СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме «Ранняя весна» для детей с ОНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

НОД по развитию речи  в подготовительной группе по теме «Ранняя весна» для детей с ОНР

Просмотр содержимого документа
«НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме «Ранняя весна» для детей с ОНР»

НОД по развитию речи

в подготовительной группе по теме

«Ранняя весна» для детей с ОНР


Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о весенних полевых работах. Совершенствовать умение связно и последовательно отвечать на поставленные вопросы. Упражнять в употреблении существительных в единственном и множественном числе, образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных с помощью суффиксов, согласовывать имена числительные с именами существительными. Тренировать умение образовывать притяжательные прилагательные. Закрепить умение называть детенышей диких животных. Продолжать учить устанавливать причинно- следственные связи и формулировать результат умозаключений.Развивать память, внимание, мышление. -Воспитывать любовь к окружающему миру, к природе.

Материал: массажный тренажер «Следы», полоски – лучи, демонстрационные картинки по теме «Весна», карточки «Счет до 5. Первоцветы», карточки для д\и «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»,карточки –следы, кисти, краски, стаканчики- непроливайки, заготовленные листы с восковыми рисунками.

Словарь:

Существительные: весна, проталины, солнце, подснежник, почки, гнездо, ручьи, лужи, снег, лед, ледоход, дождь,капель, сосулька, листва, цветы, ветер, птицы, насекомые, животные, труд, месяц, март, апрель, май.
Глаголы: наступила, пришла, появились, набухают, лопаются (почки), вьют, строят, тает, капает, текут, ломает (лед), распустились, копают, сажают, убирают, греет.
Наречия: рано, поздно, мелко, крупно, холодно, тепло, жарко.
Прилагательные: ранняя, поздняя, глубокая, теплая, холодная, перелетные, зеленые, первые, нежные, весенняя.

Ход:

Вы рады весне? (Да.) Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное.) И с таким настроением на занятии будем чётко отвечать, проговаривать все звуки.

- Я хочу рассказать вам сказку о том, как поссорились весна и зима. Встречались весна и зима, к людям приходили, радость дарили, а тут вдруг заспорили, кто из них главный. Зима говорит: «Я главнее и сильнее!», а весна: «Я тебя, зима, прогоню». Старается  весна, а не может победить зиму и пошла к солнышку. Да только разбудить солнышко не смогла. Неужели эта сказка так плохо закончится? Что произойдёт, если они не помирятся и солнышко не выйдет? Как мы можем весне помочь? Как мы найдём дорогу к солнышку? По следам Весны.

- Каждый шаг-след – это вопрос от весны. Мы пойдём от следа к следу, будем следовать за весной и соберём все солнечные лучи и солнце проснется.

- Если мы простые весенние слова заменим на ласковые, то получим первые солнечные лучи. Игра «Ласковые слова» 

- Солнце – солнышко Ручей – ручеёк

- Ветер – ветерок Птица - птичка

- Ветка – веточка Капля - капелька

-Цветок – цветочек Трава - травка

- Лист- листик Бутон – бутончик Проталина – проталинка

-Вот и первые лучи.

- Может этих слов мало? Давайте изменим слова так, чтобы их стало много. Игра “Один и много”. Начали:

Ручей – ручьи Дождь – дожди Проталина - проталины

Скворец – скворцы Гнездо – гнёзда Сосулька - сосульки

Лист – листья Насекомое –насекомые Дерево - деревья

Трава – травы Почка – почки Капля – капели Цветок – цветочек

Вот и первые цветы появились на поляне, но их пока очень мало. Давайте посчитаем первоцветы. Счет до 5 «Первоцветы»: подснежник, фиалка, крокус, гиацинт, мимоза.

-Вы отлично справились, и мы нашли еще несколько солнечных лучей.

Поляна такая нарядная, так и зовет нас поиграть!

Физминутка

Как-то раннею весной        (Дети стоят в кругу.)

На опушке на лесной

Появилась стая птиц:        (Дети бегут на цыпочках, чуть

Не скворцы и не синицы,     подняв согнутые в локтях руки.)

А большущие грачи

Цвета черного, как ночь.

Разбежались по опушке,      (Приседают.)

Прыг-скок, крак-крак!

Там жучок, там червячок!    (Бегут в разные стороны,

Крак-крак-крак!                      (Наклоняются вперед, вниз.)

- Как можно назвать птиц, которых мы встретили на опушке? Чем заняты птицы? Скоро они построят или починят свои гнезда, отложат яйца, и будут высиживать птенцов. Мы не будем слышать их голосов и редко видеть самих птиц. Только очень внимательные, увидят птичье перо, лапу, клюв или голову. Попробуйте догадаться, что за птицу вы увидели. Как вы догадались (это журавль, потому что у него: журавлиная лапа, журавлиный клюв, журавлиные крылья и журавлиное перо)?

-Вот и лучи! Скоро наше солнце засияет!

-На поляне – проталины, а в лесу еще лежит снег. Почему? Но, благодаря снегу, мы можем узнать, какие животные прошли здесь. Посмотрите на следы, которые оставлены на снегу и скажите, кто здесь прошел. Как вы думаете, почему маленькие следы есть только рядом с медвежьими следами? Давайте назовем детенышей диких животных.

-Вот еще солнечные лучики, значит, вы правильно ответили на вопросы.

-Но вот и окраина леса! Мы вышли к полям фермы. Что происходит здесь? Давайте вспомним, какие работы ведутся на полях весной. Поставьте картинки с изображением сельскохозяйственных работ в нужном порядке.

- А вот и и лучи! Надеюсь, что их хватит, чтобы солнце проснулось!

Гимнастика для глаз

Солнышко с тучками в прятки игрались                        -  движения глазами вверх-вниз,
Вправо-влево, вверх и вниз тучки разлетались.                вправо-влево без поворота головы
Тучки попрятались, тучек не стало,                          -  закрыть глаза ладонями
Солнце на небе вовсю засияло.                               -  поморгать глазами

(Выставляют все лучи вокруг солнца)

- Расскажите, на что похоже солнце? Игра «Сравни» .

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

Солнце теплое, как (печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

-У солнца для нас тоже есть подарок: это краски! Но это необычные краски. Они помогут нам еще раз вспомнить признаки весны (дети раскрашивают лист, на котором заранее свечой нарисованы изображения. По мере раскрашивания, рисунок проявляется: солнце, капель, подснежник, ласточка, почки, сосульки и т.д.)

- Расскажите, опираясь на свои рисунки, какие признаки весны вы узнали на занятии.