Тема: «НОЯБРЬ – ЗИМЕ РОДНОЙ БРАТ»
Повторение изученного материала
– Что мы называем природой? На какие группы можно разделить объекты природы?
– Попробуйте объяснить, как взаимосвязаны между собой живая и неживая природа.
Солнце невысоко поднимается над горизонтом, его лучи лишь скользят по земле, следовательно, понижается температура воздуха; осадки выпадают всё чаще в виде снега; с деревьев опадает последняя листва, птицы улетели, животные приготовились к долгой зиме.
Вывод
- Все изменения, которые происходят в неживой природе в различные сезоны, влияют и на представителей живой природы.
Работа по учебнику С. 66
Какие изменения произошли в живой и неживой природе с приходом ноября?
опадают последние листья
солнце высоко не поднимается
холодные дожди
осадки в виде дождя и снега
вода в реках ещё не замёрзла
снег выпадает и тает, грязь
туманы, животным труднее искать пищу
воробьи собираются стайками, ищут пищу
синицам голодно
зайцам трудно: не сменили ещё шубку и заметны на фоне выпавшего снега.
– Ноябрь – полузимник , ворота зимы, месяц молодого, звонкого льда; месяц-связист. Подумайте, почему?
– А вот послушайте, как ещё в народе называют ноябрь: сентябрёв внук, октябрёв сын, декабрю – родной брат; ноябрь с гвоздём, декабрь с мостом. На чём основаны такие названия?
– Ноябрь – месяц сумрачный, насупленный, ненастный. Русский народ последний месяц осени называл по-разному: листогной, грудень. Последнее название – от груд смёрзшейся земли.
– Все устали – и люди, и звери, и птицы – от слякотной осени, ждут, когда снег зазвенит и заскрипит под ногами, мороз начнёт сковывать реки да озера ледяным панцирем.
Работа с учебником с. 66
- Прочитайте текст.
Лесные новости
Ноябрь — зиме родной брат. Природа грустит. Кончились краски листопада. В лесу светло, просторно и тихо. Ветер раздел лес. Только слышен стук дятла. Насекомых, птиц и зверей не видно.
- Что узнали нового?
Работа с учебником с. 67
– Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о каком времени года рассказывает каждая? Почему художник одно и то же время года – осень – изобразил по-разному?
– Третье своё дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покрывалом. Начинаются смотрины матушки-зимы. Но может ударить оттепель – и откроется чернота земли. Недаром говорят: «В ноябре зима с осенью борется».
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
А коль подует ветер –
Мы сразу полетим.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова налетел,
Нас поднял и закружил.
Народные приметы ноября
– Послушайте внимательно приметы ноября. На какие группы можно разделить данные приметы? Обоснуйте своё мнение.
Народные приметы ноября
- Гусь полощется в воде – к теплу, нос под крыло прячет – к ранней зиме.
Народные приметы ноября
- Коли небо 4 ноября заплачет, то следом за дождём и зима пожалует.
Народные приметы ноября
- Если грибов уродилось мало – зима будет снежная и суровая.
Народные приметы ноября
- Длинные сумерки – к ненастью, короткие – к хорошей погоде.
Речевая разминка (рабочая тетрадь, с. 28).
- – Продолжите предложения. Прочитайте рассказ полностью.
осень
осень
голые
осень
голые
листья
осень
голые
листья
пусто
осень
голые
листья
пусто
птиц
осень
голые
листья
пусто
птиц
зверей
осень
голые
листья
пусто
птиц
зверей
дятла
осень
голые
листья
пусто
птиц
зверей
дятла
доктором
осень
голые
листья
пусто
птиц
зверей
дятла
доктором
спать
осень
голые
листья
пусто
птиц
зверей
дятла
доктором
спать
зима
Что получилось? У нас получился рассказ, который помогает представить те изменения, которые происходят в неживой и живой природе с приходом ноября.
- – Прочитайте предложение: «В осеннее ненастье семь погод на дворе». Как вы понимаете эти слова?
Итог урока
- О чём мы говорили на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Как в народе называют ноябрь?
- Почему?
Домашнее задание
Придумайте и запишите названия к картинкам в рабочей тетради на с. 28