Знакомство с рассказом Г. А. Скребицкого «Весна»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
1. Воспитывать у детей: любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественной образ, развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи, воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык рассказов.
(«Познавательное развитие»)
2.Развивать диалогическую речь, зрительное восприятие и речевой слух, память и мышление. Закреплять навыки образования сложных слов.
(«Речевое развитие»)
Оборудование
Рассказ Г. А. Скребицкого «Весна», ноутбук, сюжетные картинки в соответствии с последовательностью рассказа.
Предварительная работа.
Экскурсия в весенний парк. Чтение рассказов о природе. Разучивание хороводной игры «Солнце, солнце выходи…», познакомились со сложными словами в рассказе Г.А.Скрибицкого «Весна»
Методы и приемы:
- наглядные: рассматривание;
- практические: игра с движением;
- словесные: и/упр.
Словарь.
Существительные: пригорок, ложбинка, труха, хворост, тритон, ящерица.
Прилагательные: веселый, сонный, взъерошенный.
Глаголы: пригрело, очнулись, запрыгали, расправили, вылизывать.
Слова, сложные по слоговой структуре: пригорок, труха, ложбинка, хворост; длинно- хвостый. |
Логика
I.Организационный момент.
Создание эмоционального положительного фона занятия. Подготовка детей к восприятию содержания рассказа.
Дети сидят на стульчиках перед доской.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
«Снег тает, день прибывает,
Когда это бывает?»
Дети: Это бывает весной.
Игра «Думай, отвечай».
-Весной снег… (что делает?) чернеет, тает, становится серым.
-Сосульки ( что делают?) тают на солнце.
-Весной солнце ( что делает?) пригревает, светит ярче.
-Почки на деревьях… набухают.
-Ручей … бежит, журчит, течёт.
-Медведь… просыпается, выходит из берлоги.
-На лесных полянках появляются… (что?) первые проталины, подснежники, молодая травка.
-Птицы весной… (какие?) звонкие, радостные, голосистые.
Воспитатель: Правильно. Вот и наступила долгожданная весна.
Воспитатель. А где мы можем наблюдать за весной?
Дети: на прогулках; в парке, в лесу.
Воспитатель. Композиторы сочиняют музыку про весну; поэты пишут стихи про весну; художники рисуют картины про весну.
А что делают писатели? Как вы думаете?
Дети: Писатели пишут рассказы о весне.
II. Основная часть.
1.Знакомство с портретом писателя Г. А. Скребицкого.
Воспитатель. Это фотография писателя Георгия Алексеевича Скребицкого. (показывает портрет писателя на ноутбуке).
Георгий Алексеевич родился в Москве. Он был влюблен в родные поля, леса, горы. Его книги повествуют о путешествиях в прекрасный мир природы. Его рассказы похожи на сказки.
(воспитатель показывает на слайдах обложки книг, написанные писателем).
2.Чтение рассказа Скребицкого Г.А. « Весна»
А сейчас послушайте рассказ Г. А. Скребицкого «Весна».
Первичное прослушивание рассказа детьми.
Воспитатель читает рассказ, а в это время дети рассматривают иллюстрации на доске.
3.Беседа по прочитанному рассказу.
Воспитатель. Вам понравился рассказ. О каком времени года говорится в рассказе?
Дети. Наступила весна, пригрело весеннее солнце.
Воспитатель. Что стало происходить в лесу?
Дети. Начал таять снег.
Воспитатель. Когда солнце пригрело на пригорке, какие в природе произошли изменения?
Дети. С пригорка побежал веселый ручеек, наполнил большую лужу и побежал дальше в лес.
Воспитатель. Какие насекомые выбрались из старого пня?
Дети. Из под коры выбрались жучки и букашки, расправили крылышки и полетели.
Воспитатель. Кто выбрался из трухи?
Дети. Из трухи выбрался длиннохвостый тритон.
Воспитатель. Кто сидит на пеньке?
Дети. Проснулась ящерица, выбралась из норки, уселась на пенек и греется на солнышке.
Воспитатель. Кто очнулся от зимнего сна?
Дети. Лягушки очнулись от зимнего сна и запрыгали в луже.
Воспитатель. Послышалось шуршание. Это кто проснулся?
Дети. Под кучей хвороста зашуршал ежик. Вылез сонный, на иголках сор.
Воспитатель. Что делал ежик на пригорочке?
Дети. Ежик потянулся, зевнул и начал с колючек сор очищать. Трудно ему было. Лапки у него короткие.
Воспитатель. Куда побежал ежик?
Дети. Ежик побежал по поляне искать себе еду.
Воспитатель. Чем питается голодный ежик?
Дети. Жуков, червяков и лягушек голодный ежик может поймать и съесть.
Воспитатель: Кто ожил под теплым весенним солнышком?
Дети. Огромный лесной дом-муравейник.
Воспитатель. Чем заняты муравьи?
Дети. С рассвета до темна хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголку.
Воспитатель. Кто прилетел к старому пню?
Дети. Прилетели две маленькие серенькие птички.
Воспитатель. Что они стали строить?
Дети. Стали они вместе строить гнездо.
А давайте вспомним о сложных словах, которые встретились в рассказе:
Пригорок – небольшой холм у подножия горы. Ложбинка – узкий неглубокий овраг.
Труха – старые прогнившие ветки и кора деревьев.
Хворост – сухие опавшие тонкие сучья.
4. Динамическая пауза Координация речи с движением, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, закрепление знаний детей о признаках весны.
Солнце, солнце, выходи И всю землю освети!
Чтоб весна скорей настала,
Чтобы нам теплее стало
Чтоб капели звонко пели
Чтоб весной ручьи звенели
Чтоб цветочки распускались
С юга птицы возвращались!
Солнце, солнце, землю грей
Пусть весна придет скорей!
5. Воспитатель. Я хочу чтобы вы вспомнили рассказ, а помогут вам опорные картинки
Воспитатель с детьми вспоминают рассказ по сюжетным картинкам.
Развитие связной речи.
III. Заключительная часть.
Воспитатель. А чем вам нравится весна?