ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве в образовательной организации
(вариант)
Содержание
1. Цели и задачи наставничества | 3 |
2.Организационные основы наставничества | 4 |
3. Обязанности наставника | 5 |
4. Права наставника | 5 |
5. Обязанности начинающего преподавателя | 6 |
6. Права начинающего преподавателя | 6 |
7. Руководство работой наставника | 7 |
8. Документы, регламентирующие наставничество | 8 |
9.План работы наставника (вариант) | 9 |
10.Оценка педагогической деятельности начинающего преподавателя | 12 |
1.Цели и задачи наставничества
1.1. Наставничество - одна из форм методической работы с начинающими преподавателями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, вновь назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Целью наставничества является оказание помощи начинающим преподавателям в их профессиональном становлении.
Наставничество устанавливается над следующими категориями работников:
- педагогическими работниками, не имеющими педагогического опыта;
- работниками, назначенными на педагогические должности и не имеющими педагогического образования;
- педагогическими работниками, переведенными на другую работу, требующую расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками.
1.2. Основными задачами наставничества являются:
- привитие вновь начинающим преподавателям интереса к педагогической деятельности и закрепление их в образовательном учреждении;
- формирование у начинающего преподавателя потребности в проектировании своего развития, в совершенствовании профессиональной компетентности.
2.Организационные основы наставничества
2.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя учреждения.
2.2. Организацию деятельности наставников осуществляет заместитель руководителя учреждения, руководство деятельностью наставников осуществляют руководители структурных подразделений, в которых организуется наставничество.
2.3. Руководитель структурного подразделения определяет наставника из наиболее подготовленных преподавателей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе учреждения, стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету.
2.4. Кандидатуры наставников утверждаются на методическом совещании цикла. Назначение наставника производится приказом руководителя учреждения на основании рапорта руководителя структурного подразделения и протокола методического совещания с указанием срока наставничества (сроки устанавливаются руководителем структурного подразделения с учетом степени подготовленности начинающего преподавателя).
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности начинающего преподавателя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Деятельность наставника выстраивается в три этапа:
1 этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий начинающего преподавателя, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2 этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает план подготовки начинающего преподавателя с целью корректировки профессиональных умений, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3 этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности начинающего преподавателя, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
3. Обязанности наставника
Наставник обязан:
3.1. знать требования законодательства, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности вновь назначенного специалиста по занимаемой должности;
3.2. разрабатывать план работы наставника;
3.3. ознакомить начинающего преподавателя с деятельностью педагогического коллектива, особенностями работы образовательного учреждения;
3.4. всесторонне изучать деловые и нравственные качества начинающего преподавателя, его отношение к работе, коллективу;
3.5. оказывать начинающему преподавателю индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
3.6. анализировать учебные программы, пояснительные записки к ним, обучить оформлению календарно-тематических планов, подобрать материал для занятий, практических работ, контроля знаний обучающихся;
3.7. оказывать методическую помощь в подготовке занятий, подборе дидактического материала, наглядных пособий, учебников и учебных пособий, дополнительной литературы, а также в выборе форм проведения занятий, контроля знаний;
3.8. посещать занятия начинающего преподавателя с последующим тщательным анализом;
3.9. личным примером развивать положительные качества начинающего преподавателя, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного профессионального кругозора;
3.10. давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения, контролировать работу и оказывать необходимую помощь;
3.11. представить отчетные материалы по результатам наставничества (докладная о результатах с приложением оценочного листа).
4. Права наставника.
Наставник имеет право:
4.1. с разрешения заместителя руководителя учреждения подключать для дополнительного обучения начинающего преподавателя других сотрудников учреждения;
4.2. требовать рабочие отчеты у начинающего преподавателя как в устной, так и в письменной форме.
5. Обязанности начинающего преподавателя.
В период наставничества начинающий преподаватель обязан:
5.1. изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, особенности деятельности учреждения и функциональные обязанности по занимаемой должности;
5.2. разрабатывать и выполнять план подготовки начинающего преподавателя в установленные сроки;
5.3. постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
5.4. учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
5.5. совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
5.6. в установленные планом подготовки сроки отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем структурного подразделения.
6. Права начинающего преподавателя.
Начинающий преподаватель имеет право:
6.1. вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
6.2. повышать квалификацию в рамках действующего законодательства.
7. Руководство работой наставника.
7.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя руководителя учреждения.
7.2. Заместитель руководителя учреждения обязан:
представить начинающего преподавателя преподавателям учреждения, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
создать необходимые условия для совместной работы начинающего преподавателя с закрепленным за ним наставником;
посетить отдельные мероприятия по предмету, проводимые наставником и начинающим преподавателем;
изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в учреждении, предложить руководителю учреждения меры поощрения наставников.
7.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с начинающими преподавателями несут руководители структурных подразделений.
Руководитель структурного подразделения обязан:
организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с начинающим преподавателем;
проводить инструктаж наставника и начинающего преподавателя;
утверждать план работы наставника и план подготовки начинающего преподавателя;
обеспечивать возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением;
осуществлять систематический контроль работы наставника;
постоянно анализировать результаты работы начинающего преподавателя и наставника;
после окончания подготовки проверять знание начинающим преподавателем приказов и директив вышестоящих органов управления, регламентирующих учебно-воспитательную работу, основных вопросов учебных программ, его готовность к проведению занятий, организует пробное занятие и его обсуждение;
принимать решение о допуске его к занятиям с курсантами или возбуждение ходатайства о невозможности использования его на педагогической работе.
представлять руководителю учреждения отчет об итогах работы по завершению наставничества.
8. Документы, регламентирующие наставничество.
8.1 …………………………………………………………………….
8.2 …………………………………………………………………….
