Тема: Культура удмуртского народа
Цель: знакомство детей с культурой удмуртского народа, путем самостоятельного деления детей на работу в центрах
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с особенностями удмуртского костюма;
-расширять знания детей о республике;
-знакомить детей с удмуртской народной игрой «Вумурт».
Развивающие:
-развивать навыки ориентировки на листе бумаги;
-развивать навыки самостоятельности при работе в центрах;
-развивать навыки аккуратного обращения с ножницами, красками;
-развивать умение работать группой и индивидуально.
Воспитательные:
-воспитывать чувства патриотизма к малой родине;
-воспитывать уважение к удмуртскому народу.
Оборудование:
Музыкальные инструменты, ножницы, краски, цветная бумага, образцы удмуртского орнамента, мука, скалки, картинки строений поселка.
Ход занятия:
Звенит колокольчик. Дети собираются на стульчики.
- Сейчас я покажу Вам видео, вы смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.
- О чем было данное видео ( о Удмуртии);
-Как называется наша Республика (Удмуртия);
-Ребята, кто знает, какой праздник скоро будет отмечать наша Республика?
-Очень скоро наша республика будет отмечать национальный праздник – День Государственности.
- В Удмуртии проживают люди различных национальностей.
- Какие национальности людей, проживающие на территории Удмуртии вы можете назвать ?
- Но сегодня мы познакомимся с культурой удмуртского народа.
Удмурты очень любят петь. Песня сопровождает их повсюду: работают – поют, веселятся – поют, даже когда грустят – поют.
В праздничные дни их веселье сопровождают музыкальные инструменты.
-Какие музыкальные инструменты вы знаете?
-А у меня есть вот такой музыкальный инструмент.
- кто – то знает, как он называется (Тангыра).
Это удмуртский национальный инструмент. Часто инструмент изготавливали в лесу, между двумя деревьям, обычно это было береза или липа (отгоняют злых духов). Деревянные бруски бревнышки, доски, подвешиваются на перекладине. Высушенные деревянные элементы издавали звонкие, гулкие звуки. Звук был настолько мощным, что звучание раздавалось на несколько километров, чтоб было слышно людям в разных селеньях. Это помогало охотникам не заблудиться в лесу . А играют на нем вот таким образом, ударяют палкой сразу двумя руками (начинаю играть, стук в дверь)
-ой, кто это к нам пришел? Открываю дверь, заходит гость, здоровается.
- А вы кто?
- Зовут меня Нина Евстафьевна, я бабушка Ани, артистка ансамбля Ибыр -весь.
В нашем поселке Яр есть удмуртский ансамбль Ибыр – весь (обережные бусы). С ансамблем мы ездим по всей Удмуртии и радуем жителей своими песнями.
- Вы знаете, что удмурты любят делать?
-А давайте поиграем в игру Вумурт – водяной.
- Помогите, кто уже знаком с игрой.
Встаем в кружок. В центре круга стоит водяной с завязанными глазами, остальные идут по кругу и напевают слова, как только скажем, по одежке узнавай, водящий, Вумурт должен поймать одного из вас и узнать по одежде.
Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой
Выйди на минуточку
Поиграем в шуточку.
Ты глаза не открывай
По одежке узнавай (играем 3 раза)
- Кто заметил, какой необычный наряд гости.
-Посмотрите, каких цветов больше всего в костюме.
-Что означают эти цвета?
- чёрный цвет является символом земли и стабильности;
- красный – цветом солнца и символом жизни;
Белый – означает космос, чистоту нравственных устоев.
Костюм удмуртов состоит из
. Платья на удмуртском языке называется «дэрем», головной убор Кышет – платок . Сверху рядами нашиты серебряные монеты. Фартук или передник «айшет»(дети рассматривают)
- Ребята, кто знает, как называется украшение на груди у девушек? (на груди у девушки одета мониста, которая изготавливалась из монет, денег)
Наиболее распространенной обувью удмурток были лапти (кут). А у гости сапожки красные (ботиночки).
