СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Номинация «Государственная символика Российской Федерации». «Символика России, Дагестана».

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Номинация «Государственная символика Российской Федерации».

 

                                              «Символика России, Дагестана».

Просмотр содержимого документа
«Номинация «Государственная символика Российской Федерации». «Символика России, Дагестана».»

Министерство образования и науки Республики Дагестан

МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»




Республиканский конкурс исследовательских и творческих работ

«И гордо реет флаг державный»,

посвященный истории государственной символики

Российской Федерации, Республики Дагестан и Унцукульского района







Номинация «Государственная символика Российской Федерации».




«Символика России, Дагестана».





Подготовила: Ахмедова Абидат Кутбудиновна,

ученица 7 а класса МКОУ «Ирганайская СОШ»,

368942, с.Ирганай, Унцукульского р.

Контактный телефон: 8 (965) 494-69-95

E-mail: [email protected]

Руководитель: Джаватханова Альбина Ахмедовна,

педагог-психолог МКОУ «Ирганайская СОШ»,

368942, с.Ирганай , Унцукульского р.

Контактный телефон: 8 (906) 450-26-66

E-mail: [email protected]

Оглавление





Введение

Глава 1. Символы России

Герб России

Флаг России

Гимн России

Глава 2.Символы Дагестана

Герб Дагестана

Флаг Дагестана

Гимн Дагестана

Глава 3.Герб Унцукульского района.

Заключение

Список использованной литературы

Приложение





































В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки.

Т.Г.Шевченко





Введение.

Для любого современного государства его символ существует в триединстве:

герб, флаг и гимн. Подобное триединство в мировой практике начало

складываться сравнительно поздно,с Х1Х века.

Огромное значение имеет изучение истории гербов, флагов и гимнов страны в целом. Ознакомление школьников с символами своего государства – гербов, флагов и гимнов - традиционно является одним из важных элементов воспитания их в духе здорового патриотизма. В то же время, на основе изучения школьникам государственной символики происходит непосредственное их прикосновение к истории Отечества. Ибо история Родины и ее символов единая, так как в гербах, флагах и гимнах в определенной мере отражались социально-экономические, политические и культурные изменения, происходившие в нашей стране. В связи с тем государственная символика является частью истории. А поэтому изучение истории гербов, флагов и гимнов: во-первых, поможет школьникам в изучении истории России, во-вторых, позволит воспитывать у них чувства патриотизма, уважения и любви как к Родине в целом, так и к ее официальным символам. Следовательно, материал о гербах, флагах и гимнах является необходимым дополнением к курсу истории России и Дагестана, и мощным средством патриотического воспитания школьников. Одной из важнейших отличительных особенностей современных государств является наличие национально-государственной символики – герба, флага, гимна. Являясь символами государства, они отражают в своем содержании исторические, политические, военные, культурные традиции государства и проживающих на его территории народов, отношения и связи с другими государствами, заимствования и переплетения межнациональных традиций и культур.

Государственные символы – национальные герб, флаг, гимн играют роль социально-политических феноменов и отражают в концентрированной форме символов природу общества, исторической эпохи, конкретного времени. Они определяют уровень развития общества, его современное состояние, позволяют изучать историческое прошлое во всем его многообразии, дают представление о культуре народа, характере политической власти и многом другом.

Объектом данного исследования является история появления и становления государственных символов Российской Федерации и Дагестана.

Актуальность выбранной темы связана с таким требованием времени, как восстановление исторической памяти новых поколений русских людей, чье социальное и духовное становление происходило и происходит в обстановке переосмысления русской истории, государственности, культуры, традиций, обрядов и др.

Не менее значимую роль играет государственная символика и в международной политике, во взаимоотношении России с другими странами. И речь идет не только об официальном дипломатическом протоколе, предполагающем использование государственной символики (подъем государственного флага, исполнение государственного гимна и др.), но и о так называемой «народной дипломатии», о повседневном общении людей – представителей разных государств.

Предметом исследования выступают работы отечественных исследователей по проблеме происхождения символики Российской Федерации и Дагестана, а так же законодательная база России, которая закрепляет установление и использование государственной символики.

Целью данной работы является проследить историю развития российской символики и символики Дагестана, узнать какие изменения происходят в них и в ходе истории, зависят ли эти изменения от ситуации в стране в определенную эпоху. Я постараюсь это сделать на примере символики Российской Федерации и Дагестана. Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:

- рассмотреть работы отечественных исследователей, посвящённые истории возникновения символики России и Дагестана;

- проследить за тем, как менялись символы Российской Федерации на протяжении рассматриваемого периода;

- изучить нормативно-правовые акты, посвящённые разработке, утверждению и описанию государственной символики Российской Федерации. В ходе исследования применялись принципы объективности, всесторонности, историзма и конкретности, предполагающие непредвзятый подход к анализу изучаемых проблем, критическое отношение к источникам, вынесение суждений на основе всестороннего осмысления всей совокупности фактов. Также применялись методы историко-правового анализа, сравнительного правоведения и системного анализа.

Источниками при написании исследовательской работы служили труды отечественных учёных, посвящённые изучению теоретических понятий, Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Дагестана. Структура исследовательской работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа, заключения, списка источников и литературы, а так же приложения.



















Глава 1. Символы России.

О, мать моя, Россия 

 

О, мать моя, Россия, Русь,
Незыблем трон твой златоглавый,
Люблю тебя, тобой горжусь,
Многострадальной и державной.

Россия, Россия, великая сила,
Великая сила, бездонная Русь,
В Россию, в Россию всем сердцем влюблен я
И с нею останусь навеки, клянусь!
(А. Черный)1

 


Мы живём в России, в Российской Федерации. Наша страна большая и очень красивая. Каждый народ создаёт и уважает национально-государственную символику. Единство культур и истории каждой страны на общем языке её символов. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, его цели, принципы, национальные и иные традиции, особенности хозяйства и природы.

Символы государства выражают особенности исторического пути страны, её отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности.

Символы России… что это такое? Пожалуй, не найдется в стране

человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако

ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы -

луга, поля («Поле, русское поле…»)1 , леса ( «березы, березы …»)2, кому-

то на ум придут поднадоевшие , но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле, и регалиях - знаках царской власти: скипетре , короне, державе, бармах, Шапке Мономаха и, конечно же, не забуду и русские архитектурные святыни, существующие и разрушенные: Красную площадь, Покровский собор ( храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. Вспомнившие о русском воинстве назовут «Прощание славянки» или «Георгиевский крест». А кто-то , возможно, обратит свой мысленный взор к своей «малой Родине» - городу, в котором он родился и вырос, где остался родительский дом.

Каждый по своему будет прав. И прежде всего из-за неоднозначности

понятия «символ» его многомерности.

Символ – (греч. «знак, примета», произошло от слова «встречаться»). Символами у древних греков называли специальный знак, который служил членам тайных обществ для опознавания друг друга3 ;

- (греч. symbolon – условный знак) условный, чувственно воспринимаемый объект, вещественный, письменный или звуковой знак, которым человек обозначает какое-либо понятие, предмет, действие или событие. Сама форма символа, как правило, не имеет сходства с тем предметом, на который символ указывает4;

- совокупность выразительных средств, придающих политике явный, очевидный, подчеркнутый либо, напротив, скрытый смысл. Особые свойства символических знаков – их лаконизм, однозначность, понятность, не требующая дополнительных разъяснений для всех, посвященных в данную символическую систему, расчет на массовое восприятие 5;

- необходимый элемент культуры, воплощающий способность материальных вещей указывать на иное, идеальное содержание 6.

Не случайно проблемами символа и символики занимаются не только философы, но и ученые других специальностей - математики, психологи, лингвисты, литературоведы, историки, искусствоведы.

По словам советского ученого энциклопедиста А.Н.Лосева ,

труды которого только сейчас в полном объеме стали доходить до читателя,

понятие «символ» является «упорным цепким тысячелетним понятием».

«Этот термин, - пишет он , - часто употребляется даже в самом

обыкновенным, бытовом смысле, когда вообще хотят сказать, что нечто одно

указывает на нечто другое, т.е. употребляет термин «символ» просто в

смысле «знак» ».7

Воздействие символа начинается уже через его внешнюю форму. «За

элементами понятий, выраженных в словах , стоят чувственные ассоциации .

