Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Калинка»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
«ОСЕНЬ»
Воспитатель: Комиссарова Е.А
Рыльск 2017
Программные задачи:
Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени, сезонных изменениях в природе.
Формировать представления о перелетных и зимующих птицах, диких животных, насекомых.
Продолжать учить создавать на бумаге композиции из природного материала, умение работать с клеем, кисточкой.
Развивать умение замечать красоту окружающего мира, желание заботиться о птицах. Воспитывать любовь к природе, отзывчивость, чуткость, доброту.
Предварительная работа: наблюдение за деревьями, кустарниками, птицами, насекомыми, сезонными изменениями (небом, ветром, солнцем, дождем), экскурсии в парк, по улицам города, рассматривание осенних иллюстраций, изготовление поделок из природного материала, чтение стихов и рассказов об осени, беседы, дидактические игры.
Оборудование: листья, веточки, фрукты, овощи, осенние иллюстрации, зонт, заготовки для аппликации (листья, шелуха лука, клей, кисточки, подставки, картон), шапочки животных (белка, заяц, ёж, медведь), игрушка - Шуршик, музыкальное сопровождение «Шум дождя», «Воробьи летают», «Осень».
Ход НОД
Дети заходят в зал.
В:Ребята отгадайте загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится,
Если дождик льется,
Это время года как скажите, зовется?
В:Правильно, осень.
Сегодня на занятии мы будем говорить об осени. Поэтому у нас в группе так красиво и красочно.
Совсем недавно было теплое лето, грело солнышко, было очень тепло. Как же мы узнаем, что вдруг наступила осень?
(Ответы детей.)
В:Правильно, солнышко стало меньше греть, оно устало от летней работы всех согревать, всем расти помогать. Поэтому на деревьях появились желтые листочки, деревья и кустарники начали менять свой наряд, очень им хотелось понравиться осени.
(Подходят к первому столу, на котором представлены приметы осени).
В:Ребята, а как же называется начало осени?
Ответы детей.
В:Правильно, ранняя осень. А чем же еще нас радует ранняя осень?
Ответы детей.
В:Да действительно в эту пору много различных фруктов, овощей, грибов. Какие вы знаете фрукты и овощи, которые созревают осенью?
Ответы детей.
В:А чем заняты люди?
Ответы детей.
В:Как стали одеваться люди?
(Ребенок читает стихотворение.)
Много фруктов, овощей осень подарила,
Своей раннею порой всех заворожила.
Осень краски принесла, принялась за дело,
И раскрасила она чудный лес умело.
В:Ребята, а за ранней порой какая наступает осень?
Ответы детей.
В:Правильно, золотая.
А почему ее называют золотой?
(Подходят к следующему столу и рассматривают иллюстрации, листья).
Обратите внимание, как нарядна и красива золотая осень. Осень раскрасила деревья, кустарники в желтый золотой наряд. Все лето листья подставляли солнышку свои ладошки, щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышко багряными и золотыми. Налились, потяжелели и полетели. Начался золотой дождь.
Ребята, а как называется дождь из листьев?
Ответы детей.
Правильно, листопад.
Давайте послушаем стихотворение В. Семериной «Золотая осень»
(Ребенок читает стихотворение)
Спят березы в октябре,
Ярче зелень сосен,
Потому что на дворе Золотая осень.
Вновь осенняя пора,
Ветром закружила,
Чудо красками она Всех заворожила.
В:Ребята, а за золотой осенью какая приходит пора?
Ответы детей.
В:Правильно, поздняя. А какая погода поздней осенью?
Ответы детей.
В6Верно, стало холодно, часто идут дожди.
Давайте послушаем шум осеннего дождя.
(Слушаем запись).
Ребята, скажите какое осенью небо?
Как изменились день и ночь?
Как стали одеваться люди?
Как изменились деревья и кустарники?
Ответы детей.
(Подходят к следующему столу).
В:Верно, деревья и кустарники сбросили листву. Они готовятся к зиме, им нужно отдохнуть. Они все лето трудились, выращивали фрукты, ягоды, семена. Они потратили много сил и очень устали, пришла пора им отдохнуть, набраться сил для следующего лета.
Ребята, а куда подевались насекомые, жучки, паучки?
Ответы детей.
В:Правильно, они спрятались до весны в кору деревьев, землю.
А что же стало с птицами?
Ответы детей.
В:Верно, некоторые улетели в теплые края.
