Конспект занятия для детей подготовительной логопедической группы.
Подготовила: учитель-логопед МБДОУ №81 Бязрова Л.Ю.
Тема «Грибы и ягоды».
Цели:
Коррекционно- образовательные:
- закреплять и систематизировать представления об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных грибах и ягодах, местах их произрастания; вырабатывать навык четкого произношения звука «О», развивать слуховое внимание, познакомить с буквой «О».
- обогащать активный словарь ( гриб, боровик, подосиновик, подберезовик, груздь, волнушка, лисичка, мухомор, поганка, сыроежка, белый, ножка, шляпка, куст, ягода, клюква, брусника, малина, морошка, черника); формировать глагольный словарь (искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, сушить, жарить, мариновать, заготавливать, найти, сорвать,…)
- Развивать связную речь; совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными) ;
- тренировать навык составления предложения с пространственными предлогами (в, на, из, под, из-под); учить выделять предлоги из словосочетаний и предложений; формировать навык правильного их употребления.
Коррекционно-развивающие:
- развивать связную речь, речевой слух, зрительное и слуховое внимание, общую, тонкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать активность, инициативность, навыки самостоятельности, взаимодействия и сотрудничества; любви и бережного отношения к природе.
Материал: мяч, иллюстрации с изображением грибов и ягод, красные квадраты, карточка с буквой «О», палочки, фишки, картинки на звук «О», мяч.
Разрезные картинки «грибы».
Ход занятия
1.Организационный момент. – Станет в круг тот, кто назовет слова на звук «А», «У», «И».
2.Артикуляцирнная гимнастика:Хоботок, Лягушка, Грибок, Качели, Лопата.
Молодцы. Посмотрите на картинки. Назовите их:
Окна, осы, облако, овощи.
– Какой звук слышится в этих словах в начале слова?
– Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?
Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «О».
Давайте вместе произнесем звук «О», губы вытянуты вперед и округлены.
Это какой звук?
– Почему?
– А какие еще звуки вы уже знаете?
– Какие они?
– Почему их называют гласными?
Звук «О» гласный и, обозначать мы его будем (каким?) красным цветом.
3. «Определи место звука в слове»
Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «О»:
Окна, осень, дом, овощи, кошка, облако, перо.
4.Игра «Сложи слоги» (Ребята выкладывают по заданию логопеда слоги и короткие слова из разноцветных квадратиков)
– Сосчитайте и назовите звуки в слогах:
ОМ МО УМ ИМ
– Обозначьте красными и синими фишками эти звуки.
5.Логопед предлагает отгадать загадки:
Под осинкой у тропинки У девчонки – тонконожки
Кто стоит среди травы? Ярко-красные серёжки.
Ножка есть, но нет ботинка. Под листочек загляни-ка,
Шляпка есть, нет головы Там краснеет ….
Л. Отлично. Вы отгадали загадки и сразу догадались, что сегодня мы начнем с вами разговор о грибах и лесных ягодах, о том, что дарит нам лес осенью.
6.Пальчиковая гимнастика «Ягоды»:
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются.
В лес идем мы погулять. Обе руки «идут» указательными
За черникой, за малиной, и средними пальчиками по столу.
За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с большого.
Землянику мы найдем,
И братишке отнесем.
7. Игра с движениями «Собери грибы и ягоды».
Логопед рассыпает на ковре плоскостные изображения грибов и ягод и предлагает детям сесть на ковер, представив, что это лесная полянка.
Мы с друзьями в лес пойдем,
Ягоды, грибы найдем.
Их в корзинки соберем
И домой их принесем.
(Собирают грибы и ягоды в разные корзинки).
Л. Перед вами картинки с изображением грибов и ягод. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы и покажите нужную картинку.
- Зачем ты пойдешь в лес?
- Какой гриб ты нашла?
- Что у тебя в корзине?
- Что ты принесла из леса?
- Какую ягоду ты собрал?
- Что висело на кустике?
- Из чего ты приготовишь морс?
- Какой гриб лучше посолить?
- Из каких ягод ты любишь варенье?
- Из каких грибов ты сваришь грибной суп?
- Какой гриб ты не положишь в корзинку?
Л. Молодцы. Вы правильно ответили на мои вопросы и выбрали картинки и мы можем перейти к следующей игре. (Можно названия грибов прохлопать по слогам, назвать первый и последний звуки в словах).
8. Игра с мячом « Что делают?» (обогащение речи детей глаголами).
- Что можно делать с грибами и ягодами? (искать, собирать, перебирать, срезать, мыть, чистить, варить, сушить, жарить, мариновать, заготавливать, найти, сорвать,…)
9. Игра «Один – много» (с мячом)
Гриб – грибы, ягода – ягоды
Мухомор – мухоморы, корзина – корзины,
Сыроежка – сыроежки, боровик – боровики.
10.Игра «Четвертый лишний»
– Я буду называть слова, а вы скажете какое слово лишнее и почему.
Земляника, боровик, черника, клюква.
Клюква, береза, малина, брусника.
Дуб, осина, ель, тополь и т.д.
11. Игра-рассказ «Найди ошибки».
Л. Я приготовила для вас небольшой рассказ о ягодах и грибах. Послушайте, что у меня получилось.
Грибы и ягоды растут из леса. Подосиновики в осине, подберезовики на березе. Ягоды – черники и малина под кустиками. Соберу грибы из корзины, а ягоды под банку и принесу домой. Дома из клюквы сварю вкусный грибной суп, а из белых грибов освежающий, полезный морс.
- Кто заметил ошибки в моем рассказе? Исправьте их и повторите мой рассказ правильно.
12. «Собери грибы»
А сейчас я предлагаю вам собрать изображения грибов из разрезных картинок.
Разрезные картинки « Грибы».
Итог занятия, оценка детей.
– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
-Какой это звук?
– Каким цветом обозначаем?
– Что понравилось больше всего?
-Что растет в лесу? О чем мы сегодня говорили с вами?
– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
Окончание занятия.