Они как бы проецируют понятие на наиболее «подходящие» чувственные

образы и тем самым помогаю сформировать символ», - объясняет принцип

создания символа философ Л.В.Уваров.8

Несмотря на то, что теоретической основой изучения той группы

символов , о которой пойдет речь ниже, недостаточно разработаны, совершенно очевидно, что посредством их выражены определенные общественные отношения, что как всякий символ, они - социальные феномены и , следовательно , всегда несут на себе

печать, «налет» своего общества. В них явно отражено ‘’социальное лицо’’

эпохи , конкретного исторического времени, через их назначение можно

определить уровень развитие самого общества. «Едва ли требует

доказательства, - писал, подчеркивая эту характеристику символа, А.Ф.Лосев,

- что все реальные символы существуют только в истории, все несут на себе

отпечаток эпохи, классового или сословного происхождения… История символа…

ясно обнаруживает всю невозможность чистой символики в ее отвлеченном

виде…»9

В популярном справочнике «Международная символика и эмблематика»,

его автор, характеризуя аналогичные знаки подчеркнул, что они представляют собой «категории из области идеологии»10 , с чем, конечно нельзя не согласиться. Так что к символам «не своей» эпохи надо относится

осторожно. Однако это не значит, что они нам не интересны. Причины и

принципы их возникновения, их эволюция помогает не только всесторонне

представить исторический процесс, но и приблизиться к пониманию, «расшифровки» мировоззрения человека прошлого, раскрыть закономерности его мышления, смысл его поступков, в плотную подойти к изучению социальной психологии отдельных слоев русского общества, его менталитета «склад ума мышления» - вопросом недостаточно изученным , но очень важным.

Ниже речь пойдет о символах государственного суверенитета России того

периода отечественной истории, который в последние годы особенно привлекает общественное внимание, - до 1917 г. С Х1Х века символы государственного суверенитета постепенно закрепляются законодательно. Однако это совсем не означает, что, скажем, государственных гербов не существовало ранее. Так же как во многих странах Европы , в России эмблемы , позднее вошедшие в государственный герб, возникли в средневековье. И уже в начальный период существования единого русского государства они сыграли важную роль в борьбе за его упрочения. Выбор из тысяч эмблем, существовавших в средние века и отражавших способ мышления наших предков, вполне конкретных изображений не

было случайным. С одной стороны, они в наглядной форме выражали основные идеи государственной политики принявшего их великого князя московского Ивана III, воплощая в себе определенную его ориентацию

внутригосударственные устремления, внешнеполитические замыслы. А с другой - по своей форме эти знаки оказались привычны и понятны жителю Средневековой Руси.

Флаг Российской империи, его цвета определились гораздо позднее ,

первых гербовых эмблем - через 200 лет после появления последних на

государственной печати. Бело-синий-красный флаг «подарил» России флот

Петра I. В борьбе за звание «государственного» флага ему пришлось на

протяжении почти двух столетий «конкурировать» черно-желто-белым

императорским стягом.

Гимн появился итого позднее - в Х1Х в., так же «пропустив впереди

себя» ряд общерусских мелодий.

Российская государственная символика находится в ряду тех проблем,

которые еще не так давно казались малозначащими, не вызывали особого

интереса ни у историков, ни у широкого круга читателей. Теперь уже новое

поколение «повернувшись лицом» к своей истории вспомнили и о давно

забытых, низвергнутых в прямом смысле этого слова эмблемах и символах, чуть ли не возводя некоторые из них на пьедестал .

Как когда-то Французская революция смела королевские лилии, как пал

двуглавый орел австро-венгерской монархии, так и знакам царской власти

нечего было символизировать в нарождающемся новом мире. Историческая

память, причастность к деяниям предков, к исконным корням своим

воскрешается в старых символах, которые важны нам прежде всего как

памятники прошлого. С этих позиций рассматривается герб, флаг и гимн

Российской империи.







Герб России.


« … не безпотребно о гербе

государственном от истории

воспомянуть » .11

Герб – от польск. herb – наследство - официальная эмблема государства, изображаемая на государственных документах и предметах (печатях, бланках государственных органов, денежных знаках); символ государственности, определенной государственной принадлежности. 12

Эмблемам, их символическому смыслу в средние века придавалось

огромное значение. Особая роль отводилась знакам, олицетворяющим понятие государства, верховную власть государя, идею его господства над подданными.

Среди государственных символов первенствовали эмблемы, составляющие

отличительный знак государства - государственный герб. Подбор эмблем

государственного герба, определение их сочетания, пропорций, цветов

относились к компетенции высшей государственной власти. Государственный герб являлся важной частью института внешнего оформления верховной власти.

В источниках имеется мало письменных свидетельств о российских символах. Да они и скудны и нечетки. Первое встречается в Ермолинской летописи , где помещено сообщение о том, что в 1464 г. В Москве «… месяца июля 15, поставлен бысть святыи великии мученик Георгии на воротех на Фроловских, резан на камени, а нарядом Васильевым Дмитриева сына Ермолина».13 С легкой руки историков Х1Х в. Скульптура св. Георгия на коне, поражающего змия - дракона , работы выдающегося русского зодчего ХV в. В.Д.Ермолина оценивалась в отечественной историографии как образец великокняжеской или даже московской геральдики.

Начало следующего этапа «реконструкции» государственного герба

Российской империи относится к последним годам правления Николая I. Царь неоднократно выражал недовольство видом гербов и деятельностью Герольдии в целом . Когда по его распоряжению в 1848 г. Герольдия преобразовалась в учреждение более высокого ранга - департамента Сената, он снова обратил внимание на тот факт, что гербы составляются «не по правилам геральдики». В 1851 г. Николай I дал указание « принять на будущее время за правило на гербах губерний, областей и губернских городов, кои впредь будут представляемы на высочайшее утверждение, изображать всегда императорскую корону ; на гербах же городов уездных ставить ныне употребляемую подобными городами городскую корону. По усмотрению министра внутренних дел императорскую корону употреблять только тем уездным городам, кои отличаются от прочих обширностью населения и вообще своею значительностью в административном , торговом и историческом отношениях».14

Это только один пример из «геральдических» претензий царя. Были и

другие, исполнение которых возлагалось на Департамент герольдии.

31 мая 1857 года Указом Правительствующего Сената по Высочайшему

повелению императора Александра II в России был введен Большой

государственный герб.

В нем закреплена традиция, ведущая начало от государственной печати

Иоанна IV Васильевича, на которой вокруг гербового двуглавого орла

располагались гербы территорий , входящих в состав русского государства.

Большой государственный герб отражает средствами геральдической символики триединую сущность русской идеи - за Веру, Царя и Отечество. Впервые проект Большого герба России был изложен в Манифесте императора Павла I в 1800 году. Но тогда эта идея не получила завершения.

Новизна Большого государственного герба заключалась в композиционном

соединении гербов российских территорий и использовании ранее не

применявшихся в России геральдических средств. При этом большинство гербов российских территорий остались практически неизменными, как и главный символ русского государства - двуглавый орел.

В окончательном виде Большой герб сложился к 1883 году и оставался

таковым до 1917 года. Он изображался на большой государственной печати, на тронах, балдахинах, в залах, предназначенных для торжественных собраний при Императорском Дворе и для заседаний высших присутственных мест…

В советское время изображение герба Российской империи практически не

воспринималось, поэтому для многих читателей будет интересен рассказ о его композиции.

В центре Большого герба помещен государственный герб России - черный

двуглавый орел в золотом щите. На груди орла расположен Московский герб -св. Георгий Победоносец, пробивающий змея. Герб России увенчан шлемом

святого Великого Князя Александра Невского . По обеим сторонам герба России стоят щитодержатели: Архистратиг Михаил с огненным мечом ( слева от зрителя) и Архангел Гавриил ( справа от зрителя) - небесные покровители и заступники России. Вокруг щита - цепь ордена св. Андрея Первозванного.

Центральную часть Большого герба укрывает золотая сень в виде шатра,

подложенная горностаем. На сени начертан российский девиз: « Съ нами

Богь». Над сенью помещена императорская корона и государственная хоругвь, завершающаяся двуглавым орлом и восьмиконечным крестом. Вокруг главного щита расположены щиты с гербами Царств и Великих княжеств, увенчанными надлежащими коронами. Прототипами корон послужили реальные исторические венцы русских государей : Шапка Мономаха, Казанская шапка Иоанна IV Васильевича, Венец Большого наряда Михаила Романова, Шапка Мономаха второго наряда Петра 1 Алексеевича, Алмазная шапка Петра 1, Корона Анны Иоанновны,

Большая императорская корона, все они хранятся в Оружейной палате

Московского Кремля и Алмазном фонде России. В верхней части Большого герба помещены щиты с гербами территорий, также входящих в состав России ( по три щита слева и справа от государственной хоругви).

