СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД "Виртуальная прогулка в музей В.И.Сурикова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия:формирование у детей старшего дошкольного возраста целостного представления о жизни и творчестве великого художника В.И.Сурикова о его роли в развитии русской культуры.

В ходе  мероприятия дети расширили знания о профессии художника, рассказывали интересные истории из жизни маленького Василия, которые нашли и подготовили вместе с родителями. Показали интересную сценку о художнике и его учениках. Все педагоги, присутствующие на районном методическом объединении узнали не мало интересных фактов о жизни и творчестве художника, были приятно удивлены знаниями детей.

Просмотр содержимого документа
«НОД "Виртуальная прогулка в музей В.И.Сурикова»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕВЕРО-ЕНИСЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №5»













Конспект НОД

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

«Экскурсия в виртуальный музей

художника – живописца В. И. Сурикова»



группа: подготовительная

Воспитатель: Е.Д. Бектяшкина

























апрель 2015год

Цель: формировать у детей целостное представление о жизни и творчестве великого художника Василия Ивановича Сурикова, о его роли в развитии русской культуры.

Задачи:

1.Образовательная: расширение и обобщение знаний о профессии художника; жизни и творчестве великого сибиряка В. И.Сурикова, посредством проектной деятельности, исходя от запросов детей

2.Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, память, предпосылки ценностно-смыслового, эстетического восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки детей в драматизации.

3.Воспитательная: воспитывать у детей интерес к искусству родного края, уважительное отношение к достижениям русской культуры, чувство гордости и любви к родной сибирской земле.

Планируемый результат: проявляют любознательность (где учился художник, что писал, пишет ли сейчас?), интересуются причинно-следственными связями, пытаясь самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей, эмоционально отзываются на произведения изобразительного искусства художника - живописца нашего земляка Василия Сурикова.

Форма проведения: экскурсия в виртуальный музей

Методы и приемы: интерактивная беседа, рассказ, чтение худ. литературы, просмотр презентации, размышление над высказываниями художника, слушание музыки, знакомство с произведениями искусства, поисково-исследовательская деятельность.

Оборудование: электронная презентация, аудиозапись «Лунной сонаты» Бетховена, портреты художников,

Технические средства обучения: компьютер, проектор

Предварительная работа:

1. Знакомство с биографией В.И.Сурикова и историей создания наиболее известных его картин (материалы Интернет).

2. Разучивание стихов русских поэтов о художниках.

3.Беседа «Правила поведения в музее», обсуждение и зарисовка символов «разрешается- запрещается»

4.знакомство с интересными историями из жизни художника.

Основные понятия: художник, картина, живопись, эскиз, холст, палитра, мольберт, виртуальный музей, пейзаж, портрет.

Начало в группе: Сегодня я вас хочу пригласить на экскурсию в музей, где собраны произведения исскуства художника, известного всему миру. В ходе экскурсии мы посетим виртуальный музей, который поможет нам найти ответы на интересующие нас вопросы.

Ход: Дети входят в музыкальный зал, воспитатель обращает внимание на первый слайд (1 слайд - палитра и кисти)

Посмотрите, пожалуйста, на экран и послушайте отрывок из стихотворения Дмитрия Куликова, который я вам прочитаю:

Художник, напиши, что на душе лежит,-

Ведь мир твоей души всем нам принадлежит.

Художник, нарисуй, что видишь ты вокруг,

Отдай другим красу замеченного вдруг!

- Что вы видите на экране? (палитра и кисти) Человеку, какой профессии, они принадлежат? Как вы думаете, о ком мы с вами сегодня будем беседовать? (предложения детей).

Да верно, мы будем говорить о художниках, чтобы больше узнать об этой профессии. Сначала, предлагаю вам разминку для ума.

1,2,3 - в круг скорей иди, будем палитру передавать и на вопросы по очереди отвечать, говорит тот, у кого палитра. Кто затрудняется ответить, передает палитру следующему. Вспомним вместе правило: «Слушай говорящего тихо».

Вопросы к логической разминке:

  1. Кто такой художник? (художник умеет хорошо рисовать, обладает талантом изображать мир в своих произведениях)

  2. Что может показать художник в своих картинах, иллюстрациях? (он может показать события далёкого прошлого, изобразить героев сказок, природу и др.)

  3. Что нужно художнику для работы? (карандаши, кисти, краски, палитра для смешивания красок, бумага холст, мольберт и др.)

4.Чем можно рисовать? (пальцами, ладошками, веточками, ватными палочками, губками, перышками и др.)

