СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере здравоохранения

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере здравоохранения»

Тема 1. Нормативно – правовое регулирование отношений в сфере здравоохранения.

1. Конституционные основы медицинского права

2. Классификация нормативно-правовых актов об охране здоровья граждан РФ: федеральные законы, подзаконные нормативные акты.

3. Основные принципы охраны здоровья граждан РФ

4. Распределение полномочий в сфере охраны здоровья граждан РФ: ст. ст. 14-17 ФЗ№ 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан РФ»



1. В ч. 1 ст. 41 Конституции РФ указано: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Согласно ч. 1 ст. 18 ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» каждый имеет право на охрану здоровья.

Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных и благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, а также оказанием доступной и качественной мед. помощью (ч. 2 ст. 18 ФЗ РФ № 323-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 19 ФЗ № 323-ФЗ каждый имеет право на мед. помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой гос. гарантий бесплатного оказания гражданам мед. помощи, а также на получение платных медицинских услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Право на мед. помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории РФ, устанавливается законодательством РФ и соответствующими международными договорами РФ. Порядок оказания мед. помощи иностранным гражданам определяется Правительством РФ (ч. 4 ст. 19 ФЗ РФ № 323-ФЗ).

Важной гарантией бесплатного оказания мед. помощи является обязательное мед. страхование. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном мед. страховании в РФ» обязательное мед. страхование - представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение, при наступлении страхового случая, гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи в пределах территориальной программы. (проще говоря ОМС это система мер по оказанию бесплатной мед помощи застрахованному лицу только в пределах территор. программы ОМС, сверх программы – это уже платные услуги. Незастрахованным оказывается только экстренная помощь)

Базовая программа ОМС определяет:

- виды медицинской помощи,

- перечень страховых случаев,

- структуру тарифа на оплату мед. помощи (каждый вид мед услуги имеет свой тариф пример первичный прием врача терапевта - 327 рублей, повторный прием врача – 192 руб., согласна этим тарифам происходит перечисление денежных средств мед учреждению.)

- способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС

- критерии доступности и качества медицинской помощи.

В соответствии с ч. 2 ст. 41 Конституции РФ в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения предусматривают финансирование мероприятий, направленных на борьбу с социально значимыми заболеваниями (ВИЧ).



2. Законодательство о здравоохранении – это система нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с оказанием лечебно-профилактической помощи гражданам, проведением санитарно-эпидемических мероприятий.

Рассмотрим основные нормативные акты регулирующие общественные отношения в сфере здравоохранения.

Международные:

- Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.),

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) закрепляют право каждого человека на квалифицированную мед. помощь в гос. системе здравоохранения.

- Лиссабонская декларация о правах пациента (1981 г.),

- Декларация о независимости и профессиональной свободе врача (1986 г.), и другие.

ПОЧИТАЙТЕ ЕСЛИ ИНТЕРЕСНО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ:

- Конституция РФ

Далее идут ФЗ Основным ФЗ, регулирующим отношения в сфере здравоохранения, является

- ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ от 21.11.2011 года № 323-ФЗ.

- ФЗ РФ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" N 326-ФЗ от 29.11.2010 г.



Отдельные виды медицинской деятельности регулируются Федеральными законами РФ

- «О трансплантации органов и тканей человека» (1992 г.),

- «О донорстве крови и ее компонентов» (2012 г.),

- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.),

- «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ - инфекции) (1995 г.),

- «Об обращении лекарственных средств» (2010 г.),

- «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» (2001 г.),

- «О наркотических средствах и психотропных веществах» (1998 г.) и другие.

Далее

В системе подзаконных актов важное место занимают Указы Президента России и Постановления Правительства РФ, регулирующие отношения в сфере здравоохранения:

- Указ Президента РФ от 20 апреля 1993 г. №468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ";

- Указ Президента РФ от 30 апреля 2008 г. № 656 «Об организации охраны психиатрических больниц специализированного типа с интенсивным наблюдением Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»;

- Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке признания граждан инвалидами";

- Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности"



Приказы МЗ РФ осуществляют детальное регулирование медицинской и фармацевтической деятельностью. Назовем некоторые из них:



- Приказ № 318 от 17.11.1995 г. «О положении о квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста»;

- Приказ № 33 от 16.02.1995 г. «Положение об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения РФ»;

- Приказ МЗ РФ № 326 от 10 ноября 1997 г. «О правилах выписывания рецептов на лекарственные средства и их отпуске». Нормы этого приказа устанавливают порядок оформления рецептов на бланках формы № 148-1/у-88 и № 107-у. Предусматривается предельно допустимое для выписывания количество препарата на рецепт, в приложении к приказу даются важнейшие рецептурные сокращения, перечень лекарственных средств списков А и Б;

- Приказ МЗ РФ от 12.04.2011 N 302н (ред. от 06.02.2018) «Об утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»

Далее уже идут приказы Департаментов здравоохранения областей и приказы мед учреждения.



3. В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются:

1) Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В ст. 5 ФЗ № 323-ФЗ указано: Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, наличия заболеваний, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии. Государство гарантирует гражданам защиту от дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

2) Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

Он включает в себя:

- соблюдения этических норм со стороны мед. работников к пациенту (мы не говорим больной мы говорим пациент);

- оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния;

- организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени (ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ ПРИНЦИП);

- обеспечение комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

- возможность посещения пациента родственниками.

3) Приоритет охраны здоровья детей;

Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

Профилактика и раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни.

4) Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; (установления и оплата временной нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца)

5) Ответственность органов государственной власти за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

На основании ч. 1 ст. 9 ФЗ № 323-ФЗ органы государственной власти, медицинские организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

6) Доступность и качество медицинской помощи;

В ст. 10 ФЗ РФ № 323-ФЗ установлено, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) оказание мед. помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора мед. организации и врача

4) предоставлением мед. организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи;

5) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения и др;

7) Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

8) Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

В ст. 12 ФЗ № 323-ФЗ определено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:

1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни (Пример программ снижения потребления алкоголя и табак)

2) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний (онкология)

3) диспансеризация населения;

9) Соблюдение врачебной тайны Позже будем рассматривать подробно.



4. Согласно ст. 14 ФЗ 323-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья относятся (Минздрав РФ, Роспотребнадзор РФ):

1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья;

3) управление федеральной гос. собственностью, используемой в сфере охраны здоровья;

4) обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

5) спасение жизни и сохранение здоровья людей при ЧС, ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС;

6) лицензирование отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья и прочее……



Согласно ст. 16 ФЗ 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья относятся (Департамент здравоохранения Тюменской области):

1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья;

2) реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями,

3) разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

4) организация оказания населению первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях. Кто скажет что такое паллиативная мед помощь? (облегчение состояния неизлечимых больных)

5) организация осуществления мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан и прочее….



Согласно ст. 17 ФЗ 323-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья относятся: (Мед. учреждение)

1) создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

2) информирование населения муниципального образования о возможности распространения социально значимых заболеваний

3) участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и пропаганде донорства крови;

4) создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях и прочее…..