А почему?
Ответы детей.
В:Правильно, стало холодно и им нечего кушать.
Назовите птиц, которые улетают в теплые края.
Ответы детей.
(Утки, гуси, журавли, ласточки, жаворонки).
В:А какие птицы зимуют с нами?
Ответы детей.
(Воробей, ворона, снегирь, синичка).
В:Ребята, тем птичкам, которые зимуют с нами, тоже будет тяжело зимой. Им будет холодно и голодно. Мы им можем помочь?
Ответы детей.
Без нашей помощи они просто не выживут.
Мы уже повесили кормушку и уже подкармливаем птичек.
А теперь давайте поиграем, вы будете воробьями, зонт - кормушкой. Нужно меня внимательно слушать.
(Звучит музыка «Воробьи летают»).
Поздней осенью, зимой,
Птичкам голодно порой,
Разлетались воробьи,
Растопырили хвосты,
Все летали, все летали,
Крошки, зернышки искали,
И случайно всей гурьбой,
Прилетели в садик мой.
А на елочке кормушка,
Птичкам лучшая подружка,
Эй, воробушки, скорей,
Подлетайте к ней живей,
Угощайтесь, не стесняйтесь.
Птички стайкой подлетели,
Крошки, зернышки поели,
Только долго не сидели,
Испугались, улетели.
Полетали, полетали,
Песни пели, щебетали,
Не страшна теперь зима
Если есть у нас друзья.
А потом проголодались
И к кормушке возвращались,
Все клевали, все клевали,
И уже не унывали.
В:Вот такие молодцы. Ребята, скажите, а какая у нас сейчас осень?
Ответы детей.
В:Да, сейчас поздняя осень, совсем скоро начнется зима. В конце осени мы будем поздравлять наших мам с праздником «Днем матери». Мы с вами уже начали готовить подарки для мам из природного материала, из того, что нам подарила осень. Давайте закончим свои работы. Садитесь за стол, вспомните, что вы задумали. С начала разложите материал, затем приступайте к работе. (Дети наклеивают цветочки из шелухи лука, оболочки чеснока, корки апельсина на уже подготовленный картон с аппликацией из осенних листьев).
Воспитатель выходит из группы, переодевается и возвращается в костюме осени.
Я осень золотая, проститься к вам пришла,
Особые подарки для вас я принесла,
Раскрасила багрянцем я шумные леса,
Добавила я красок в спокойные луга,
И птичек проводила в далекие края,
И первые морозцы для вас я припасла.
Какие же вы молодцы ребята. Какие прекрасные работы вы сделали для своих мам. Мне очень нравится, что все у вас идет в ход, и шелуха, и корочки, и листья. Молодцы!А сейчас давайте вместе с вами споем осеннюю песенку и потанцуем.
(Песня «Осень»).
Ребята заканчивается осень. Я пришла к вам попрощаться. Вместе со мной пришел мой дружок (Шуршик спит в корзинке). А вот и он, это Шуршик. Он бегает по лесу шуршит листочками и веселит местных жителей. Он пришел узнать, знаете ли вы как встречают звери осень в лесу. Сейчас мы проверим (воспитатель одевает детям шапочки зверей).
«Встреча осени». С. Иванов.
Вот и белка, и зайчишка, колючий ёжик, бурый мишка,
Сейчас мы их сказать попросим, как все они встречают осень
Пора мне зайчику линять, пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу - меня заметят на снегу.
А я спешу, спешу, спешу, я на сучках грибы сушу,
Орешков делаю запас, вот так стараюсь!
В добрый час!
В берлогу скоро лягу спать, за осенью зима опять
Пусть мне во сне присниться мед, проснусь, когда весна придет.
Я тоже буду спать как мишка, я поохотился за лето,
Устал я, выбился из сил, сучков себе я принесу
Квартиру сделаю в лесу, проснусь - пойду встречать весну Опять охотиться начну.
Спасибо ребята, вы молодцы, все знаете, все умеете.
А загадки отгадывать умеете?
Наливное красное,
Вкусное, прекрасное,
На ветке сидит,
На деток глядит.
Правильно, это яблоко.
Ну если вы и загадки отгадывать умеете, значит мы с Шуршиком угостим вас вкусными наливными яблочками. В яблоках очень много витаминов, они очень полезны.
А теперь пора прощаться,
Уходить друзья пора,
Через несколько денечков
К вам сюда придет зима.