5.На чем можно рисовать (на бумаге, холсте, песке, стекле, стене и др.)

6.Чем рисует художник - живописец? (акварелью, масляными красками)

7. Что такое эскиз? (предварительный набросок к рисунку, картине).

8. Назовите, пожалуйста, имена великих художников, запомнившихся вам, после просмотра картин, книг, мультфильмов, посещения музеев? (Чарушин, Сутеев, Шишкин, Левитан, Грабарь, Суриков).

9. Вы назвали много разных художников, как думаете, кто из этих художников наш земляк? (Василий Иванович Суриков).

- Спасибо за игру, а теперь ребята, встаньте так, чтоб всем было видно. Перед вами несколько портретов, выберите из них портрет художника – живописца Василия Сурикова. А теперь посмотрите на экран (2 слайд), вы верно определили портрет художника-сибиряка и нашего земляка?

- Давайте посмотрим на мольберт. Не забывайте, правило: «Всем должно быть видно, всем должно быть слышно».

- Вспомните, ребята, что мы узнали о художнике на предыдущей встрече, что хотим узнать, и как об этом узнаем? (зачитать с проекта 3-х вопросов).

- где учился Василий Суриков, чтобы так красиво передавать красоту нашей сибирской природы;

- хотели увидеть картины, которые он писал;

- пишет ли картины сейчас.

Чтобы это узнать, предлагаю отправиться в виртуальный музей и продолжить знакомство с жизнью и творчеством великого художника – живописца Василия Сурикова. Позвольте мне быть вашим экскурсоводом, я буду рассказывать, показывать слайды и задавать вам вопросы. Кто захочет ответить, подавайте знак ладошкой.

Не забывайте главное правило: «Слушай говорящего тихо».

Мы помним, что большую роль на увлечение Васи рисованием оказала его семья. В семье Суриковых было трое детей Вася, Катя Саша. (Слайд 3)

Посмотрите на фотографию, здесь изображены - мама Василия, его младший брат Саша и сам Вася. Рядом портрет мамы Василия Ивановича, который он сам написал.

- Кто, ребята, может рассказать, какой была мама Васи по характеру, что любила делать?

Дети: Большое влияние на увлечение Васи рисовать оказала его мама - Прасковья Фёдоровна, она была верующая женщина, в доме всегда были иконы. Вася любил рассматривать разные картинки и иконы. Всматривался, «как расставлены глаза», «как расположены черты лица», Мама Васи любила старинные обряды, была отличной вышивальщицей и рукодельницей. По характеру она была сильной, смелой и трудолюбивой женщиной.

Вася с детства много читал и увлекался музыкой, хорошо играл на гитаре это у него от отца. К сожалению, портрета отца нет Вася, как вы думаете почему? (Вася еще был маленьким и не умел рисовать, а отец рано ушел из жизни от болезни).

- С малых лет Вася ходил с отцом на охоту, он прекрасно стрелял.

Кто ребята помнит забавные случаи из детства Васи Сурикова?

«Пошли мы с ребятами за город, на обрыв, сидим. Слышу, сопит кто-то. Подошёл я к обрыву, гляжу, а это медведь взбирается снизу к нам. Ах ты! Испугался я, и медведь испугался, оборвался вниз, а мы убежали».

- Да Вася любил наблюдать за природой, и свои чувства и любовь к Сибири он передал в своих картинах. Давайте встанем и немного отдохнем.

Я буду рассказывать стихотворение, а вы ребята слушайте и показывайте его руками, кто как представляет (4 слайд)

Динамическая пауза: Стихи руками (2 раза)

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.


Давайте посмотрим, как изображал художник природу нашего края (слайд 5)

Послушайте, как он говорил о Сибири: «То, что вы называете у себя лесом, так это зубные щётки, не больше, а вот как поедешь, бывало, в Сибири по дороге среди леса, так это действительно настоящая лесная симфония». Как относился художник к своему родному краю? Как называются картины, на которых изображена природа? (пейзаж).

На следующем слайде представлен человек, который, заметил вместе с губернатором города увлечение Василия рисованием, его талант, умел ценить искусство. Он помог Василию получить образование в художественной академии г. Петербурга, заплатив за его обучение. Кто-нибудь смог прочитать его имя? (Петр Иванович Кузнецов).

- Кто из вас помнит интересные случаи из жизни художника? История про муху

- Еще мы хотели узнать какие картины писал художник, давайте сделаем гимнастику для глаз и послушаем любимую музыку Василия Сурикова, которая вдохновляла на творчество. (Включить Лунную сонату композитора Бетховина)

Гимнастика для глаз:

поднимем глаза вверх-вниз, вправо – влево (2раза).

