СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД тема: "Перелетные и зимующие птицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Птицы улетают  в тёплые края, а мы изучаем перелетных и зимующих птиц и рассказываем об этом  детям  максимально доступно для их возраста - через натуральные предметы и игрушки! Такие занятия требуют много времени и безграничной фантазии, но это того стоит! Только посмотрите на увлечённые лица детей, такие эмоции бесценны для нас!

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«НОД тема: "Перелетные и зимующие птицы"»

Конспект образовательной деятельности «Перелётные и зимующие птицы»


Цель:

-обобщить и расширить представления детей о перелётных и зимующих птицах;

учить различать и классифицировать птиц по группам;

- развивать моторику рук, навыки самоконтроля;

-коррекция пространственного мышления, слухового восприятия, обогащение пассивного словаря детей;

-воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам и родной природе.


Оборудование: скворечник, иллюстрации птиц на палочках, перья, колечки с листиками, камешки Марлбс, загадки, разрезные карточки для индивидуальной работы, дидактические игры.


Организационный момент.

Наше путешествие-

Сто вопросов – сто ответов.

Отвечай по одному и научишься всему!

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать,

А помочь захочешь другу-

Подними спокойно руку.

Психологическая настройка

Листья с веток опадают.

Лить дожди не устают.

Улетают птичьи стаи,

Направляются на юг.

А сейчас мы с вами рассмотрим картинку, сколько и каких птиц вы видите?

Составьте предложения по картинке. Три вороны летают над деревом. Один пестрый дятел сидит на стволе дерева.


-О каком времени года говорится в этом стихотворении?

-По каким признакам догадались?

-Какие ещё признаки осени вы знаете? (ответы детей)

-Как называется явление природы, когда опадают листья?


Дыхательная гимнастика

-Ребята, сегодня на развитии речи мы с вами будем много говорить. Давайте подготовимся к этому и выполним дыхательную гимнастику. У каждого из вас на столах лежат «колечки с листочками». Возьмите каждый своё колечко и наденьте на указательный палец, а затем подуйте на листочки. Старайтесь дуть так, чтобы струя воздуха попала прямо на листики (2-3 попытки).

-А теперь, давайте попробуем изобразить звуки леса.

Шелест листьев: ш – ш – ш – ш – ш – ш

Пение птиц: Кукушка: ку – ку – ку – ку – ку

Синичка: фью – фью – фью – фью – фью

Сова: У-у-у-у

Ворона: Кар-кар-кар-кар


- Сейчас я буду загадывать загадки, а вы их постараетесь отгадать.


1. Красногрудый,

чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

2. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

4. Кто в беретке ярко красной

В чёрной курточке атласной

На меня он не глядит

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

5. Угадайте, что за птица-

Темненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвоен в два хвоста. (Ласточка)

6. Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червячков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Ворона)

7. На шесте весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поёт отец,

Он и летчик, и певец. (Скворец)

– Посмотрите, сколько разных птиц нас встречают (рассматривание иллюстраций). Какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.)

– Подумайте и скажите, по какому признаку можно этих птиц разделить на две группы? (перелетные и зимующие.)


Сегодня мы с вами поговорим о перелетных и зимующих птицах.

- А каких птиц называют перелётными? (Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края, называются перелётными)

– Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края? (Ответы детей.)

– Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – поэтому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

-Каких птиц называют зимующими?

(Зимующими называют птиц потому, что они постоянно живут рядом с нами, не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.)


Работа в группах:

Задание: Рассмотрите и назовите птиц. Соедините линиями птиц и их гнёзда.

Педагог:

- Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей, культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок.

С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

-В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.

-Как же люди могут помочь птицам зимой? (ответы детей)

Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов,

К вам слетались, как домой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

-Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила.

ПРАВИЛА:

- Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки т. д.

- Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.

- Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.


Физминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья сложили назад.


Индивидуальная работа: «Найди одинаковых птичек» (посчитай птиц)

Многие птицы на юг улетают,

Многие зиму у нас коротают,

Галка, ворона, снегирь, воробей.

Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!

Давайте поиграем:

-Я буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно похлопать и потопать.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, зайцы, воробьи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, комары, кукушки

-Ребята, сегодня мы узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим:

-Как называют птиц, которые не улетают на юг?

-Почему их так называют?

-Каких зимующих птиц вы запомнили?

-Какая птица вам очень понравилась? Почему?

-Как называют птиц, улетающих в тёплые края?

-Каких перелётных птиц вы запомнили?

Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы - наши друзья, младшие братья, и мы как старшие должны беречь и охранять.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!