Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение преподавания литературы в соответствии с концепцией литературы
Подготовила учитель
русского языка и литературы
МБОУ СОШ №4 г.Михайловска
Богданова О.И.
Основы введения ФГОС
Переход от модели « контроля знаний » к модели « обеспечения качества »
планируемых результатов
-образовательная среда школы
Информационно
Социальные условия
Психолого-педагогические условия
Культурные условия
ИКТ-поддержка УВП, взаимодействие, мониторинг,
работа с информацией и пр.
Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. (Новая философская энциклопедия, 2003)
Воспитание школьников строится на основе формирующей их деятельности.
ФГОС: Нацеленность на результат
как системообразующий фактор деятельности
Деятельностный
Системно-деятельностный подход
1
- операции система операций
- операции
- система операций
2
- действия способы деятельности
- действия
- способы деятельности
3
- освоенная деятельность деятельность «со знанием дела»
- освоенная деятельность
- деятельность «со знанием дела»
Системно-деятельностный подход в обучении литературе
Найти…
Прочитать…
Назвать…
Объяснить…
Определить…
Чтение
Восприятие
Анализ
Истолкование
Оценка
Самостоятельная читательская деятельность как интегративное образование
По Леонтьеву, человеческая жизнь – это « совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей » .
ее психологического строения,
ее направленности
и побуждающих ее мотивов».
А.Н.Леонтьев
«...формирование и развитие отдельных психических процессов происходят не в порядке созревания, но в ходе развития конкретной деятельности в связи с развитием
- учебная деятельность школьников;
- интимно-личностное общение подростков;
- профессионально-учебная деятельность, характерная для периода ранней юности.
Ведущий тип деятельности
Личностный смысл
- осознаваемая значимость для субъекта тех или иных объектов и явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него.
Методологическая основа ФГОС
Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход , который обеспечивает:
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию ;
- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных , возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
- Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- - воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- - развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
- -формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- - освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- - овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- -выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
- - грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Три уровня детализации учебного материала:
- - названо имя писателя с указанием конкретных произведений;
- - названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);
- - предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю).
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ (неполный список)
- Н.В. Гоголь
- Повести: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (одна повесть по выбору) , «Тарас Бульба », «Шинель» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения указанные повести изучаются в сокращении).
- Комедия «Ревизор» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).
- Поэма «Мертвые души» (первый том) (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – отдельные главы).
- А.Н. Островский
- Одна пьеса по выбору (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).
- И.С. Тургенев
- «Записки охотника» (два рассказа по выбору).
- «Стихотворения в прозе» (два стихотворения по выбору).
- Одна повесть по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
- Ф.И. Тютчев
- Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», а также три стихотворения по выбору.
- А.А. Фет
- Стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», а также три стихотворения по выбору.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ (неполный список)
- А.К. Толстой
- Три произведения по выбору.
- Н.А. Некрасов
- Стихотворения: «Крестьянские дети» , «Железная дорога», а также два стихотворения по выбору.
- Одна поэма по выбору.
- Н.С. Лесков
- Одно произведение по выбору.
- М.Е. Салтыков-Щедрин
- Три сказки по выбору.
- Ф.М. Достоевский
- Одна повесть по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
- Л.Н. Толстой
- Одна повесть по выбору.
- Один рассказ по выбору.
- В.М. Гаршин
- Одно произведение по выбору.
-
- А.П. Чехов
- Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», а также 2 рассказа по выбору.
- А.П. Платонов
Концепция преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р
- Вместе с утвержденными в законодательном порядке Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и Примерными основными образовательными программами (ПООП) концепция составляет основу филологического образования в школе.
Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.
Школьный предмет «Литература»
Этапы формирования читателя:
- Читательские умения
- читательская деятельность
- читательская квалификация
- читательская
компетентность
Добыча информации
Бытовое удовольствие
Интеллектуальный труд
Сотворчество
Эстетическое наслаждение
ЧТЕНИЕ
Виды читательской деятельности:
- чтение
- восприятие
- анализ
- истолкование
- оценка
Виды чтения:
- просмотровое
- ознакомительное
- изучающее
Пути решения проблем преподавания литературы
- 1. Количество произведений в образовательных программах по литературе необходимо привести в соответствие с реально существующим временем на их изучение, прежде всего - на полноценное чтение.
- 2. Необходим сбалансированный подход к формированию образовательных программ по литературе
- 3. Содержание программ должно учитывать различие уровней подготовки учащихся, их читательского опыта. Важное место в программах должно занять развитие навыков самостоятельного чтения, анализа и понимания литературных произведений.