8.3 Настоящее Положение.
8.4 Приказ руководителя учреждения об организации наставничества.
8.5 Планы работы и протоколы методических совещаний структурных подразделений.
8.6 План работы наставника.
8.7 План подготовки преподавателя.
8.8 Методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству.
8.9 Отчетные материалы по результатам наставничества.
8.10 Приказ о допуске преподавателя к проведению занятий.
9. ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА (ВАРИАНТ)
Наставник: преподаватель Иванов Иван Иванович
Начинающий преподаватель: Сергеев Сергей Сергеевич
Дата | Содержание работы | Кто проводит | Контроль выполнения | Отметка о выполнении |
1 этап – адаптационный (указывается срок) |
| Определение уровня профессиональной компетентности назначенного специалиста, степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. | | | |
| Изучение деловых и нравственных качеств назначенного специалиста, его отношение к работе, коллективу. | | | |
| Знакомство назначенного специалиста с традициями учреждения, правилами внутреннего распорядка. | | | |
| Изучение действующих нормативных документов. | | | |
| Изучение учебной программы, тематического плана, методических разработок и рекомендаций, учебно-наглядных пособий, составление конспекта и выполнение практических работ. | | | |
| Изучение нормативной правовой документации по правам и обязанностям преподавателя. | | | |
| Ознакомление с требованиями оформления журнала боевой подготовки, конспектов занятий, личного плана, методических материалов для проведения занятия. | | | |
10 |
| Ознакомление с оборудованием классов, цехов, демонстрационными установками, тренажерами и другими учебно-наглядными пособиями. | | | |
2 этап – основной (проектировочный) (указывается срок) |
| Консультация: «Порядок подготовки к занятию». | | | |
| Консультация: «Порядок проведения вводной части занятия». | | | |
| Консультация: «Порядок проведения заключительной части занятия». | | | |
| Консультация: «Порядок оценки обучаемого». | | | |
| Консультация: "Самостоятельная подготовка обучаемых". | | | |
| Консультация: "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов занятий". | | | |
| Практическое занятие: "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе". | | | |
| Практическое занятие "Методика проведения выпускных экзаменов | | | |
| Консультация: «Структура и методика проведения классно-групповых занятий». | | | |
| Посещение открытого классно-группового занятия. | | | |
| Проведение пробного классно-группового занятия. | | | |
| Консультация: «Структура и методика проведения практических занятий». | | | |
| Посещение открытого практического занятия. | | | |
| Проведение пробного практического занятия. | | | |
| Консультация: «Структура и методика проведения КЗ». | | | |
11 |
| Посещение открытого контрольного занятия. | | | |
| Проведение пробного контрольного занятия. | | | |
| Час психологии: "Проблемы дисциплины на занятиях". | | | |
| Час психологии: "Содержание, формы и методы работы преподавателя с обучаемыми". | | | |
3 этап – контрольно-оценочный (указывается срок) |
| Определение уровня профессиональной компетентности преподавателя, степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. | | | |
| Подведение итогов работы. | | | |
10. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
№ | Показатели | Владеет в дост.степени | Скорее владеет | Владеет с затруднениями | Не владеет |
1. Теоретическая готовность к практике преподавания |
1 | Уровень теоретической подготовки по преподаваемой дисциплине | | | | |
2 | Умение использовать на занятии результаты современных исследований в области данной науки | | | | |
3 | Свободное владение материалом занятия | | | | |
2. Методическая готовность к практике преподавания |
1 | Умение самостоятельно составлять конспект занятия. | | | | |
2 | Умение вызвать интерес к теме занятия. | | | | |
3 | Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала (опрос) | | | | |
4 | Умение объективно оценивать ответ. | | | | |
5 | Умение применять разнообразные методы изложения нового материала | | | | |
6 | Умение использовать технологии активного обучения | | | | |
7 | Умение поддерживать обратную связь с обучаемыми в течение всего занятия | | | | |
8 | Умение организовать самостоятельную творческую работу на занятии. | | | | |
9 | Умение стимулировать обучаемых на самостоятельную работу. | | | | |
3. Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности |
1 | Умение анализировать собственную преподавательскую деятельность | | | | |
2 | Умение свободного коллективного и индивидуального общения на занятии | | | | |
3 | Владение вербальными и невербальными средствами общения | | | | |
4 | Наличие чувства уверенности в себе | | | | |
4. Устойчивое осознанное, активное отношение начинающего преподавателя к профессиональной роли преподавателя. |
1 | Положительное отношение к профессии | | | | |
2 | Стремление к общению с обучаемыми и осознанность выбора форм работы с ними. | | | | |
3 | Анализ и самоанализ результатов деятельности | | | | |
5. Уровень владения педагогическим и методическим мастерством |
1 | Умение излагать материал ясно, доступно, соблюдая последовательность. | | | | |
2 | Умение выделять основные единицы или блоки знаний. | | | | |
3 | Владение навыками организации обучаемых для самостоятельного осмысления материала. | | | | |
4 | Владение различными методами и технологиями обучения | | | | |
5 | Умение выстраивать систему занятия и подачу материала, использование проблемных и творческих ситуаций | | | | |
6 | Владение технологией индивидуальной работы работы с обучаемыми по предмету обучения. | | | | |
7 | Творческая организация работы. | | | | |
8 | Умение работать с компьютером и мультимедийными системами. | | | | |
9 | Владение проектировочными и конструктивными умениями. | | | | |
6. Степень согласованности компонентов профессиональной адаптации в процессе подготовки |
1 | Уровень решения профессиональных задач | | | | |
2 | Умение корректировать и прогнозировать результаты педагогической деятельности | | | | |
3 | Адекватность самооценки готовности к работе в коллективе | | | | |