Девять щитов с гербами, увенчанными коронами, расположены в следующем

порядке ( против часовой стрелки) : Герб Казанского царства; Герб Польского царства; Герб Херсонеса Таврического ( по древнему названию Крыма, входившего в состав Византии): соединенные в одном щите гербы Великих Княжеств: Киевского, Новгородского и Владимирского; Родовой герб Его Императорского Величества, включающий герб Рода Романовых - червленый гриф в серебряном поле с черною каймой ( слева от зрителя) и Шлезвиг-Голштинский герб, Шлезвигского, Сторманского, Дитмарсенского, Ольденбургского и Дельменгорстского ( все эти земли входили в полный титул российских императоров в формально принадлежали русской короне); Герб Великого Княжества Финляндского; Соединенные гербы : Грузии, Иверии, Карталинии, Кабардинских земель, Армении, Черкасских и Горских Князей; Герб Сибирского царства; Герб Астраханского царства.

Верхние щиты с гербами имеют следующий порядок (слева направо): Щит

соединенных гербов Северо-Восточных областей (Вятский, Болгарский, Пермский гербы); Щит соединенных гербов княжеств и областей Литовских и Белорусских (Болостокский, Самогитский, Витебский, Мстиславский, Полоцкий, Литовский гербы); Щит соединенных гербов княжеств и областей Великоросских (Нижегородский, Югорский, Рязанский, Смоленский, Псковский, Тверской, Ярославский, Ростовский,Белозерский, Удорский гербы); Щит соединенных гербов княжеств и областей Юго-Западных (Волынский, Подольский, Черниговский гербы); Щит соединенных гербов Прибалтийских областей (Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Корельский гербы);

Щит с гербом Туркестана (включавшего Туркестанский край, Бухарское и

Хивинское ханства).

Большой герб России обрамляют лавровые и дубовые ветви. Они

Символизируют славу, честь, заслуги (лавровые ветви), доблесть и мужество (дубовые ветви).

Следует иметь в виду, что названия царств, княжеств и других территорий

носят исторический характер и не соответствуют современным названиям и

территориальным границам , многократно измененным и перекроенным

коммунистическим режимом.

Всего в Большом гербе 17 щитов, на которых изображено 52 исторических

герба территорий, входящих в состав Российской империи.

Герб СССР, по существу, не что иное, как структура Большого герба России

с замещенной символикой. Место двуглавого орла занял серп и молот. Сень

России заменена шаром. Девиз России ‘’Съ нами Богъ’’ - ‘’Пролетарии всех

стран, соединяйтесь!’’. Гербы российских территорий заменены лентами с

коммунистическим девизом на национальных языках республик. И, наконец,

торжество красной звезды над православным крестом.




Флаг России.

Флаг - один из отличительных знаков (эмблем, символов) государства. Может отражать общественно-политический и государственный строй данной страны.15

Флаг является выразителем функционирования единого государства, его независимости, самостоятельности, суверенитета, ему присуща историческая преемственность, он служит узнаваемости того или иного государства.

Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные

почести. Достоинство его подлежит защите как внутри страны, так и за ее

пределами , его оскорбление рассматривается как оскорбление чести нации и

государства.

До конца XVIII в. правильнее говорить не о национальных, а о флагах

родов, князей, правящих династий и т.п. Феодально-зависимое население не

имело права ни на герб, ни на флаг.

Государственный флаг утвердился по-настоящему лишь в Х1Х в. На Руси,

кроме церковных хоругвей, основным видом знамен были военные.

Боевые стяги и знамена после крещения Руси в Х в. были в прямом смысле

слова священными. На стягах огромных размеров, которые во время битв

вкапывались в землю (при сильном ветре они ‘’ревели’’), изображались лики

Спасителя, Богородицы и святых. Стяг считался душой, славой и честью.

Религиозной святыней был и огромный ‘’чермный’’ (багряно-красный, а не

черный) стяг Дмитрия Донского с Нерукотворным Спасом 8. Под стягом бились на Куликовом поле русские полки. На миниатюрах конца XVI в русские воины изображались сражавшимися под красными знаменами. Перед штурмом Казани в 1552 г. Иван Грозный выстроил полки и развернул перед ними малиновое, как у Дмитрия Донского, знамя с тем же крестом, который в 1380 г. был свидетелем поражения полчищ Мамая.

Уже в первой трети XVII в. белый, голубой и красный выполняли роль

государственных цветов. Первым государственным и династическим знаменем России в XVII в. можно считать белое ‘’гербовое’’ (гербовое) знамя с изображением русского герба - золотого (редко черного) двуглавого орла.

Первое знамя Петра I , ‘’построенное’’ в 1696 г. по старым традициям,

также имело государственные цвета - красное полотнище с белой каймой, в

середине был изображен золотой орел, парящий над морем, а на груди орла в

кругу - Спаситель; вокруг знамени был выписан полный титул царя.16

На водосвятии 1698 г. выносился белый стяг тоже с золотым орлом.

1667 - 1669 гг. были годами рождения нового гербового знамени, новой

гербовой печати, первого варианта военно-морского флага, позже ставшего

государственным. Часто слышатся упреки, что русский бело-сине-красный флаг похож на голландский. Бессмысленно отрицать, что на облик флотского флага России влияли цвета Нидерландов. Оранжево- бело-голубой флаг республики считается первым в современном значении ‘’национальным флагом’’ мира.

Однако, несомненно, что выбор в России был преодолен и традиционными

предпочтительными цветами русского народа.

Царь Петр не изменил ни прежних национальных цветов XVII в., ни

государственного гербового знамени. С петровского времени нам известен

точный порядок полос на флаге - белая, синяя, красная. Торговым флагом в

1693 - 1700 гг. считался белый с двуглавым черным орлом.17

10 марта 1699 г. был утвержден первый военный орден в честь покровителя

России св.Андрея Первозванного со знаком лазурного скошенного креста. В

начале Северной войны, в сухопутной армии, а затем, постепенно, с

1703 по 1712 г. и на флоте утвердился один из красивейших флагов мира -

Андреевский .Однако бело-сине-красный не сразу был вытеснен с военных

судов. Царь постоянно разрабатывал разные варианты соединения косого креста с трехцветным флагом.

В 1692 - 1712 гг. Петр составил около 30 типов морских флагов.18

Итак, в конце XVII - начале XVIII в. не менее десятилетия бело - сине -

красный был боевым флагом России как на суше, так и на море.

Расположение полос русского флага совпадало с древним пониманием строения мира: внизу - физический, плотский, выше - небесный, еще выше – мир божественный 19, или, переосмысливая сверху вниз - Вера, Надежда, Любовь.

(Позже, в Х1Х в., полосам придали значение содружества трех

восточнославянских народов - белорусов, украинцев и русских).20

В послепетровское время национальные цвета почти угасли. Из армии они

оказались вытесненными, а во флоте перешли в разряд торгово-ведомственных.

С XVIII русская культура ориентировалась на Европу. Перемены в армии вплоть до отдельных деталей униформы «шли в ногу» с европейскими. Эти

нововведения стимулировались немецким окружением царствующих особ, в жилах которых текло все больше немецкой крови.

Но еще прочнее забытым оказался прозябавший на обочине русской истории

Трехцветный флаг. Под ним не лилась уже русская кровь, как под пехотными

знаменами и кавалерийскими штандартами , которые, даже обветшав и

«поседев», окроплялись дважды в год святой водой и как драгоценные

реликвии выносились на парады. Этот флаг не покрывал гробы царей и русских полководцев на их похоронах. Он не звал вперед воинов , поднимавшихся на врага.

Трехцветный флаг не мог соперничать с Андреевским, слава которого гремела по северным и южным морям и даже океанам , не говоря уже о двуглавом орле, которого видели повсюду.

Во второй половине Х1Х в. случилось то, что было немыслимо для моряков

Петра Великого: 900 новобранцев из 1000 не знали цветов русского флага.21

Нет сомнения, что петровские цвета постепенно бы возродились, но неожиданно Александр II «подарил» России новый символ.

