…

Не одна вешалка, а много…

Не один буфет, а много…

Вот сколько мебели !

Физминутка:

1-2-3-4.много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку.

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали, на кровати мы лежали.

А потом мы с котом посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.

- Все хозяева любят свой дом или квартиру: поддерживают чистоту и порядок, делают ремонт, украшают и обставляют на свой вкус. У вас есть своя комната. Опишите её, пожалуйста. А поможет вам мнемотаблица:


-Расскажите о назначении комнаты;

-Опишите цвет потолка, стен и пола, количество окон и дверей;

-Как освещается комната;

-Какая мебель стоит в комнате;

-Есть ли в комнате бытовая техника;

-Чем украшена комната.

Рассказы детей.

- Молодцы! Рассказы получились очень интересные. Закончить наше занятие я хочу интересной игрой «Чей дом?»

У лисы –нора, у волка- логово, у белки – дупло, у медведя – берлога, у коровы – коровник, у лошади – конюшня, у собаки – будка, у курицы – курятник, у свиньи – хлев, у пчел – улей, у муравья – муравейник, у скворца – скворечник, у птицы – гнездо, у паука – паутина.

Каждому нужен дом. В народе так и говорят:

Дома и стены помогают.

Домой придешь — хлеб-соль найдешь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс