СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нормативно-правовое обеспечение процесса инклюзивного образования детей и подростков с ОВЗ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме: "Нормативно-правовое обеспечение процесса инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Нормативно-правовое обеспечение процесса инклюзивного образования детей и подростков с ОВЗ»

Нормативно-правовое обеспечение процесса инклюзивного образования детей и подростков с ОВЗ

1. Федеральные и региональные нормативно-правовые акты, определяющие обеспечение процесса инклюзивного образования

Инклюзивное образование пришло в Россию как зарубежная модель организации образования для людей с ограниченными возможностями здоровья и нормативно-правовые акты нашей страны с 2012 г приводятся в соответствие с международными документами, касающимися образования лиц с особыми образовательными потребностями. 29 декабря 2012 года был принят федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он закрепил основные положения и понятия в части образования детей с особыми потребностями:

«- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

- индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

- инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

- адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».

Статья 42 закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Статья 79 посвящена организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» также гарантирует государственную поддержку получения образования инвалидами и создание необходимых условий для его получения. Инвалиды могут обучаться как в общеобразовательных, так и в специальных образовательных учреждениях, а также на дому, согласно перечню заболеваний, дающих право на такое обучение. Заслуживает внимания такой факт, что термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» появился в российском законодательстве не так давно. В соответствии с федеральным законом № 120-ФЗ от 30 июня 2007 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья» . Тем самым медицинская модель понимания инвалидности заменяется на социальную. Основной принцип инклюзивного образования был сформулирован федеральном документе 2010 года «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Пр-271): «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени» . Особое внимание необходимости социализации детей с особыми потребностями и подготовки общества к принятию детей с особенностями развития уделено в Указе Президента РФ от 1 июня 2012 года (Указ № 761) «О национальной Стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». В нем констатируется социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении). Согласно Стратегии, перед государством стоят задачи максимально реализовать потенциал каждого ребенка, создать условия «для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности».

Особое внимание следует уделить уязвимым категориям детей, помочь им преодолеть их социальную исключенность и способствовать реабилитации и полноценной интеграции в общество. Очень важно обеспечение права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на качественное образование всех уровней, профессиональную подготовку, доступную среду. Необходимо развивать инклюзивное дошкольное образование, организовать комплексную подготовку ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ к обучению в школе. Право на инклюзивное образование по месту жительства должно стать гарантированно реализуемым. Необходимо создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях. Одновременно следует готовить общество к принятию детей c особыми возможностями.

В настоящее время цель государственной политики в области отечественного образования определяет Концепция развития образования на 2016–2020 годы. Она заключается в обеспечении «условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала» . Концепция указывает на социальную ориентированность мероприятий, связанных с обеспеченностью доступа детей с ограниченными возможностями здоровья или детей и молодежи из социально слабозащищенных групп населения к получению общего, профессионального и дополнительного образования, в том числе в образовательных организациях, расположенных в различных городах страны.

В Государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011–2020 годы обозначены правовые, экономические и институциональные условия, способствующие интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни. Инвалидам и другим маломобильным группам населения должен быть обеспечен беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам, в том числе в сфере образования, устранены отношенческие барьеры.

Приказы и письма Министерства образования Российской Федерации также играют важную роль в обеспечении развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Письме Министерства образования и науки от 16.04.2001 г. № 29/1524–6 «Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными возможностями)» отмечено, что «Каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми». Согласно Концепции, до включения каждого ребенка в учреждение необходимо проведение подготовительной работы с педагогическим коллективом и родителями здоровых детей. Учреждения комбинированного типа, включающие в себя дошкольные группы или классы как для нормально развивающихся детей, так и для детей с определенным нарушением развития оптимальны для проведения целенаправленной работы по интеграции каждого ребенка в социокультурную среду, независимо от степени отклонения, на основе реализации различных моделей (полная, частичная, постоянная и временная интеграция, смешанные группы и др.). Помимо интегрированного образования одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычном классе возможно использование формы группового обучения детей-инвалидов одной категории в спецклассе массовой общеобразовательной школы, и в этом случае дети из специальных классов должны систематически участвовать в проведении общешкольных праздников, совместных уроков (рисования, труда, ритмики, физкультуры, домоводства и др.), экскурсий, походов и т. д. Для внедрения Концепции интегрированного обучения в повседневной практике необходимо формирование адекватного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Отмечается важность объединения для этой цели усилий широких слоев общественности, СМИ, благотворительных, неправительственных, религиозных организаций, коммерческих структур и др.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» содержит рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации. Отмечается важность получения образования как основного условия социализации, эффективной самореализации. Помимо прочего, рекомендуется проводить совместные воспитательные, культурно-развлекательные, спортивно-оздоровительные и др. мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей. Отмечается, что дети-инвалиды могут обучаться также на дому или дистанционно.