11 июня 1858 г. царь утвердил рисунок и расположение «гербовых цветов на

знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при

торжественных случаях».

«Высочайшее утверждение» единственного варианта флага в черно-желто-

белом исполнении произошло по совету барона Бернарда Кёне. Недальновидная ориентация на немецко-европейскую геральдику обернулась в скором будущем проигрышем для правительства - Россия стала одной из немногих стран, где императорский флаг оказался в противопоставлении с не отмененным «торгово- гражданским». В торжественных случаях казенные черно-желто-белые «романовские» цвета предписывалось поднимать над правительственными учреждениями, а бело-сине-красные допускалось выставлять на частновладельческих постройках и гражданских судах. Прав на черно-желто- белые флаги «обыватели» не имели. Придумали и объяснение для романовских цветов: «золото, серебро и земля».

Строго говоря, черно-желто-белый был первым, официально узаконенным

государственным флагом империи, но населению он был известен еще меньше, чем бело-сине-красный, который все-таки видели на ярмарках, выставках, масленичных гуляниях. Правительственный указ 1858 г. мало кто знал, и флаг Кёне либо по аналогии с петровским и султанами на армейских киверах, или по ошибке, иногда вешали перевернутым, белой полосой наверх (см. картину А.П.Розанова «Ярмарка на Арбатской площади» ).

25 апреля 1883 г. перед коронацией Александр III отдал

предпочтение старому петровскому «торговому», а не «казенному» флагу

Кёне, и 7 мая 1883 г. было опубликовано высочайшее повеление : «В

торжественных случаях, украшение зданий флагами , был употребляем

исключительно русский флаг, состоящий из трех полос, верхней - белого,

средней - синего, нижней - красного цветов».22

Однако несмотря на постановление 1883 г. немецко-романовские цвета

пустили корни, отсечь которые уже было нельзя, и они дожили до февраля 1917 г. Прежде всего : династия не думала отказываться от императорских цветов. Под «золото, серебро и землю» был выдержан роскошный средневековый наряд геральдов, возвещавших о коронации Александра III.

При Министерстве Юстиции с 14 марта 1896 г. было созвано «Особое

Совещание», которое должно было окончательно ответить на высочайший

запрос - какой флаг следует признать «народным». Традиции Петра I и флота

и на сей раз взяли верх. Совещание справедливо сочло, что не немецкая

геральдика, а народные цвета должны определить цвета флага. 5 апреля 1896г., после нескольких заседаний было постановлено, что «народным» или

«государственным» для всей империи, включая и Финляндию, должен

окончательно считаться бело-сине-красный, и никакой другой. Все имевшиеся в запасе черно-желто-белые флаги должны быть заменены бело-сине-красными.23

Начиная с последнего десятилетия Х1Х в. можно говорить о «культе» бело-

сине-красного флага. Перед 300-летним юбилеем Дома Романовых, в 1910-1912 гг., в газетах снова вспыхнула полемика, оставлять ли два флага для России, либо выбрать один бело-сине-красный или черно-желто-белый. Монархисты снова предлагали вернуться к черно-желто-белому флагу 1858-1883 гг. исходя из того, что «царское и народное знамя должны быть едины», что «символы Российской империи не должны уподобляться конституционной Голландии и республиканской Франции». За флаг Петра Великого стояли моряки и к нему склонялось сочувствие демократической общественности, ибо он меньше ассоциировался с самодержавием. Дискуссия закончилась ничем, потому что началась первая мировая война. Последняя реформа государственного флага была проведена в 1914 г.

В противовес царской символике три русские революции выплеснули на улицы и баррикады не национальный, а запретный красный цвет, принятый

социалистическими партиями в Европе с 1870 г. Считалось, что не национальный, а революционный красный флаг способен поднять дух уставшей на фронте армии. Все митинги, присяги фронтовых войск Временному правительству и даже атаки проходили под красными транспарантами. Однако расчет правительства на революционный цвет не оправдался.

В ноябре 1917 г. генералами М.В.Алексеевым и Л.Г.Корниловым было положено начало Белому движению и Добровольческой армии. В братоубийственный схватках пролились моря русской крови. Кровавому крещению гражданской войны и обязан своим вторым рождением Трехцветный флаг, поднятый как антитеза красному. Под этим вновь рожденным символом началась война Белой идеи с Красной.

Мало кому известно, что трехцветный символ России оставался де-юре

государственным и в Советской России еще почти полгода после 25 октября

1917 г. РКП(б) поначалу не имела принципиальных возражений против

национального флага России, поэтому он и не был сразу упразднен. Старые

традиции оказались живучи. У части советских полков на красных знаменах был золотой двуглавый орел без корон. 10 июля 1918 г.

2 ноября 1920 г. было последним днем эвакуации Белой армии Севастополя.

Вместе с ней на 70 лет ушел за море и флаг Петра I. Но русский символ не

умер на чужбине, он возрождался на всех континентах, где жили выходцы из

России.

В СССР бело-сине-красные цвета частично возродились в послевоенное время, после того как пришлось вернуться ко многим историческим символам - национальным героям, мундирам в армии и милиции, к золотым погонам, офицерским званиям, министерствам и т.д. В новые флаги союзных республик было позволено ввести на 1/4 - 1/3 от красного поля «национальные особенности» в виде белых, синих или зеленых полос.

С 1949 по 1953 г. по заданному образцу большинство республик ввели белые

и синие полосы в свои красные флаги. Последним 9 января 1954 г. был

утвержден флаг РСФСР, и мало кто знал, что один из его проектов повторял в нижней трети расцветку Национального флага России. Но этот проект, видимо, показался слишком смелым, и в качестве «национальной особенности» ввели лишь узкую вертикальную синюю полоску у древка.

Национальный символ России был потерян для нескольких поколений. Но он

вернулся на нашу землю в 1989 г. Спустя 2 года, 8 апреля 1991 г., день в

день, как при Я.М.Свердлове в 1918 г., Правительственная комиссия Совета

Министров РСФСР одобрила на сей раз возвращение Трехцветного флага как

флага республики. 21 августа Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила «считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос официальным Национальным флагом Российской Федерации». Через три дня он был поднят над русской святыней - Кремлем. Так произошло - третье рождение трехцветного символаПетра Великого.

Почти три века прошел наш народ под бело-сине-красным флагом. За это

время были созданы и могучее государство и великая культура, которыми могла бы гордиться любая нация мира. В знак признательности России и в память об освобождении с помощью русского народа от османского господства несколько народов мира - сербы , черногорцы и болгары приняли свои национальные цвета по образцу русских. Все государственно-исторические символы, в том числе и черно-желто-белый, и красный, под которым нашим народом пролито так много крови в 1914 - 1945 гг. должны пользоваться равным уважением и иметь право на охрану законом.

























Гимн России.

Гимн - поэтико-музыкальное произведение, прославляющее отечество, государство, исторические события, их героев, является одним из символов государства.24

«Национальные гимны вернее всего отражают

характер нации».25

Помимо герба и флага высшим символом государства является гимн -

торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать , вдохновлять всю нацию.


Праздничность и торжественность гимнов усиливает и укрепляет национальное и государственное самосознание, а в международных отношениях их исполнение, как и приветствие флагами, означает выражение почестей представителям иностранной державы. Так же как и подъем государственного флага, исполнение государственного гимна сопровождается проявлением высших форм уважения к нему - вставанием гражданских лиц и отданием чести или салютованием оружием военными.

Зарождение гимнов теряется в глубокой древности человечества, ныне они

«разветвились» на религиозные , государственные, военные, революционные и партийные.

Тема русских гимнов практически не разработана ни историками, ни

музыковедами, здесь много неясного и часть положений приходится давать в

порядке постановки проблемы. Вплоть до конца ХУ11 в . России в качестве

государственной функционировала церковная символика . Религиозные

изображения и церковные хоругви часто заменяли собой гербы и боевые

знамена, церковная музыка исполнялась во время церемоний, на которых позже тал звучать государственный гимн.

18 марта 1814 г . перед штурмом Парижа русская армия устроила

«психическую демонстрацию» : все оркестры с высот Монмарта один за другим играли военные марши, устрашая противника и поднимая победный дух своих воинов. Среди этих маршей, несомненно, был и «Преображений». Во второй половине Х1Х в. «Марш Преображенского полка Петра Великого» пели на слова лихой солдатской песни «славны были наши деды» ( «знают турки нас и шведы»).26

C 1917 г. «Преображенский марш» стал выполнять функции гимна.