Закройте глаза и рисуем круг слева – направо (5 раз)

и справа – налево (5раз), откроем и крепко закроем – (5 раз). Всем спасибо.

Внимание на экран. Слайд 7

- Вы узнали что это? (это дом, в котором жил Вася со своей семьёй, построенный отцом и дедом, а что здесь сейчас находится? (дети - сейчас это Музей – усадьба) Посмотрите, что собрано в этом Музее – усадьбе Суриковых? (слайд 8) (В Музее-усадьбе Сурикова сохранилась предметы быта, фотографии семьи художника) Верно, и более 100 его собственных работ.

А еще, самые знаменитые картины художника: давайте их посмотрим, обратите внимание как художник передает чувства людей через эмоции.

Некоторые картины вам уже знакомы. Если увидите знакомую картину, можно сказать, как назвал её художник, подайте сигнал – хлопнув в ладоши.

- Просмотр знаменитых полотен художника: Слайды (9 – 15)

«Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Степан Разин», «Взятие снежного городка», и «Посещение царевной монастыря».

Ребята, с этими картинами вы еще не раз встретитесь в школе, когда будете изучать историю нашего края и узнаете о событиях, которые на них изображены.

- Послушайте высказывания художника: «Поиск натуры почти всегда был сложным. Иногда приходилось долго и напряжённо искать, вглядываясь в лица, встречные на улице». Вы обратили внимание, какие чувства испытывают герои картины, давайте все вместе попробуем изобразить мимикой, жестами и эмоциями.

Мимические упражнения (гнев, задумчивость, радость, грусть, обиду, удивление …)

- Василий Иванович очень любил и ценил свою семью, много времени отдавал работе. Слайд 16

- Посмотрите на портрет художника– живописца (слайд 17) давайте опишем его внешность и представим, какой он был по характеру? (высказывания детей)

Какие еще картины писал художник?

Послушайте стихотворение и ответьте:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется портрет.

- Перед вами портреты, которые написал В.И.Суриков, некоторые вам знакомы, назовите их («Сибирская красавица», «Казачка», «Старик-огородник»…)

- Ребята, вас интересовал вопрос, пишет ли сейчас художник картины? Со дня его рождения прошло 170 лет. Как вы думаете, пишет ли сейчас художник картины?

(его уже нет в живых, но мы можем услышать о нём и увидеть его творчество в музеях города Красноярска и других городах нашей страны и всего мира. (Музей-усадьба В.И.Сурикова, Художественный музей им В.И.Сурикова, Художественная школа им. В.И.Сурикова, Художественное училище им. В.И.Сурикова, улица имени В.И.Сурикова, Суриковские скверы с памятником и бюстом).

- Я думаю, если вы будете с родителями в г. Красноярске, то обязательно посетите музеи Василия Ивановича Сурикова.

- Чтобы нам всем запомнилась экскурсия в виртуальный музей В.И.Сурикова, давайте подойдем к мольберту и запишем: Что вы узнали? Что хотите узнать? Где узнаем?

Метод трех вопросов: Что мы знали о живописце Сурикове? Что еще хотим узнать? Где найдём информацию, что будем делать?

В заключение нашей экскурсии в творчество В.И.Сурикова, посмотрите сценку о том, как работал художник.

Притча о художнике

Аня К. - Автор: К художнику пришли ученики,

Стоял безмолвно Мастер у картины,

Опухшие глаза и тёмные круги

Поведали им о большой кручине.

1 Ученик: - Учитель наш! Что мучает тебя?

2 Ученик: - Ты выглядишь сегодня как-то странно…

Художник: - Картину только что закончил я,

Смотрю.., и в ней не нахожу изъяна…

1 и 2 вместе - Так это здорово!

Автор: Воскликнули все в раз,-

1 Ученик: Выходит, что картина совершенна!

2 Ученик: - Она из века в век переживёт всех нас!

Автор: И закричали дружно:

1 и 2 вместе - Верно! Верно!

Художник: Свой талант теряю я,

Когда в работе недостатков я не вижу!

Автор: Вот так же происходит и с Душой: когда тобою властвует Услада,

Когда во всём доволен сам собой, не радоваться, а заплакать надо!

Воспитатель: В притче о художнике ярко подчёркнута мысль о том, что настоящий художник всегда видит все недостатки даже в уже законченной картине. Спасибо вам ребята за вашу любознательность, интересные рассказы и рассуждения, нам пора возвращаться.

6