СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация"Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение преподавания литературы в соответствии с концепцией литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Районный семинар учителей русского языка и литературы.26.08.2016

Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение преподавания литературы в соответствии с концепцией литературы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация"Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение преподавания литературы в соответствии с концепцией литературы"»

Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение преподавания литературы в соответствии с концепцией литературы Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г.Михайловска Богданова О.И.

Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение преподавания литературы в соответствии с концепцией литературы

Подготовила учитель

русского языка и литературы

МБОУ СОШ №4 г.Михайловска

Богданова О.И.

Основы введения ФГОС Переход от модели « контроля знаний » к модели « обеспечения качества » планируемых результатов

Основы введения ФГОС

Переход от модели « контроля знаний » к модели « обеспечения качества »

планируемых результатов

 -образовательная среда школы Информационно Социальные условия Психолого-педагогические условия Культурные условия ИКТ-поддержка УВП, взаимодействие, мониторинг, работа с информацией и пр. Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. (Новая философская энциклопедия, 2003) Воспитание школьников строится на основе формирующей их деятельности.

-образовательная среда школы

Информационно

Социальные условия

Психолого-педагогические условия

Культурные условия

ИКТ-поддержка УВП, взаимодействие, мониторинг,

работа с информацией и пр.

Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. (Новая философская энциклопедия, 2003)

Воспитание школьников строится на основе формирующей их деятельности.

ФГОС: Нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности   Деятельностный Системно-деятельностный подход

ФГОС: Нацеленность на результат

как системообразующий фактор деятельности

Деятельностный

Системно-деятельностный подход

1 операции система операций операции система операций 2 действия способы деятельности действия способы деятельности 3 освоенная деятельность деятельность «со знанием дела» освоенная деятельность деятельность «со знанием дела» Системно-деятельностный подход в обучении литературе Найти… Прочитать… Назвать… Объяснить… Определить… Чтение Восприятие Анализ Истолкование Оценка Самостоятельная читательская деятельность как интегративное образование По Леонтьеву, человеческая жизнь – это « совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей » .

1

  • операции система операций
  • операции
  • система операций

2

  • действия способы деятельности
  • действия
  • способы деятельности

3

  • освоенная деятельность деятельность «со знанием дела»
  • освоенная деятельность
  • деятельность «со знанием дела»

Системно-деятельностный подход в обучении литературе

Найти…

Прочитать…

Назвать…

Объяснить…

Определить…

Чтение

Восприятие

Анализ

Истолкование

Оценка

Самостоятельная читательская деятельность как интегративное образование

По Леонтьеву, человеческая жизнь – это « совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей » .

ее психологического строения, ее направленности и побуждающих ее мотивов».  А.Н.Леонтьев «...формирование и развитие отдельных психических процессов происходят не в порядке созревания, но в ходе развития конкретной деятельности в связи с развитием  учебная деятельность школьников;  интимно-личностное общение подростков;  профессионально-учебная деятельность, характерная для периода ранней юности. Ведущий тип деятельности Личностный смысл - осознаваемая значимость для субъекта тех или иных объектов и явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него.

ее психологического строения,

ее направленности

и побуждающих ее мотивов». 

А.Н.Леонтьев

«...формирование и развитие отдельных психических процессов происходят не в порядке созревания, но в ходе развития конкретной деятельности в связи с развитием

  • учебная деятельность школьников;
  • интимно-личностное общение подростков;
  • профессионально-учебная деятельность, характерная для периода ранней юности.

Ведущий тип деятельности

Личностный смысл

- осознаваемая значимость для субъекта тех или иных объектов и явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него.

Методологическая основа ФГОС  Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход , который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию ; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных , возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Методологическая основа ФГОС

Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход , который обеспечивает:

  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию ;
  • проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных , возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

  • Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
  • - воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • - развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
  • -формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • - освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • - овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • -выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
  • - грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Три уровня детализации учебного материала:   - названо имя писателя с указанием конкретных произведений;  - названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю); - предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю).

Три уровня детализации учебного материала:

  • - названо имя писателя с указанием конкретных произведений;
  • - названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);
  • - предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю).