Первым официальным государственным гимном России была «Молитва

Русских», слова которой написал поэт В.А.Жуковский (1783 - 1852) .

Вероятно, впервые «Песнь» прозвучала 15 ноября 1813 г. на концерте,

устроенном в пользу инвалидов Отечественной войны. 1815 г. Жуковский В.А. опубликовал в «Сыне Отечества» новый , более удачный текст под названием «Молитва русских».

18 сентября 1816 г. Александр I издал указ исполнять «Молитву русских»

полковым оркестрам всегда при встречах императора.27 С этого времени этот

гимн можно считать первым официальным гимном России.

Утверждение его произошло одновременно с утверждением немецких черно-

желто-белых цветов в армейской и государственной символике

России. Однако спустя 17 лет, Россия получила новый гимн, написанный и

русским композитором и русским поэтом.

Рождение второго официального гимна, с которым Россия прожила почти век, связано с именем Алексея Федоровича Львова (1798 - 1870), культурнейшего и высокообразованного человека. В 1833 г. А.Ф.Львов сопровождал Николая 1 в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками «God save the King» . Восстановить формально нераспущенный, но бездействующий «Священный союз» в октябре этого года не удалось. Царь выслушивал чужеземную мелодию монархической солидарности без энтузиазма и по возвращению поручил Львову, как наиболее близкому ему музыканту, сочинить новый гимн. Написав мелодию, Львов пошел к Жуковскому, который сочинил слова («Молитва русского народа» - таково было первое название гимна).

23 января 1833 г. состоялось первое прослушивание гимна. Государь прослушав несколько раз сказал «G,est superbe» ...( великолепно). Мигом музыка гимна разнеслась по всем полкам, по всей России и, наконец, по всей Европе.

25 декабря 1833 г., в день, который празднуют изгнание французов из

России, «Боже, царя храни» было играно во всех залах Зимнего дворца, где

были собраны войска. Ф.П. Львов без слез слышать не мог равнодушно это

сочинение.

Итак, 25 декабря 1833 г. стало днем рождения государственной молитвы

Российской империи за своего царя, единственного и официального гимна

вплоть до 2 марта 1917 г., дня отречения Николая II от престола.

Гениальность львовской находки состояла в простоте формы и силе идеи.

Русский гимн был самым кратким в мире. Всего 6 строк текста и 16 тактов

мелодии, легко западали в душу, без труда запоминались абсолютно всеми и

были рассчитаны на куплетный повтор - трижды (для сравнения: греческий гимн 1864 г. имел 158 строк!).

Во время боевых действий гимн нередко поднимал дух воинов. Самым

знамениты был случай с крейсером «Варяг» и канонерской лодкой «Кореец»

27 января 1904 г. Обе команды , подготовив суда к бою с японской эскадрой,

вышли на смертный парад с пением «Боже, царя храни». Вслед за матросами

гимн подхватили музыканты оркестра. По словам капитана «Варяга»

В.Ф.Руднева, это вызвало необычайный энтузиазм. После сражения этим же

гимном сошедшие на берег герои провожали последние минуты жизни взорванного своими руками «Корейца» и затопленного «Варяга».28

После демонстраций и забастовок, в начале марта 1917 г., страна , забыв о

трагедии «Великой войны» 1914 г., впала в эйфорию всеобщей радости.

Самодержавие пало, Россия обрела политическую свободу, многомесячные

шествия, речи о свободе, равенстве и братстве сопровождались пением

«Русской Марсельезы».

Еще один музыкальный символ завоевал в России общенародную любовь и

признание. Сквозь всю трагичную историю нашего народа в ХХ в. прошел марш «Прощание славянки». Его создателю - Василию Ивановичу Агапкину ( 1884 - 1964) - посвящена отдельная книга 29.

В 1912 г. началась война четырех небольших балканских государств -

Сербии, Черногории, Болгарии и Греции с Османской империей. Собралось до 20 тысяч воинов-добровольцев. Газеты сообщали о храбрости черногорских и о сербских женщинах, участвовавших в боях.30 Сердце штаб-трубача откликнулось на тревожные события маршем «Прощание славянки», который стал ярчайшим свидетельством русского сочувствия к братьям по крови и языку на Балканах. Помимо «Прощания славянки» в России хорошо знали и другую песнь славянской солидарности – «Гей, славяне!».

Гимн славянской взаимности был создан словацким поэтом 2 ноября 1834 г.,

евангелическим пастором Само Томашиком (1813 - 1887) в ту глухую пору,

когда славяне, казалось, спали летаргическим сном - полным ходом шли их

онемечивание в Германии, Австрии и мадьяризация в Венгрии.

Гимн «Гей, славяне!», сыгравший такую важную роль в национальном

возрождении южных и западных славян, в наши дни может стать музыкальной эмблемой сотрудничества всех пятнадцати равноправных славянских народов.

После потрясений 1917 г. Россия временно приняла не интернациональные, а

международные гимны – «Марсельезу» и «Интернационал».

Исторические гимны России и в наши дни могут поддерживать самосознание стойкость народа.



























Глава 2. Символы Дагестана.

Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,

Не молиться,

Тебя ль не любить,

Мне ль в станице твоей журавлиной

Отколовшейся птицею быть?



Дагестан, все, что люди мне дали,

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.



Посвящу тебе звонкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых!



Расул Гамзатов


Мы живем в многонациональной республике Дагестан. Каждая страна, республика имеет свои государственные символы. Наша республика тоже имеет свои государственные символы –герб, флаг, гимн. Они выражают многонациональный характер нашей республики, самобытность и традиции наших народов.

Каждый человек, гражданин страны должен знать историю своей родины, традиции, корни. Я считаю очень многое можно узнать о нашей республике исследовав его символы и атрибуты. Мы всегда восхищаемся и гордимся Дагестаном. Главной гордостью республики являются государственные символы. На многих международных выставках экспозицию Дагестана узнают именно по гербу, а именно по изображенному в центральной части золотого орла. Распростертые крылья изображенного орла обозначают открытость, миролюбие, гостеприимство и свободолюбивость нашего дагестанского народа.

