СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нод по речевому развитию детей по теме: "Монолог. Повествование с элементами описания".

Нажмите, чтобы узнать подробности

НОД проводится в форме сюжетно-ролевой игры «В театре» с применением мнемотехники. Цель: упражнять в составлении повествовательных высказываний с элементами описания; работать над лексическим значением слова «благодарность». 

Просмотр содержимого документа
«Нод по речевому развитию детей по теме: "Монолог. Повествование с элементами описания".»

НОД по речевому развитию детей подготовительной группы (с использованием приёмов мнемотехники).

Разработала: воспитатель дошкольной группы

МАОУ «Лабазинская СОШ»

Сапрыкина Ольга Юрьевна.


Тема: Монолог (повествование +описание).

Цель: упражнять в составлении повествовательных высказываний с элементами описания; работать над лексическим значением слова БЛАГОДАРНОСТЬ.



Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать в детях нравственные качества (сочувствие, благодарность, уважение к чужому труду);

- закреплять правила ведения диалога через театрально – игровую деятельность;

Развивающие:

- развивать грамотную монологическую речь детей;

- развивать умение поддерживать беседу, внимательно слушать говорящего;

- расширять и активизировать формы речевого этикета;

- закреплять умения осознанного разбора и построения текстов повествовательного и описательного типов посредством мнемосхемы;

- развивать связную речь детей;

- отрабатывать интонационную выразительность речи.

Образовательные

Оборудование:

ТСО: ноутбук, проектор, экран для презентации.

Для сценки: билеты на спектакль с номерами, номерки на стулья, фартук, стол, скатерть, посуда для обеда, кастрюля, нож, ложки, муляжи продуктов; мнемосхема «Строение повествовательного рассказа», сюжетные картинки на тему «Благодарность», карандаши, листы белой бумаги для рисования, смайлики для рефлексии.


Предшествующая работа:

Чтение сказок и рассказов на тему «Благодарность» с их последующим обсуждением («Ласточка» корейская народная сказка, «Голубь и воробей», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», русские народные сказки и др.), репетиция сценки «Неблагодарные».

Обеспечение развития детей в образовательных областях по ФГОС ДО:

«Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Использование современных образовательных технологий: личностно – ориентированные, здоровьесберегающие, мнемотехника, проблемные ситуации и вопросы, игровые.


Этап занятия

Структурные компоненты деятельности.

Ход занятия.

Деятельность педагога.

Деятельность

детей.

Время.

1.


1.1

Вводная часть


Организационно- мотивационный этап.

-Внимание – внимание!

Приглашаю Вас на спектакль! Цена билета – одно вежливое слово! Подходите, покупайте!

(В группе создана атмосфера театра: стулья с номерами - полукругом, в центре сцены обеденный стол, покрытый скатертью).





-Напомните правила, как нужно себя вести в театре?



- Театр наш необычный, потому что в нем пока нет актеров!!!

Актерами в нашем маленьком спектакле станет кто- то из вас.

Нам нужна Мама (девочке надеваем бусы), Папа (очки), сын (наушники) и маленькая дочка (бантик).

Я - автор и рассказчик, потому что сама сочинила рассказ и сама рассказываю. Вот только не знаю, как его назвать. Поможете?

Актеры должны внимательно слушать рассказ и исполнять свою роль.

- Ребята, смотрите и слушайте внимательно, а потом обсудим, что увидели и ,надеюсь, назовете тему нашего сегодняшнего занятия.


Дети подходят к воспитателю, произносят вежливое слово («здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «благодарю», «будьте добры»), получают билетик и усаживаются на свое место.


-сидеть тихо, не разговаривать, не мешать слушать и смотреть.


3 мин.

1.2

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия.

Воспитатель- рассказчик: (выделенные слова воспитатель проговаривает более четко – описание). Рассказ сопровождается презентацией.

«Жила-была в небольшом, но очень красивом и чистом селе семья: Мама, Папа, сын и дочка. Каждое утро они покидали свой теплый, уютный дом по своим делам. Мама и папа шли на работу, брат – в школу, а сестра – в детский сад. Вечером они возвращались домой. Уставшие и голодные!

Мама быстро надевала фартук, чтобы побыстрее приготовить любимой семье вкусный ужин. Она чистила картошку, морковку, лук, свеклу, резала на маленькие кусочки капусту, варила ароматные и вкусные щи.

Накрыла стол чистой скатертью. Поставила чистые тарелки, положила ложки, свежий хлеб. И позвала всех к столу.