Письмо Заместителя министра Минобрнауки России ИР-535/07 от 07.06.2013 года «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» называет образование лиц с ограниченными возможностями здоровья одним из приоритетных направлений развития образования в РФ и отмечает опасность немотивированного сокращения сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Подчеркивается, что инклюзия не должна превратиться в самоцель, не должна носить формальный характер, это не способ сэкономить на коррекционных образовательных учреждениях. Институциональными структурами деятельности по выявлению детей с особенностями в физическом и психическом развитии или отклонениями в поведении, проведению их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, являются психолого-медико-педагогические комиссии. Помимо Закона об образовании, комиссии руководствуются в своей деятельности «Положением о психолого-медико-педагогической комиссии» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва).

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» определяет основные задачи совершенствования деятельности Центров, в том числе перед Центрами теперь стоит задача координации инклюзивного образования. Место и функции Центров в становлении инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидностью определяются необходимостью обеспечения двустороннего процесса инклюзии:  адаптации ребенка с ОВЗ к школе; - адаптации школы - к его особенностям и потребностям. Функции Центров как ресурсных центров инклюзивного образования адресованы всем участникам инклюзивного образовательного процесса - детям с ОВЗ и инвалидностью, их семьям, педагогам, другим обучающимся (воспитанникам) и их родителям, специалистам службы сопровождения образовательной организации. Приказ Министерства образования и науки от 19 декабря 2014 г. № 1598 утвердил федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание стандарта ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента - академический и «жизненной компетенции», а также предусматривает четыре варианта образовательной программы. Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися с ОВЗ разных вариантов АООП НОО. В зависимости от варианта АООП НОО Стандарт может устанавливать требования только к личностным и предметным результатам. Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной и коррекционно-развивающей области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.

Региональный уровень нормативно-правовой базы инклюзивного образования в Ставропольском крае представлен следующими документами:

1. Закон Ставропольского края от 09 ноября 2015 года № 121-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур».

2. Модель межведомственного взаимодействия при оказании ранней помощи детям с нарушениями развития или высоким риском возникновения нарушения развития и их родителям (законным представителям) в Ставропольском крае.

3. Модель межведомственного взаимодействия различных структур по вопросам абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, проживающих на территории Ставропольского края

4. Концепция инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Ставропольском крае

«Дорожная карта» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Ставропольского края

Таким образом, в нормативно-правовых документах об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья неоднократно подчеркивается важная роль образования в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Без инклюзивных школ наше общество не научится терпимости, сотрудничеству, пониманию.

2. Документальное обеспечение работы педагогов как субъектов инклюзивного образования

Коррекционно-педагогической деятельностью занимаются все категории педагогических работников образовательных учреждений. Учитель (классный руководитель) является основным субъектом коррекционно-педагогической деятельности. Готовность учителя к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности - интегративное качество личности учителя, включающее знание основ коррекционной педагогики; умения осуществлять коррекцию познавательных возможностей ребенка, его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, поведения; профессионально- личностные свойства педагога, необходимые для эффективной реализации данного вида педагогической деятельности.

Научные исследования и педагогическая практика показывают, что немалая часть учителей затрудняется в осуществлении коррекционной работы с педагогически запущенными, испытывающими социальную (школьную) дезадаптацию, неуспевающими учащимися. Вместе с тем даже при наличии у учителя (классного руководителя) готовности к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности он не в состоянии самостоятельно решить весь комплекс проблем, возникающих при ее осуществлении (проблемы девиантного поведения, неуспеваемости, отклонений в развитии детей и подростков и др.). Для этого ему необходимо наладить взаимодействие со специалистами, родителями учащихся и другими субъектами коррекционного педагогического процесса.

Для разрешения актуальных проблем воспитания детей и учащейся молодежи на основе «Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» в ОУ создана социально-педагогическая и психологическая служба (СППС). Основными специалистами службы являются социальный педагог и педагог-психолог. В ее состав включены педагог-дефектолог, педагог-организатор, медицинский работник, методист и др. В соответствии с вышеназванным Положением выделим приоритетные направления работы СППС учреждения, обеспечивающего получение общего среднего образования.

Приоритетные направления работы СППС учреждения, обеспечивающего получение общего среднего образования

В начальной школе - определение готовности детей к обучению, содействие в школьной адаптации; предупреждение отклонений в развитии и поведении учащихся; развитие самостоятельности и самоорганизации, способностей и склонностей учащихся

В базовой школе - обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового и профессионального самоопределения и саморазвития; помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика асоциального поведения и вредных привычек; поддержка талантливых школьников

В старших классах средней школы - оказание помощи учащимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка их в решении проблем самопознания, достижения личной идентичности, развитии психосоциальной компетентности

Важнейшими направлениями деятельности СППС являются профилактика и просве­щение: развитие правовой, психолого-педагогической осведомленности учащихся, роди­телей, социально-педагогической культуры учителей и воспитателей. Основным содер­жанием просветительской работы СППС для педагогов школы должно стать проведение психологического всеобуча, обучение приемам интерактивного взаимодействия с учени­ками и родителями, оказание методической помощи в осуществлении педагогического диагностирования. Просветительская работа педагога-психолога и социального педагога осуществляется в ходе заседаний педагогического совета, родительских собраний, класс­ных часов и заседаний методических объединений с использованием интерактивных ме­тодов.

Сферу деятельности социального педагога и педагога-психолога в образовательных учреждениях различного типа составляют: ребенок, детский (ученический) и педагогический коллективы; дети-инвалиды, сироты, одаренные дети; молодежь, составляющая группу «социального риска», их семьи; семья и семейно-соседская общность; детские и молодежные формирования и объединения; социум, окружающий ребенка, семью, образовательное учреждение.






Приложение 1

Функциональные обязанности, основные направления работы специалистов, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью

Специа­листы

Основные направления работы

Социальный педагог

С помощью методов диагностики исследует социум, окружающий ребенка. Его семью, образовательное учреждение, стремясь точно определить его «социальный диагноз»; исследует взаимоотношения, которые складываются в классном, общешкольном коллективе, группе, объединении; содействует организации в них воспитательного процесса, социально значимой деятельности, развивая самоуправленческие начала; устанавливает и помогает решать социальные, эмоциональные проблемы в этих коллективах, которые являются помехой в обучении, посещаемости, общении, проявлении личностной позиции в коллективе; помогает членам коллектива корректировать отношения с окружающими, изменять поведение, познать самих себя. Консультирует педагогов, помогает им понять ребенка и проблемы детских коллективов, найти пути их разрешения; информирует и обсуждает с педагогами проблемы конкретного ребенка, состояние его здоровья, сферу его интересов склонностей и способностей, условия семейной жизни и воспитания. Исследует семейный социум: материальные, экономические, бытовые, духовные, воспитательные и иные условия жизни семьи; работает с семьями, имеющими кризисные ситуации, конфликты, нуждающимися в социальной помощи и поддержке (неполными, многодетными, малообеспеченными, молодыми семьями); помогает семье в расширении знаний о своих детях, их развитии, поведении, содействует процессу семейного воспитания; заботится о благополучии ребенка в семье, вмешивается в семейные отношения в случаях жестокого обращения с ребенком, нарушения его прав и интересов, вносит предложения о лишении прав родителей на ребенка; способствует укреплению семейных отношений, согласовывает действия образовательного учреждения и семьи в интересах ребенка, находит пути включения родителей в совместную воспитательную деятельность. Организует социально-педагогическую работу в образовательных учреждениях с детьми-инвалидами, сиротами, группами «социального риска» (детей и молодежи, которые склонны к алкоголизму, наркомании, проституции, суицидальным действиям и поступкам или имеют отклонения в поведении) и их семьями; анализирует условия их жизни, семейную обстановку, состояние здоровья, сферу общения, способности; выявляет социально-педагогические проблемы, волнующие детей и их семьи; направляет свои действия на объединение усилий всех тех, кто профессионально может помочь данным категориям лиц решить материальные и социальные проблемы; оказывает помощь в восстановлении контактов ребенка-инвалида с внешним миром, способствует расширению круга его общения, восстановлению, по возможности, его способности к полновесному социальному функционированию в окружающей среде через включение в процесс обучения, занятия трудовой, художественно-творческой деятельностью, профессиональную подготовку, трудоустройство, организацию сферы их досуга, отдыха; осуществляет коррекционную работу, помогает родителям или лицам, которые за ним ухаживают, овладеть также ее методами; заботится о материальном и социальном обеспечении, жизнеустройстве детей сирот, расширяет сферу их позитивного общения, обучает вопросам самостоятельной жизни, способствует организации их отдыха, лечения, оздоровления, трудоустройства, психокоррекции и других видов социальной помощи

Педагог-психолог

Направляет свои усилия на обеспечение успешной социализации, сохра­нение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии и поведении, психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, процесса профессионального становления и жизненного самоопределения, создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, группах и педагогическом коллективе. Определяет готовность к обучению и обеспечивает адаптацию ребенка к школе, в том числе, при переходе в среднее звено школы; ведет работу по предупреждению и коррекции отклонений учащихся в развитии и поведении, формирование у них эмоционально позитивного отношения к учению; содействует формированию благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах; оказывает помощь учащимся в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, в сохранении психофизического здоровья; ведет работу по предупреждению семейного неблагополучия, профилактике девиантного поведения, вредных привычек, поддержке талантливых школьников. Активно сотрудничает с классными руководителями, осуществляет анализ соответствия внеклассных мероприятий поставленным развивающим и воспитательным задачам, возрастным особенностям учащихся и ситуации их социального развития; использует классные часы для проведения совместных с классными руководителями мероприятий профилактического и просветительского характера (психологические и деловые игры, психологические акции и т. П.). Оказывает необходимую помощь педагогическим коллективам учреждений образования в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития учащихся, индивидуального подхода к ним, а также родителям или лицам, их заменяющим, в решении проблем воспитания детей. Соблюдает в своей деятельности определенные этические нормы, руковод­ствуясь принципом «не навреди»: принимает решения и ведет работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, достоинству детей, учащихся, родителей, педагогов

Педагог-дефектолог

Оказывает квалифицированную педагогическую помощь ребенку с особыми образовательными потребностями, работая в составе СППС учреждений образования, в специальных образовательных учреждениях, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, пунктах коррекционно-педагогической помощи, в детских домах и школах-интернатах, а также осуществляя домашнее обучение и воспитание. Содействует средствами специального образования социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями жизне­деятельности и особенностями развития. Осуществляет педагогическую диагностику и консультирование, профилактическую работу, участвует в оказании психологической или психотерапевтической помощи, педагогическом просвещении, образовательной и социально-педагогической деятельности. Для реализации этих направлений работы педагогу-дефектологу необходим комплекс коррекционных умений: увидеть отклонения в развитии ребенка и поставить предварительный педагогический диагноз; провести педагогическую диагностику отклонения, осуществить прогноз пути дальнейшего развития ребенка с учетом наличия дефекта и его последствий; предупредить возникновение вторичных отклонений и дефектов; учитывать в учебно-воспитательном процессе характерные для тех или иных категорий детей возможности и факторы компенсации, используя их в коррекционной работе; отбирать и применять методы, формы, средства обучения, воспитания, диагностики, коррекции, компенсации и др.

Приложение 2

Должностная инструкция тьютора (педагога сопровождения) в инклюзивном классе

  1. Должностные обязанности

Педагог сопровождения детей с особыми образовательными нуждами инклюзивного класса обучения выполняет следующие должностные обязанности:

    1. Соблюдает права и свободы обучающихся, определенные Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», Уставом школы, другими локальными актами, регламентирующими деятельность учащегося в образовательном процессе.

    2. Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса.

    3. Соблюдает санитарно-гигиенические требования на уроке и во внеурочное время.

    4. Обеспечивает учебную дисциплину и контролирует режим посещения подопечными учебных занятий в соответствии с расписанием.

    5. Активно взаимодействует со школьным психологом, логопедом, дефектологом, медицинскими работниками, другими специалистами.

    6. Осуществляет организационную и методическую помощь учителю в обучении детей с особыми образовательными нуждами в инклюзивном классе.

    7. Согласовывает образовательную деятельность учащегося с учителем.

    8. Для выполнения образовательных задач использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню подготовки учащегося с особыми образовательными нуждами.

    9. Адаптирует учебную программу под соответствующие образовательные возможности учащегося с особыми образовательными нуждами.

    10. Осуществляет индивидуальное обучение учащегося с особыми образовательными нуждами в соответствии с учебной программой класса в случаях, когда обучение ученика в классе временно невозможно.

    11. Осуществляет связь с родителями (законными представителями), оказывает им консультативную помощь, информирует (через учителя или лично) о ходе и перспективах освоения предметных знаний учащимися.

    12. Аккуратно, систематически работает со школьной документацией в соответствии с требованиями образовательного стандарта, на основе Положения о классах инклюзивного обучения.

    13. При необходимости ведет коррекционно-развивающую работу, принимает участие в педагогических консилиумах, педсоветах.

    14. Участвует в работе методического объединения по повышению методического мастерства, в разработке методической темы, проведении семинаров и др.

    15. Систематически повышает свою квалификацию путем самообразования и курсовой подготовки не реже одного раза в 5 лет.

    16. Соблюдает правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Педагог сопровождения детей с особыми образовательными нуждами должен знать:

  • Конституцию Российской Федерации;

  • Закон Российской Федерации «Об образовании», решения правительства РФ, органов управления образования по вопросам образования;

  • Конвенцию ООН о правах ребенка;

  • Устав школы и другие локальные акты, регламентирующие деятельность школы;

  • Положение о классах инклюзивного обучения;

  • основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

  • педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, основы дефектологии, методику преподавания и воспитательной работы, программы и учебники;

  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов;

  • средства обучения и их дидактические возможности;

  • основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

  • основы права, научной организации труда;

  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Педагог сопровождения детей с особыми образовательными нуждами должен иметь педагогическое образование, квалификационную категорию и специальную курсовую подготовку.


2. Права

Педагог сопровождения детей с особыми образовательными нуждами имеет право:

    1. Участвовать в управлении школой через общественные органы управления в порядке, определяемом Уставом учреждения.

    2. Принимать участие в работе общественных организаций (объединений) профессионального союза и состоять в них.

    3. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.

    4. Выбирать формы, методы, приемы обучения и воспитания (в соответствии с государственным образовательным стандартом, концепцией развития класса интегративного обучения).

    5. Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса, режима работы, работы с родителями.

    6. Присутствовать на родительских собраниях, на занятиях других учителей.

    7. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

    8. Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев сокращения количества часов по учебным планам и программам, а также количества классов.

    9. Пользоваться оплачиваемым удлиненным отпуском продолжительностью 56 календарных дней.

    10. Педагогу сопровождения обучения детей с особыми образовательными нуждами устанавливается персональная разовая надбавка из накопительных средств социальной поддержки работников образования системы ЦОУО ДО.