Символика является своеобразной формой раскрытия сущности государства, его отличий или, наоборот, сходств с другими странами. В Дагестане на протяжении многих веков не существовало единых государственных национальных символов, так как "страна гор" ("даг" - гора, "стан" - страна) с древних времен известна и как "гора языков". В Дагестане живут около 30 народов и этнографических групп.). Но на основании сохранившихся источников историки сумели составить представление о некоторых имевшихся в прошлом эмблемах. Так, например, наиболее ранние сведения о государственных эмблемах Дагестана, очевидно, относятся к VI веку н.э., когда иранский шах Хосров I Ануширван (531-579 гг.) из династии Сасанидов (Сасаниды - династия, объединившая Иран в начале III века и создавшая на Ближнем и Среднем Востоке огромную раннесредневековую державу. Сасаниды захватили и весь южный Дагестан вплоть до Дербента) определил владения правителей "страны гор" и присвоил им иранские титулы. Правителю Серира, крупнейшего политического образования в раннесредневековом Дагестане, был присвоен титул Вахрарзан-шах, то есть царь-вепрь. Правителю Филана, одного из владений Дагестана того же периода, точное нахождение которого не определено из-за неясности источников, - титул Филан-шаха, что означает царь-слон. Видимо, эти животные были представлены и на эмблемах Серира и Филана. Дагестано-вайнахские племена испытали большое влияние живших на западе от них племен майкопской культуры (племена, обитавшие во второй половине III тысячелетия до н.э. в районе г.Майкопа) и еще более сильное - передвинувшихся из Закавказья на территорию нынешних Дагестана, Чечни и Ингушетии многочисленных "куро-аракских" племен (племена, обитавшие в III тысячелетии до н.э. в бассейнах рек Куры и Аракса). В это время среди дагестанских племен начался процесс этнической дифференциации, приведший к формированию большого числа народностей Дагестана, Чечни, Ингушетии и древней Кавказской Албании (государство в Восточном Закавказье, образовавшееся в IV-III вв. до н.э.- X в.н.э.в нижнем течении Аракса и Куры). Многочисленные албанские племена в этнографическом отношении весьма близки с племенами Дагестана. Их язык схож с языками коренных народов Дагестана. Да и само название "Албания" происходит от слов "алп" или "алб", что значит "горные районы", "горная страна". До конца XVIII века Дагестан оставался раздробленным на мелкие и мельчайшие политические единицы: Тарковское шамхальство (шамхал - титул правителя кумыков, лакцев, даргинцев и других народов в Дагестане), Кайтагское уцмийство (уцмий - наследственный титул правителя Кайтага), Табасаранское майсумство (майсум - титул феодального правителя Южного Табасарана), владения кадия Табасарана (кадий - феодальный титул), Дербентское, Аварское, Казикумхское, Мехтулинское ханства и более 60 аварских, даргинских, лезгинских мелких объединений - союзов сельских обществ. У правителей этих государственных образований тоже существовали свои тамги, эмблемы, знамена, флаги и иные отличительные знаки, которые не дошли до нашего времени. Во время морского и сухопутного походов в прикаспийские провинции Кавказа, предпринятых летом 1722 года, русские войска 23 августа под предводительством Петра I без боя вступили в Дербент. Это событие довольно обстоятельно описано в исторической литературе. Дербентский наиб (в средневековых мусульманских государствах правитель округа или провинции) Имам Кули-бек со свитой, как описывается в ряде книг, за версту до города встретил Петра I и вручил ему два серебряных ключа от городских ворот. Пушки Дербента произвели салют тремя залпами в честь русских войск. А русский генерал, писатель и историк В.А.Потто, посвятивший основные произведения Кавказу, в первом томе "Кавказской войны" сообщает, что у самого города Петра I с почетом встретила дербентская пехота в ружье со множеством значков, а народ вынес "священное знамя Алия и поверг его к стопам императора" (Али - полное имя Али-Ибн Абу Талиб (656-661 гг.) - четвертый халиф - преемник основателя ислама Мухаммеда).Знамя могло быть зеленого цвета, так как на формирование этнокультурной общности дагестанцев большое влияние оказал ислам, который начал утверждаться с середины VII века в ходе завоевания "страны гор" арабами. Крупнейшим центром распространения ислама на Кавказе со второй половины VIII века становится Дербент, который еще в V-VII веках представлял собой один из оплотов христианства на Восточном Кавказе. Не случайно наиболее известные ворота Дербента получили название "Баб-ал-джигат", что означает "ворота борьбы за веру". К концу XV века ислам приняли почти все дагестанские владения и общества. Он стал официальной религией. Однако разрозненные в государственном отношении народы и этнические группы Дагестана не имели единых флага и герба. Не было их и в мусульманском теократическом государстве, включавшем Дагестан и Чечню. У всех трех имамов (правителей мусульманского теократического государства) - Гази-Магомеда, Гамзат-Бека и Шамиля - тоже были разные знамена. Художник Халил-Бек Мусаясулов на основе легенд, описаний флагов и штандартов написал картину "Символика Дагестана". Специалисты полагают, что она была выполнена, скорее всего, в 1912 году. Картина сначала выставлялась в Метрополитен-музее (США), а недавно ее перевезли в Махачкалу. На картине изображены воины-всадники с помещенными на их пиках знаменами периода Кавказской войны. Большая часть знамен - белого и зеленого цветов, цветов ислама. О символике зеленого цвета говорилось в предыдущих статьях Мекку и Медину становился "хаджием" и в знак, этого события повязывал папаху белой чалмой. Мекка и Медина - города в Саудовской Аравии. В первом из них родился Мухаммед, во второй он переселился в 622 году и создал там мусульманскую общину. С VII века Мекка и Медина стали священными городами мусульман и местами их паломничества Среди знамен, представленных на картине X.Мусаясулова, имеются и знамена красного цвета, который символизирует мужество, кровь, пролитую в борьбе за отечество и веру.31



























Герб Дагестана. Первым официальным гербом Дагестана стал герб Дагестанской области, которая вошла в состав Российской империи (утвержден 5 июля 1878 года).Вхождению Дагестана в Россию предшествовали многие столетия хозяйственных, политических, дипломатических связей, ведущих отсчет с VIII века. Именно с того времени на западном побережье Каспийского моря появились "русы-купцы". Захват половцами южнорусских степей, нашествие сельджуков, а затем покорение Руси и Закавказья монголо-татарами задержали развитие связей Руси и Восточного Кавказа. С образованием и укреплением русского централизованного государства, особенно после присоединения к нему Казанского и Астраханского ханств, связи эти восстановились, стали более прочными и регулярными. В связи с постоянными нашествиями иранских и турецких завоевателей на Дагестан, его правители стали искать защиты у России, многие просили принять их в русское подданство. Правительство России возвело целый ряд крепостей на побережье Каспия: в устье Терека, Судака, Сушки и так далее.







Герб Дагестанской области утвержден 5 июля 1878 года.

На нем «в золотом щите, на лазуревой оконечности,

червленая, о четырех башнях, крепость с открытыми воротами,

сопровождаемая во главе щита червленою оторванною львиною

головою с черными глазами и языком, над червленым же

опрокинутым полумесяцем. Щит увенчан древнею Царскою короною

и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными

Александровскою лентою».

(изображение герба из гербовника П. П. Винклера)

(Журнал «Проджи №11)


20 января 1921 года постановлением ВЦИК создана Дагестанская АССР в составе РСФСР. Автономия заняла территорию бывшей Дагестанской области Российской Империи. Первый Вседагестанский учредительный съезда Советов 7 декабря 1921 года принял Конституцию Дагестана, согласно этому документу герб Дагестана представлял собой изображение в лучах солнца перекрещенных золотых серпа и молота рукоятками книзу, окружённых венцом из колосьев, всё это сопровождали надписи: "Дагестанская (Автономная) Социалистическая Советская Республика" и "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"

В 1926 году был создан проект герба ,в композицию которого входил горный хребет, но утверждён такой вариант не был. 5 апреля 1927 года VI Вседагестанский съезд Советов принял Конституцию, утвердившую герб республики. Он состоял из изображения солнца, восходящего над снежным горным хребтом, на фоне гор размещались крест-накрест серп и молот, под которыми были изображены виноградная лоза, кукуруза и пшеничные колосья; по сторонам нарисованы скалы. Всё это находилось в середине серебряной шестерни, по внутреннему кругу которой давался девиз "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" на русском и тюркском языках. По овалу шестерни золотыми буквами писалось наименование республики: "Дагестанская Автономная Советская Социалистическая Республика". Надписи исполнялись латинским и арабским шрифтами.

С 1936 года герб Дагестана по описанию стал схожим с гербом РСФСР, различие заключалось в девизе, который в дагестанском гербе приводился на 10 языках: русском, аварском, кумыкском, даргинском, лезгинском, тюркском, ногайском, лакском, татском, табасаранском. 12 июня 1937 года XI Вседагестанским съездом Советов принята Конституция Дагестана (утверждена на III сессии Верховного Совета РСФСР в 1940 году). В 1938 году вместо тюркского и ногайского в герб был введён текст девиза на азербайджанском языке, таким образом надписи стали выполняться на 9 языках. В феврале 1938 года письменность дагестанских языков была переведена на русскую графику. Соответственно изменились и надписи на флаге и гербе.

VIII сессия Верховного Совета ДАССР IX созыва приняла 30 мая 1978 года новую Конституцию. В целом и флаг и герб остались без изменений, но были изменены языки написания надписей, их стало 11: русский, аварский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, табасаранский, татский и чеченский. 13 мая 1991 года Дагестанская АССР переименована в Дагестанскую ССР-Республику Дагестан, а 30 июля 1992 года в Республику Дагестан. Форма нынешнего герба РД установлена не Конституцией, а Положением, утвержденным Верховным Советом РД от 20 октября 1994 года. Согласно этому Положению, Государственный герб республики представляет собой круглый белого цвета геральдический (гербовый) щит, в центральной части которого изображен золотой орел. Над ним помещено изображение золотого солнца в виде диска, окаймленного спиральным орнаментом (украшением). У основания щита расположены бело-золотого цвета снежные вершины гор, равнина, море и в картуше (орнаменте) рукопожатие, с обеих сторон которого проходит зеленая геральдическая лента с надписями белыми буквами: "Республика Дагестан". В верхней половине щит обрамлен золотой полосой, в нижней - двумя орнаментальными кантами (полосками): слева - синим, справа - красным. Государственный герб помещен на бланках законов, нормативных и ненормативных актах органов государственной власти и управления РД, на официальных зданиях Народного Собрания, Государственного Совета и правительства РД. Герб республики разработан группой художников и ученых - искусствоведов во главе с доктором исторических наук Муртузом Гаджиевым.32

Флаг Дагестана. Флаг - это знамя с изображением отличительного знака республики Дагестан как государства. Известно, что имамат - государство, объединявшее Дагестан, Чечню, Северо-Западный Кавказ, возглавляемое Кази-Магомедом (1830-1832), Гамзатбеком (1832-1834), Шамилем (1834-1859), имело свои знамена (флаги). В них содержались надписи, вдохновлявшие горцев именем Аллаха к борьбе против царских колонизаторов. Одно из знамен Шамиля было двухконечным полотнищем темно-красного цвета, окантованным с двух сторон широкими полосами темно-синей ткани. Одно из знамен наиба Шамиля Даниялбека, султана Елисуйского, было белого цвета с красной окантовкой и надписью на арабском языке: "Един Аллах. Победителям он дает победу".



