Организация образовательной деятельности с детьми старшей группы
по теме: «В поисках колокольчика»
Автор конспекта ННОД:
Акшатина Наталия Анатольевна,
педагог – психолог МАДОУ №99 г. Томска
Задачи приоритетной образовательной области:
«Социально – коммуникативное развитие»: развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми, сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, умение адекватно оценивать собственные возможности.
«Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, причинах и следствиях).
Задачи ОО в интеграции:
«Физическое развитие»: способствовать обогащению двигательного опыта, развитие координации движения, зрительно-моторной координации, крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Предпосылки учебной деятельности: умение слушать, умение обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, вступать в обсуждение, сосредотачиваться на своём занятии, исправлять недостатки в работе. Играть по правилам, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию. Умение распознавать чувства другого, сочувствовать, реагировать на гнев другого, переживать печаль.
Оборудование: колокольчики, мешочек, 2 рюкзачка, 2 карты, план постройки лабиринта, мольберт, половинки колокольчиков бумажных, карандаши цветные, стаканчики, палочки счётные, тарелочки, тканевые дорожки, мягкие модули, цветные атласные ленты, плоскостные тканевые геометрические фигуры, дорожка со следами, 3 шкатулки, ключик, 10 мешочков с наполнителем, подушки, магнитофон, столы, стульчики
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
-Ребята, я рада вас всех видеть! А вы хотите узнать, зачем же мы сюда с вами пришли?Тогда садитесь удобнее, я расскажу. Садимся с детьми на подушки в круг.-Скажите, пожалуйста, что вы в детском саду любите делать больше всего? -Я тоже хочу с вами поиграть. Достаю мешочек (с колокольчиками) | «Социально – коммуникативное развитие» | Беседа, игра | Слово, колокольчик | Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми, сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания | Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных ВД – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности |
-Как вы думаете, что здесь? -Внутри каждому из нас найдётся предмет, предлагаю передавать по очереди друг другу волшебный мешочек, не заглядываю вовнутрь выбрать один предмет, не вынимая его сказать всем, что у вас, затем достать и показать. Начинаю с себя. -У меня колокольчик. Дети по очереди достают колокольчики. Одному не хватает колокольчика. -Что делать, ребята? Мы можем, как то помочь? | «Социально – коммуникативное развитие» | Беседа | Карты, слово, рюкзачок | Развитие познавательно-исследовательской деятельности, свободного общения, формирование познавательной мотивации | Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности |
Основная часть (содержательный этап)
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
-Он должен, где то быть, я же сказала, что для каждого из нас есть предмет в мешочке. -Ребята, а как мы узнаем, куда нам идти, чтоб найти колокольчик? -Ребята, у нас здесь 2 дороги: одна длинная, но лёгкая, другая короткая, зато трудная. На каждой дороге вас ждут задания, их нужно выполнять точно по очереди, как указано в карте. И в конце пути мы все снова встретимся. Внимание! подумайте, кто по какой дороге хочет пойти? -Посмотрите, те, кто выбрал длинную дорогу, как вы должны встать, возле чего? -Те кто выбрал трудную дорогу, возле чего вы должны встать? Я пойду с вами. -Ребята, так как дорога лёгкая вы сможете пройти по ней сами, советуйтесь друг с другом, внимательно смотрите на карту, если нужна будет моя помощь - обращайтесь. Договоритесь, пожалуйста, то понесёт карту? Давайте позвоним в колокольчики перед дорогой, чтобы они нам помогли и сложим в рюкзачки, запомните, у кого – какой. Внимание, выполнять задания нужно всем вместе, точно по карте. Дети идут к своим ориентирам | | | | Развитие воображения и творческой активности | |
Задания - длинная дорога: 1.Ленты разной длинны, но одного цвета, разложить: от короткой к длинной 2.Круги и квадраты из ткани одного цвет – чередовать | «Познавательное развитие» | Упражнения | ленты, геометрические фигуры | Формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, причинах и следствиях) | Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх |
3.Дорожка со следами – пройти | «Физическое развитие» | Движения | Дорожка со следами | Развитие координации движения, крупной моторики | Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх |
Анализа ННОД «В поисках колокольчика»
Осипова О.А., Ягодкина О.В.,
методисты по дошкольному образованию
МАУ ИМЦ г. Томска
Тема представленного развивающего занятия «В поисках колокольчика».Реализуемая приоритетная образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» в интеграции с ОО «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Во вводной части педагог предложила детям расположиться на подушках кому как удобно. В беседе психолог обратился к личному опыту детей с вопросом «Чем Вы больше всего любите заниматься?», тем самым вызывая интерес к тому, что будет происходить в дальнейшем.
В игре «Чудесный мешочек» была создана проблемная ситуация, которая заключалась в том, что одному из детей не хватило колокольчика. Это способствовало формированию у детей эмоциональной отзывчивости.
Педагог организовал деление детей на две подгруппы, исходя из их оценки собственных возможностей. Таким образом, педагог предоставил детям право выбора определить путь развития на данном занятии, опираясь на самооценку.
Далее была создана ситуация, которая содействовала формированию у детей умения ориентироваться по схеме. Учитывая принципы партнерской позиции, психолог вновь предоставил детям право выбора договориться между собой, кто из детей понесет карту.
Группы детей выполняли разные занимательные задания: это раскладывание лент разной длины, геометрических фигур, счетных палочек в соответствии с образцом, штриховка половинок колокольчиков в разных направлениях. Дети, которые выбрали короткую, но сложную дорогу выполняли задания повышенной сложности. Дети, которые выбрали длинную, но простую дорогу выполняли более простые задания. Так в свободном общении и взаимодействии друг с другом у детей развивалась зрительно-моторная координация, саморегуляция и целенаправленность собственных двигательных действий, закреплялись сенсорные эталоны.
После того, как дети одной из групп закончили выполнение задания психолог с ними составила ситуативный разговор о том, по какой дороге они шли, какие трудности испытали при выполнении заданий. В это время дети 2 группы выполняли задание по штриховке, то есть каждому ребенку была предоставлена возможность работать в своем темпе.
Обращаем Ваше внимание, что педагог-психолог постоянно находилась рядом с детьми обеих групп и, учитывая принцип партнерской позиции, напоминала детям инструкции по выполнению того или иного занимательного задания. Таким образом, педагог выступал организатором детской деятельности, равноправным партнером в общении с детьми.
С целью формирования коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу была предложена игра «Здравствуй, друг» с применением элементов телесно-ориентированной терапии. Таким образом, психолог сориентировал детей на дальнейшую совместную деятельность по подбору второй половинки заштрихованного колокольчика.
Учитывая возраст детей и их потребность в двигательной активности, психолог организовал совместную конструктивную деятельность с использованием модульного строительного материала. Деятельность была направлена формирование умения читать предложенную схему, выполнять по образцу и заданному правилу.
Для поддержки интереса педагог организовал по поиск ключа на осязательной основе, что содействовало развитию мелкой моторики пальцев рук и тактильного восприятия каждого ребенка. Заметьте, что данный вид деятельности вызвал у детей восторг и удивление.
В заключительной части занятия психолог организовал коммуникативную игровую ситуацию с музыкальным сопровождением, которая способствовала сплочению детского коллектива, развитию фантазии и воображения. Далее, учитывая зону ближайшего развития, через постановку вопроса: «Что помогло нам найти колокольчик для Насти?» психолог в общении с детьми способствовал формированию навыков рефлексии.
Таким образом, занятие соответствовало принципу развивающего образования. Дети увлечённо занимались разной деятельностью. Весь сюжет занятия построен в форме игры, направленной на достижение следующих целевых ориентиров: овладение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, способность договариваться и учитывать интересы и чувства других, способность сопереживать неудачам и способность радоваться успехам других.