3. Ответственность

    1. Педагог сопровождения детей с особыми образовательными нуждами несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством, вне зависимости от нагрузки, за неисполнение или не надлежащее исполнение обязанностей, определенных Уставом школы, правилами внутреннего трудового распорядка, настоящей инструкцией.

    2. Педагог сопровождения детей с особыми образовательными нуждами несет персональную ответственность за качество преподавания, реализацию в полном объеме требований государственного образовательного стандарта.

    3. Педагог сопровождения детей с особыми образовательными нуждами несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебно-воспитательного процесса согласно инструкции по технике безопасности.

    4. Педагог сопровождения детей с особыми образовательными нуждами несет персональную ответственность за качественное и своевременное ведение необходимой документации.

4. Взаимоотношения

    1. Взаимоотношения с обучающимися, администрацией, коллегами, родителями и другими лицами педагог сопровождения строит на доброжелательной основе.

    2. Режим работы устанавливается расписанием занятий в соответствии с объемом педагогической нагрузки.

    3. Педагог сопровождения назначается и освобождается от должности директором школы.

    4. Педагог сопровождения подчиняется директору школы и курирующему заместителю в полном объеме, членам администрации в соответствии с их полномочиями.





























Выводы

Приоритетным направлением государственной политики России в области образования в настоящее время является организация инклюзивного образования. В его основе лежит идея выстраивания равного отношения ко всем детям, но ориентирующая на создание особых условий для организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Для нашей страны инклюзивное образование - это проблема исключительно актуальная и в то же время очень сложная. Внедрение инклюзивного подхода в образовании детей с ОВЗ сталкивается не только с трудностями создания так называемой «безбарьерной среды», но, прежде всего, с проблемами социального свойства. Они включают в себя распространенные стереотипы и предрассудки, готовность или отказ педагогов, детей и их родителей принять новые принципы образования. Российская практика образовательной инклюзии только начинает складываться, но очевидно, что изменения в подходах к обучению детей с особыми образовательными потребностями становится все более и более необходимыми и востребованными

Таким образом, можно сказать, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.

Проблема развития учебной активности личности учащегося с ограниченными возможностями здоровья требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов). Теоретический анализ, педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый с ограниченными возможностями здоровья может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, индивидуальное «Я».
















Литература

1. Борбарук Е. А. Готовность современной школы к реализации инклюзивного подхода в образовании // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 272-275.

2. Карпенкова И.В., Кузьмина Е.В. Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях: учебное пособие [электронный ресурс] / Карпенковой И.В., Кузьминой Е.В. – М.: МГППИ, 2011.

3. Долгова Л.М. - Тьюторство в аспекте результативности образования - Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика, 2004 г. - http://thetutor.ru/pro/articles02.html

4. Касицина Н., Михайлова Н., Юсфин С. – Четыре тактики педагогики поддержки – Речь, СПб, 2010 - http://pedlib.ru/Books/2/0073/2_0073-6.shtml

5. Чернявская А.Г. Тьюторство как новое пространство педагогической деятельности/ Система обеспечения качества в дистанционном образовании: Сборник научных трудов МИМ ЛИНК, выпуск 15.

6. Кирютина Н. В. Проблемы формирования инклюзивного общества в России: основы нормативно-правовой базы инклюзивного образования // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. — С. 55-60.

7. Белоброва, Мария Михайловна. Специфика работы учителя-логопеда общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования / М. М. Белоброва. - (Работаем со школьниками). - (Методика коррекционной работы) // Логопед. - 2011. - N 4. -С. 76-80. - Библиогр.: с. 80

8.Алехина, С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики/ С. В. Алехина // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - С. 5-16.

9. Боровик, В. Г. Об организации инклюзивного образования в условиях совершенствования образовательного законодательства/ В. Г. Боровик // Администратор образования. - 2013. - № 7. - С. 55-61.

10. Зиневич, О. В. Инклюзивное образование как форма реализации политики инвалидности в современных условиях: к постановке проблемы / О. В. Зиневич, В. В. Дегтярева // Философия образования. - 2015. - № 1. - С. 115-123.