Дагестанской АССР 1925 г. Флаг Дагестанской АССР 1927 г.

В Конституции ДАССР 1927 г. содержалось описание торгового и военного флага республики. Он состоял из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого у древка наверху были помещены золотые буквы: "Дагестанская Автономная Советская Социалистическая республика".

По Конституции ДАССР 1937 г. Государственным флагом республики являлся Государственный флаг РСФСР, состоявший из красного полотнища со светло-синей полосой у древка во всю ширину фланга. В левом углу красного полотнища были изображены серп и молот и над ними пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой. Над серпом и молотом была помещена надпись золотыми буквами "ДАССР" на русском, аварском, кумыкском, лезгинском, азербайджанском, лакском, татском, табасаранском языках



Флаг Дагестанской АССР 1934—1991 гг.



Форма и порядок использования Государственного флага РД установлены Положением "О государственном флаге Республики Дагестан", утвержденным Верховным Советом РД 24 февраля 1994 года. Государственный флаг республики представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - зеленого, средней - голубого и нижней - красного цвета. Автором флага является известный в республике художник Абдулвагаб Муратчаев. Автором гимна - композитор Ширвани Чалаев.Государственный флаг Республики Дагестан представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - зеленого, средней - голубого и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине -1:2. (Положение о Государственном флаге Республики Дагестан утверждено Верховным Советом Республики Дагестан 26 февраля 1994 года.) 
Государственный флаг РД поднимается на зданиях, в которых проводятся заседания Парламента республики, резиденциях (местопребывании) Главы республики, Правительства РД, Конституционного и Арбитражного судов РД -постоянно. Лица, виновные в осквернении государственных символов РД несут ответственность в соответствии с законом.33

Гимн Дагестана. История умалчивает о наличии в Дагестане собственного гимна в древности или средневековье. При Шамиле распевали шахаду «Ла иллаха илла ла». Это и был боевой гимн государства Имамат. Во времена Горской республики (Республика Союз Горцев Кавказа) был учрежден и герб и гимн. Автор слов – Ахмед Цаликов (Цалыкатты). Его произведение называлось «Гимн Единству» и было написано на русском языке, а вот музыка, скорее всего, утрачена.

Слетайтесь, горные орлы!

Зовет нас к жизни клич свободы…

Ингуш, чеченец, абазинец,

Ирон, аварец, карачай,

Черкес, лезгин и кабардинец,

Кумык, абхазец и ногай,

Стекайтесь в братский круг единый,

Могучий круг, как круг скалы,

И дружный грянет клич орлиный

Аллаверды! Аллаверды!

26 июля 1994 года была принята Конституция Республики Дагестан. Вместе с образованием Госсовета было принято решение о создании официальных символов региона. Объявили конкурс, но дело затянулось на целых 2 года. В финал вышли два гениальных дагестанских композитора Мурад Кажлаев и Ширвани Чалаев. Мурад Магомедович уже имел опыт написания гимновых произведений («Клятва» - гимн Дагестану на слова Р. Гамзатова), но на заседании Конституционного собрания Республики Дагестан в июне 1996 года тайным голосованием большинством голосов в качестве гимна была выбрана музыка Ширвани Чалаева. Государственный гимн Республики Дагестан является официальным государственным символом Республики Дагестан. Государственный гимн Республики Дагестан представляет собой музыкальное произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных настоящим Законом. Государственный гимн Республики Дагестан исполняется: при вступлении в должность Президента Республики Дагестан - после принесения им присяги; при открытии и закрытии заседания Конституционного Собрания; при открытии первой и закрытии последней сессии Народного Собрания Республики Дагестан очередного созыва; при вступлении в должность глав муниципальных образований; во время официальной церемонии подъема Государственного флага Республики Дагестан и других официальных церемоний; во время церемоний встреч и проводов посещающего Республику Дагестан Президента Российской Федерации; во время церемоний встреч и проводов посещающих Республику Дагестан с визитами глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, официальных представителей иностранных государств, а также глав межгосударственных и межправительственных организаций - в соответствии с дипломатическим протоколом. В этой музыке отражена вся история нашего народа. Она вызывает дрожь в теле от переполняющих чувств гордости за свой народ и свою республику! Государственный гимн Республики Дагестан может исполняться: при открытии памятников и памятных знаков; при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации и Республики Дагестан; во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями.

В Дагестане официально приняли новый гимн. Он заменит старый, который общественность республики признала слишком печальным.

- Гимн «Клятва» утвержден в качестве официального гимна Дагестана на очередной сессии Народного собрания республики 24 февраля парламента Дагестана. - За принятие нового гимна проголосовали 80 депутатов, против - двое. Автором музыки нового гимна является Мурад Кажлаев, текста - Расул Гамзатов.

Для разработки нового варианта была создана специальная комиссия. Ее члены рассматривали несколько вариантов нового гимна. В конечном итоге, было решено представить парламентариям вариант гимна со словами Гамзатова и музыкой Кажлаева.

Напомним, в прошлом году суд Махачкалы признал законным распоряжение главы Дагестана Рамазана Абдулатипова о конкурсе на создание нового гимна республики. До того в дагестанских СМИ и блогосфере активно обсуждалось заявление руководителя региона о том, что нынешний гимн республики напоминает «похоронку».




ТЕКСТ НОВОГО ГИМНА ДАГЕСТАНА

Горные реки к морю спешат.

Птицы к вершинам путь свой вершат

Ты мой очаг, моя колыбель,

Клятва моя Дагестан.

Тебе присягаю на верность свою,

Дышу я тобою, о тебе я пою.

Созвездье народов нашло здесь семью,

Мой малый народ, мой великий народ.

Подвиг горцев, богатство и честь,

Здесь это было, здесь это есть.

Ты для меня как священный Коран

Клятва моя Дагестан.

Припев:

Тебе присягаю на верность свою,

Дышу я тобою, о тебе я пою.

Созвездье народов нашло здесь семью,

Мой малый народ, мой великий народ.






Глава 3.Герб Унцукульского района.




Герб района утвержден Решением Собрания депутатов МР Унцукульский район от 3 июля 2017 года № 31

"Геральдическое описание (блазон) герба гласит:

«Герб муниципального района «Унцукульский район» представляет собой круг, в центре которого по вертикальной оси на фоне гор и террас расположен мемориальный комплекс «Ахульго», символизирующий историю кавказской войны.

Над башней полукругом надпись «УНЦУКУЛЬСКИЙ РАЙОН» название муниципального района, а над ней изображены вправо шесть и влево шесть пятиугольных золотистых звезд, который дает определение о количестве поселений в Унцукульском районе и в самом центре наверху изображен с расправленными крыльями орел, - символ благородства и мужества, мудрости и верности.

Внизу в центре герба белая открытая книга, на которой надпись «1935», год образования Унцукульского района, от которого с правой стороны вверх по краю в виде сплетенной косы изображен флаг Российской Федерации и с левой стороны в виде сплетенной косы флаг Республики Дагестан.

На конце флага Российской Федерации художественное изделие Унцукульской художественной фабрики формы круга с орнаментами коричнево-золотистого цвета, под которой изображен виноградный кист, и над которой сосновая ветка зеленного цвета.