- 4. При формировании содержания программ необходимо учитывать психологические и социальные особенности современных школьников, существенно изменившиеся за то время, которое отделяет нас от периода создания большинства классических литературных произведений.
- 5. Необходимо стремиться к устранению из практики школьного преподавания литературы имитационного чтения, различных варианты пассивного реферирования текстов. Важно соотносить возможности различных групп учащихся с глубиной и сложностью поставленных перед ними учебных задач.
- 6. Целесообразно продолжить совершенствование контрольно- измерительных материалов (КИМов) с точки зрения усиления их творческой составляющей, устранения механического заучивания материала. а также - противопоставления учебной деятельности на уроке и подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
- 7. Серьезного профессионального обсуждения требует проблема результатов литературного образования с учетом разных факторов.
Концепция преподавания литературы.
- 1. Необходимо исходить из необходимости полноценной реализации творческого потенциала учителя-словесника, наделенного должной степенью общественного доверия, обладающего всеми возможностями для творческой работы в школе.
- 2. Необходимо осуществить комплекс мер по созданию учебников русского языка и литературы нового поколения, построенных на основе принципов дифференциации и индивидуализации, ориентированные на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов образовательных программ, предполагающие приоритетное развитие самостоятельной творческой работы учащихся при минимизации всех разновидностей репродуктивной деятельности при освоении языкового и литературного материала.
- 3. Целесообразно также подготовить и издать комплекс школьных хрестоматий нового поколения, расширенных за счет дополнительного (вариативного) материала, в которых кроме текстов художественных произведений будут даваться комментарии и вопросы и задания. 3. Одна из перспективных образовательных стратегий заключается в последовательном внедрении в образовательную деятельность на всех уровнях общего образования современных словарей разных типов (как лингвистических, так и энциклопедических), прошедших обязательную профессиональную экспертизу.
- 4. Современный учитель-словесник должен быть активен в отборе содержания образования, в формировании собственной программы, в выборе методик обучения и привлечения детей к чтению. Он должен ориентироваться в разнообразии классической и современной литературы, быть нацеленным на повышение профессиональной квалификации, овладение новейшими информационными технологиями.
- 5. Требует внесения соответствующих времени изменений также система аттестации учителей: необходимо обозначение четких и понятных критериев их профессионального совершенствования. Необходимо ограничить увязывание учительской аттестации прежде всего с выдающимися достижениями подготовленных учащихся (победы в олимпиадах и высокие баллы ЕГЭ).
- 6. Необходимы государственные программы, способствующие объединению усилий образовательных организаций, СМИ, музеев, библиотек, театров, системы книгоиздания и книгораспространения, направленных на поддержку чтения, развитие филологической культуры населения.
Учебно-методическое обеспечение преподавания литературы
- Линии УМК по литературе для 5-9 классов, соответствующие ФГОС начального общего образования и основного общего образования
- Линия УМК по литературе для 5-9 классов под редакцией Г.С.Меркина
- (издательство «Русское слово», www.russkoe-slovo.ru)
- Состав УМК:
- Рабочая программа
- Учебники
- Рабочая тетрадь
- Тетрадь для оценки качества
- знаний
- Методическое пособие
- Книга для учителя
- Электронное приложение
Линия УМК по литературе для 5- 9 классов под редакцией В.Ф. Чертова (издательство «Просвещение», www.prosv.ru)
Состав УМК:
- Рабочие программы
- Учебники
• Чертов В.Ф., Журавлёв
В.П. Фонохрестоматия к
учебнику. 5 класс.
• Чертов В.Ф. и др. Уроки литературы в 5 классе
• Чертов В.Ф. и др. Уроки литературы в 6 классе
• Чертов В.Ф. и др. Уроки литературы в 7 классе
• Чертов В.Ф. и др. Уроки литературы в 8 классе
• Чертов В.Ф. и др. Уроки литературы в 9 классе.
Линия учебников по литературе для 5- 9 классов под редакцией В.Я.Коровиной (издательство «Просвещение», www.prosv.ru )
- Состав УМК:
- Рабочая программа
- Учебники
- Рабочие тетради
- Дидактические материалы
- Проверочные работы
- Книги для учителя
- Фонохрестоматии
Источники
- 1. http:// vashabnp.info/load/174-1-0-2711
- 2.http://government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf
- 3.http://filolog14.ucoz.ru/load/normativno_pravovye_dokumenty/fgos/standart_osnovnogo_obshhego_obrazovanija_po_literature/20-1-0-20
- 4. Презентация «Содержание и методическое обеспечение преподавания литературы в старшей школе» Тралковой Натальи Борисовны (филолог, методист)