Мама:

-Ужин готов!!! Садитесь есть.

(Папа и дети садятся за стол, папа ест быстро и с удовольствием, сын с неохотой:

Сынок:

- Мам, а можно мне бутерброд с колбасой?

Мама:

- Сынок, я так старалась, поешь, очень вкусно!

Дочка:

-Мурзик, кс-кс-кс (тайно отдаёт свою тарелку с щами кошке).

Потом все встают молчком и уходят по своим комнатам, а Мама садится на стул и плачет.

Обсуждение увиденного

- Назовите действующих лиц в спектакле.

- Где происходят события? Что делали герои нашего рассказа? Село, в котором они жили, какое? Какой у них дом? Какими они возвращались вечером? Какие щи приготовила мама? Какой скатертью накрыла стол?

- Почему мама заплакала?

- Ребята, кого можно назвать неблагодарными? Что это значит?

Что такое БЛАГОДАРНОСТЬ?

(Благодарность – это чувство признательности за сделанное добро, внимание).


-Какие слова благодарности вы знаете?


- Как нужно было поступить, чтобы не расстраивать маму?


Физминутка «Дружно маме помогаем».

Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем, полоскаем, отжимаем.

Подметаем все кругом и бегом за молоком.

Маму вечером встречаем, двери настежь открываем, очень крепко обнимаем.

- Догадались, какая тема нашего занятия?

Верно, поговорим о добрых поступках и благодарности.



Дети внимательно смотрят миниспектакль.





















Ответы детей:

-Семья, мама, папа, сын, дочка.

- Красивое, чистое; уютный, теплый

- Потому что маме никто даже «Спасибо» не сказал.

-Спасибо и благодарю, большое спасибо, огромное спасибо.

-Поблагодарить,

сказать «Спасибо», похвалить вкусные щи, а потом помочь вымыть посуду.



- Благодарность

5 мин.

2.

2.1

Основная часть.

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам ОД.


- Ребята, я предлагаю вам тоже попробовать себя в роли автора и рассказчика и придумать свой рассказ о благодарности. Но только он должен заканчиваться хорошо!

- Ребята, посмотрите на таблицу (приложение 1). Как строится рассказ?

В начале нужно сказать, кто является главным героем.

В середине рассказа – какой поступок он совершил, а в конце – чем все закончилось.

Мы разделимся на 2 группы (Влада, Дима, Вероника, Никита –1 стол, а Егор, Юля, Лида, Лиза и Арсений – 2 стол.




У рассказа есть начало, середина и конец.


Дети рассаживаются на 2 группы



2 мин.

2.2

Добывание (сообщение и приятие нового знания).

На столах лежат картинки – это середины рассказов. Ваша задача придумать начало, рассказать по картинке, что произошло, и сочинить конец рассказа. Но не забывайте, что мы это рассказ о благодарности, поэтому в конце рассказа нужно будет употребить слова «благодарю», «спасибо»! После вам нужно выбрать рассказчика, кому вы доверите озвучить сочинение. Удачи в творчестве!

Воспитатель ударяет в бубен: работа началась!

Дети в группах сочиняют повествовательные рассказы по мнемотаблице и сюжетным картинкам (Приложение 2,3).

2 мин.

2.3

Творческая

деятельность детей

(групповая работа)

Воспитатель оказывает помощь в создании повествовательных рассказов, советует детям использовать описания, чтобы рассказ получился ярче.


Сочиняют рассказ в группе по картинке


Рассказывают придуманные сюжеты.

3 мин.

2.3

Обобщение и систематизация знаний.

Игровое упражнение «Скажи спасибо»

Воспитатель приглашает детей поиграть

- Я называю слово, а тот, у кого оказался мяч, должен сказать слова благодарности, Например, я говорю «маме» - а вы продолжаете «большое спасибо за то, что она «обо мне заботится»..

Доктору, сестре, воспитателю, бабушке, солнышку, цветку, зиме, поварам и т.д.

Дети строят предложения со словами благодарности.

5

2.4

Продуктивная деятельность детей

-Предлагаю сегодня всем дома после ужина порадовать своих мам, сказать «Спасибо», «Очень вкусно!», помочь убрать со стола, помыть посуду и перед сном подарить им рисунки «сердечки».

Дети рисуют сердца.

5

3.

Итог ОД.

-Вам понравилось наше приключение? Изобразите своё настроение смайликами .

Дети говорят «Спасибо».


2 мин.





30 мин.



Приложение 1





Приложение 2







Приложение 3

Приложение 4