На конце флага Республики Дагестан художественное изделие Унцукульской художественной фабрики формы круга с орнаментами коричнево-золотистого цвета, под которой изображена ветка абрикосового дерева с тремя абрикосами , и над которой сосновая ветка зеленого цвета.




Заключение.


Итак, на рубеже XX-XXI вв. Россия и Дагестан обрели государственную символику в виде государственного герба, флага и гимна, хотя их принятие и утверждение не обошлось без политических дискуссий, противостояний, борьбы различных социально-политических партий и движений.

Символы России - это неотъемлемые атрибуты государственности и

суверенитета , отражающие социальное лицо своей эпохи, культурное и

духовное состояние общества, его традиции, миропонимание, отношение к

власти и т.д.

Государственная символика России и Дагестана знаменует обретение государством не только определенных внешних форм, что важно само по себе как этап в завершении становления государственности, но и внутреннего содержания, подчеркивающего стратегию в реализации политического курса, в преемственности историко-культурных традиций народа, проживающего в данном государстве. Особо важно использование государственной символики в воспитании подрастающего поколения, воспринимающего в ходе воспитательного процесса атрибуты государства, государственной власти, их специфику в сравнении с другими государствами.

Символика России и Дагестана несет в себе отпечаток эволюции национально-государственной идеологии, изменение содержания которой отражается в изменении формы символа. Любое государство стремится максимально отобразить в символике собственное могущество, военную силу, мощь, другие позитивные свойства и качества. Не случайно в истории России на гербах отдельных государств-княжеств, изображались реальные животные, символизирующие силу, храбрость, отвагу - лев, медведь, олень, орел, сокол, конь, рысь и многие другие.

В последние годы общественное сознание повернулось к отечественной

истории и памятникам старины. Хотелось бы надеяться, чтобы граждане выработали свой взгляд на такую интереснейшую часть наследия прошлого, как

официальные символы России и Дагестана, осмыслить их роль в жизни общества.

















Список используемой литературы.

  1. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в 16-17 столетиях. М., 1895.С.

  2. Карамзин Н.М. Указ. Соч. Т.6. С.46., прим. 98. С.107-108.

  3. Ковтун Л.С. Указ. Соч. С.171.

  4. Кондаков Н.П. Очерки и заметки по истории средневекового искусства и

культуры. Прага, 1929 .С. 116-117;

  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 2010 года. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 63 с..

  2. Лакиер А.Б. Указ.Соч. С.218-219; Лукомский В.К. О геральдическом

художестве в России. СПБ. 1911. С.7.

  1. Лосев А.Ф. Проблемы символа и реалистического искусства. М., 1976. С.4.

  2. Лосев А.Ф. Указ. Соч. С.226. М., 1990. С.84.

  3. Лихачёв Н.П. Некоторые старейшие типы печати византийских императоров. М.,1911.С.1,43.

  4. Николаев Т.В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976.С. 198.

  5. Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными.Сб.1851.Ч.1.С.12.

  6. Похлебкин В.В. Международная символика и эмблематика.( Опыт словаря).М., 1989. С.8.

  7. Российский государственный исторический архив далее - РГИА. . Ф.1343,Оп.

15.Д.120, л.1 - 1 об.

  1. Соболева Н.А. , Артамонов В.А. Символы России. М.1993.

  2. Снегирёв И.М. Указ. соч; Лакиер А. Б. Русская геральдика. Переиздан. М., 1990. С.84.

  3. Татищев В. Н. История Российская. М.;Л.,1962. Т. 1. С.368.

  4. Уваров Л.В. Символизация в познании. Минск. 1971. С.14-15.

  5. Штаден Г. Москве Ивана Грозного. Записки немца-опричника. М., 1925. С.

  6. Янин В.А. Актовые печати Древней Руси Х-ХV вв. М.1970.Т.2.

Интернет – ресурсы :

1. http: //rastimpatriotov.ru/p3aa1.html – Государственная символика России и Дагестана.

2. http://geraldika.ru/symbols/2455 - Символика Дагестана.

3. http://www.statesymbol.ru/ - Госсимволика.

4. http://www.coolreferat.com/ - Символы России.

5. http://bezhta-mo.ru-символы Бежтинского участка

6. http://dag.rus4all.ru/news/20160209/726474518.html- новый Гимн Дагестана

1 Стихотворение «О, мать моя, Россия» А.Черный.

2 Слова из песни – «Березы,березы» (Владимир Мигуля).

3 «Обо всем на свете» Под ред. В. Бутромеева М. Современник. 1997.

4 Современный словарь по общественным наукам. Под ред. Данильяна О.Г., Панова Н.И. Эксмо. М. 2005.

5 Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь Академический проект. М. 2002.

6 Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. Эксмо. М. 2004.

7 Лосев А.Ф. Проблемы символа и реалистического искусства. М., 1976. С.4.

8 Уваров Л.В. Символизация в познании. Минск. 1971. С.14-15.

9  Лосев А.Ф. Указ. Соч. С.226.

10 Похлебкин В.В. Международная символика и эмблематика.( Опытсловаря).М., 1989. С.8.

11 Татищев В.Н. История Российская. – М., 1962. Т. 1. С. 368.

12 Современный словарь по общественным наукам. Под ред. Данильяна О.Г., Панова Н.И. Эксмо. М. 2005.

13 Штаден Г. Москве Ивана Грозного. Записки немца-опричника. М., 1925. С.107-108.

14 Российский государственный исторический архив далее - РГИА. Ф.1343,Оп.Д.120, л.1 - 1 об.

15 Большой юридический словарь/ под ред. А.Я. Сухарева. – М: ИНФРА –М, 2007.

16 Снегирёв И.М. Указ. соч; Лакиер А. Б. Русская геральдика. Переиздан.М., 1990. С.84.

17 Татищев В. Н. История Российская. М.;Л.,1962. Т. 1. С.368.

18 Карамзин Н.М. Указ. Соч. Т.6. С.46., прим. 98.

19 См. об этом Kiersnowski R. Le souverain et les pussances du malsur les cois des monnaies medievales,// Quaderni ticinesi numismatica.

Lugano. 1981.P.412-413.

20 Янин В.А. Актовые печати Древней Руси Х-ХV вв. М.1970.Т.2.С.27,168.

21 Памятники дипломатических сношений древней России с державамииностранными.Сбб.1851.Ч.1.С.12.

22 Кондаков Н.П. Очерки и заметки по истории средневекового искусства икультуры. Прага, 1929 .С. 116-117.

23 Николаев Т.В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976.С. 198.

24 Энциклопедический юридический словарь. ИНФРА-М. 1999.

25 Вундт В.. Die Nation und ihre Philosophie.

26 Песня Лейб – Гвардии Преображенского полка – «Знают турки нас и шведы».

27 Николаев Т.В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976. С.198.

28 Ковтун Л.С. Указ. Соч. С.171.

29 Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в 16-17 столетиях. М., 1895.С.215.

30 Лакиер А.Б. Указ.Соч. С.218-219; Лукомский В.К. О геральдическомхудожестве в России. СПБ. 1911. С.7.

31 Журнал Наука и Жизнь № 3, 8 1996год, История Дагестана с древнейших времен до наших дней Л. И. Османов 2004г.

32 Журнал Наука и Жизнь №8 1996год.

33 Сборник "Конституция Республики Дагестан" авторы: А.М. Халилов, Ш.Б. Магомедов, Я.Б. Гамзатов, гл. 9.























Приложения

Герб Дагестанской области 1860 год

Герб Дагестанской АССР 1937 года

Современный герб Республики Дагестан

Флаг Северо- Кавказского эмирата (1919 – 1920)

Флаг Дагестанской АССР 1925 года

Флаг Дагестанской АССР 1927 года

Флаг Дагестанской АССР 1954 – 1991 годы

Флаг Республики Дагестан 1994 – 2003 годы

Современный флаг Республики Дагестан



Гимн Республики Союза Горцев Кавказа



Ахмед Цаликов. Гимн Единству.

Слетайтесь, горные орлы!

Зовёт нас к жизни клич свободы…

Ингуш, чеченец, абазинец,

Ирон, аварец, карачай,

Черкес, лезгин и кабардинец,

Кумык абхазц и ногай,

Стекайтесь в братский круг единый,

Могучий круг, как грудь скалы,

И дружный грянет клич орлинный

Аллаверды! Аллаверды!







1.

2.

.















3.



4.









5.





6.







7.



36



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!