- А есть ли узор на костюме?
- А кто скажет, какие геометрические фигуры вы видите?
Удмуртский орнамент состоит из ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т. п.
Удмуртские костюмы бывают разные, разные узоры, разные сочетания цветов.
- Кто хочет придумать свой костюм, у вас будет возможность побыть в роли модельера ?
- А кто хочет быть ландшафтным дизайнером и спроектировать наш поселок с его достопримечательностями идет в этот центр.
- А кто желает познакомиться с еще одной достопримечательностью удмуртов, отправятся в центр поварского искусства.
Дети делают выбор. Расходятся для работы по центрам.
Центр моделирования.
У вас имеются образцы удмуртской одежды (рубаха, платье, передник, полотенце). Вы придумаете узор для удмуртского наряда. Обратите внимание, на элементы удмуртского народа. Один и тот же узор может повторяться несколько раз. Вы можете нарисовать его, а можно выполнить аппликацию, используя для работы шаблоны.
- Скажите, какие правила безопасности при работе с ножницами вы знаете.
Самостоятельная работа детей.
Центр поварского искусства.
- Какие национальные блюда удмуртов вы знаете?
Распространенное блюдо удмуртов – перепечи.
- Мы приготовим формочки для перепечей. Для начала нам нужно приготовить тесто.
-Что для этого нам понадобится?
- вода, соль, мука.
Добавляем муку до тех пор, пока тесто не будет прилипать к рукам.
Тесто готово.
Далее нам необходимо сделать небольшие шарики. Ну а теперь мы будем их раскатывать. Из раскатанного кружка формируют тарелочку для перепечей.
Делают формочки.
Центр математики.
Внимательно посмотрите видео и попробуйте догадаться, что на нем изображено (просмотр видео вид поселка сверху).
- Кто из вас догадался, что вы сейчас видели.
Сегодня мы с вами будем архитекторами, и построим карту нашего поселка с высоты птичьего полета.
Нашу схему я предлагаю вам разместить на листе желтого цвета,
Как вы думаете , почему? (время года осень)
У вас в лоточках имеются здания нашего поселка, с ними мы и будем работать. Мы будем их располагать на нашем проекте – листе.
В центре листа будет находиться культурно досуговый центр «Юбилейный».
По всей верхней части листа проходит железная дорога. В верхнем левом углу находится школа номер 1. Под школой номер 1 находится школа номер 2 . Под школой номер 2 находится почта России. В левом нижнем углу находится наш детский сад. Между детским садом и почтой находится историко – краеведческий музей. В правом верхнем углу мы видим библиотеку. Под библиотекой находится сквер победы. В правом нижнем углу здание районной больницы.
Между музеем и больницей находится здание администрации .
Посмотрите внимательно на наш план. Что мы изобразили на нашем чертеже.
Сравните ваш чертеж с моим. Приклейте сооружения в правильном порядке к листу бумаги.
-В это время проверяю, как справляются с заданием дети в других центрах.
По окончанию работы, приглашаем всех детей на палас.
Все вы сегодня хорошо работали, пришло время рассказать, чем вы сегодня занимались в центрах.
1.группа - показывают, что у них получилось. Ваши эскизы мы отдадим Татьяне Николаевне, по ним она сошьет детские удмуртские костюмы.
2 группа – рассказывают. Ваши заготовки мы унесем на кухню, а повара нам испекут перепечи.
3 группа – составили чертеж нашего поселка. Вы ребята наверно видели, что в поселке идет ремонт зданий, поэтому, я думаю, ваш чертеж очень пригодится строителям. Обязательно им передам.
Вы все большие молодцы, потрудились на славу. А как говорится в пословице, сделал дело – гуляй смело.
-Что означает эта пословица?
Берем музыкальные инструменты, кто на каком хочет играть, вы будите играть, а наша гостя покажет нам элементы танца удмуртского народа.