Конспект образовательной деятельности «Перелётные и зимующие птицы»
Цель:
-обобщить и расширить представления детей о перелётных и зимующих птицах;
учить различать и классифицировать птиц по группам;
- развивать моторику рук, навыки самоконтроля;
-коррекция пространственного мышления, слухового восприятия, обогащение пассивного словаря детей;
-воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам и родной природе.
Оборудование: скворечник, иллюстрации птиц на палочках, перья, колечки с листиками, камешки Марлбс, загадки, разрезные карточки для индивидуальной работы, дидактические игры.
Организационный момент.
Наше путешествие-
Сто вопросов – сто ответов.
Отвечай по одному и научишься всему!
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать,
А помочь захочешь другу-
Подними спокойно руку.
Психологическая настройка
Листья с веток опадают.
Лить дожди не устают.
Улетают птичьи стаи,
Направляются на юг.
А сейчас мы с вами рассмотрим картинку, сколько и каких птиц вы видите?
Составьте предложения по картинке. Три вороны летают над деревом. Один пестрый дятел сидит на стволе дерева.
-О каком времени года говорится в этом стихотворении?
-По каким признакам догадались?
-Какие ещё признаки осени вы знаете? (ответы детей)
-Как называется явление природы, когда опадают листья?
Дыхательная гимнастика
-Ребята, сегодня на развитии речи мы с вами будем много говорить. Давайте подготовимся к этому и выполним дыхательную гимнастику. У каждого из вас на столах лежат «колечки с листочками». Возьмите каждый своё колечко и наденьте на указательный палец, а затем подуйте на листочки. Старайтесь дуть так, чтобы струя воздуха попала прямо на листики (2-3 попытки).
-А теперь, давайте попробуем изобразить звуки леса.
Шелест листьев: ш – ш – ш – ш – ш – ш
Пение птиц: Кукушка: ку – ку – ку – ку – ку
Синичка: фью – фью – фью – фью – фью
Сова: У-у-у-у
Ворона: Кар-кар-кар-кар
- Сейчас я буду загадывать загадки, а вы их постараетесь отгадать.
1. Красногрудый,
чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
4. Кто в беретке ярко красной
В чёрной курточке атласной
На меня он не глядит
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
5. Угадайте, что за птица-
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвоен в два хвоста. (Ласточка)
6. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Ворона)
7. На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец,
Он и летчик, и певец. (Скворец)
– Посмотрите, сколько разных птиц нас встречают (рассматривание иллюстраций). Какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.)
– Подумайте и скажите, по какому признаку можно этих птиц разделить на две группы? (перелетные и зимующие.)
Сегодня мы с вами поговорим о перелетных и зимующих птицах.
- А каких птиц называют перелётными? (Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края, называются перелётными)
– Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края? (Ответы детей.)
– Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – поэтому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
-Каких птиц называют зимующими?
(Зимующими называют птиц потому, что они постоянно живут рядом с нами, не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.)
Работа в группах:
Задание: Рассмотрите и назовите птиц. Соедините линиями птиц и их гнёзда.
Педагог:
- Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей, культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок.
С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
-В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.
-Как же люди могут помочь птицам зимой? (ответы детей)
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов,
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
-Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила.
ПРАВИЛА:
- Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки т. д.
- Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.
- Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья сложили назад.
Индивидуальная работа: «Найди одинаковых птичек» (посчитай птиц)
Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают,
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!
Давайте поиграем:
-Я буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно похлопать и потопать.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, зайцы, воробьи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, комары, кукушки
-Ребята, сегодня мы узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим:
-Как называют птиц, которые не улетают на юг?
-Почему их так называют?
-Каких зимующих птиц вы запомнили?
-Какая птица вам очень понравилась? Почему?
-Как называют птиц, улетающих в тёплые края?
-Каких перелётных птиц вы запомнили?
Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы - наши друзья, младшие братья, и мы как старшие должны беречь и охранять.