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ (неполный список)

  • Н.В. Гоголь
  • Повести:  «Вечера на хуторе близ Диканьки» (одна повесть по выбору) , «Тарас Бульба »,  «Шинель» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения указанные повести изучаются в сокращении).
  • Комедия «Ревизор» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).
  • Поэма «Мертвые души» (первый том) (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – отдельные главы).
  • А.Н. Островский
  • Одна пьеса по выбору (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).
  • И.С. Тургенев
  • «Записки охотника» (два рассказа по выбору).
  • «Стихотворения в прозе» (два стихотворения по выбору).
  • Одна повесть по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
  • Ф.И. Тютчев
  • Стихотворения:  «С поляны коршун поднялся…»,   «Есть в осени первоначальной…», а также три стихотворения по выбору.
  • А.А. Фет
  • Стихотворения: «Вечер»,  «Учись у них – у дуба, у березы…»,  а также три стихотворения по выбору.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ  ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ (неполный список)   А.К. Толстой Три произведения по выбору. Н.А. Некрасов Стихотворения:  «Крестьянские дети» ,  «Железная дорога»,  а также два стихотворения по выбору. Одна поэма по выбору. Н.С. Лесков Одно произведение по выбору. М.Е. Салтыков-Щедрин Три сказки по выбору. Ф.М. Достоевский Одна повесть по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения). Л.Н. Толстой Одна повесть по выбору. Один рассказ по выбору. В.М. Гаршин Одно произведение по выбору.   А.П. Чехов Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», а также  2 рассказа по выбору. А.П. Платонов

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ (неполный список)

  • А.К. Толстой
  • Три произведения по выбору.
  • Н.А. Некрасов
  • Стихотворения:  «Крестьянские дети» «Железная дорога»,  а также два стихотворения по выбору.
  • Одна поэма по выбору.
  • Н.С. Лесков
  • Одно произведение по выбору.
  • М.Е. Салтыков-Щедрин
  • Три сказки по выбору.
  • Ф.М. Достоевский
  • Одна повесть по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
  • Л.Н. Толстой
  • Одна повесть по выбору.
  • Один рассказ по выбору.
  • В.М. Гаршин
  • Одно произведение по выбору.
  •  
  • А.П. Чехов
  • Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», а также  2 рассказа по выбору.
  • А.П. Платонов
Концепция преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации.  Утверждена распоряжением Правительства  Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р   Вместе с утвержденными в законодательном порядке Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и Примерными основными образовательными программами (ПООП) концепция составляет основу филологического образования в школе.

Концепция преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р

  • Вместе с утвержденными в законодательном порядке Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и Примерными основными образовательными программами (ПООП) концепция составляет основу филологического образования в школе.
Чтение  — один из важнейших видов  речевой  деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Школьный предмет «Литература» Этапы формирования читателя:  Читательские умения  читательская деятельность  читательская квалификация  читательская компетентность  читательская культура Добыча информации Бытовое удовольствие Интеллектуальный труд Сотворчество Эстетическое наслаждение ЧТЕНИЕ Виды читательской деятельности:  чтение  восприятие  анализ  истолкование  оценка Виды чтения:  просмотровое  ознакомительное  изучающее

Чтение  — один из важнейших видов  речевой  деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.

Школьный предмет «Литература»

Этапы формирования читателя:

  • Читательские умения
  • читательская деятельность
  • читательская квалификация
  • читательская

компетентность

  • читательская культура

Добыча информации

Бытовое удовольствие

Интеллектуальный труд

Сотворчество

Эстетическое наслаждение

ЧТЕНИЕ

Виды читательской деятельности:

  • чтение
  • восприятие
  • анализ
  • истолкование
  • оценка

Виды чтения:

  • просмотровое
  • ознакомительное
  • изучающее

Пути решения проблем преподавания литературы

  • 1. Количество произведений в образовательных программах по литературе необходимо привести в соответствие с реально существующим временем на их изучение, прежде всего - на полноценное чтение.
  • 2. Необходим сбалансированный подход к формированию образовательных программ по литературе
  • 3. Содержание программ должно учитывать различие уровней подготовки учащихся, их читательского опыта. Важное место в программах должно занять развитие навыков самостоятельного чтения, анализа и понимания литературных произведений.
  • 4. При формировании содержания программ необходимо учитывать психологические и социальные особенности современных школьников, существенно изменившиеся за то время, которое отделяет нас от периода создания большинства классических литературных произведений.
  • 5. Необходимо стремиться к устранению из практики школьного преподавания литературы имитационного чтения, различных варианты пассивного реферирования текстов. Важно соотносить возможности различных групп учащихся с глубиной и сложностью поставленных перед ними учебных задач.
  • 6. Целесообразно продолжить совершенствование контрольно- измерительных материалов (КИМов) с точки зрения усиления их творческой составляющей, устранения механического заучивания материала. а также - противопоставления учебной деятельности на уроке и подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
  • 7. Серьезного профессионального обсуждения требует проблема результатов литературного образования с учетом разных факторов.

Концепция преподавания литературы.

  • 1. Необходимо исходить из необходимости полноценной реализации творческого потенциала учителя-словесника, наделенного должной степенью общественного доверия, обладающего всеми возможностями для творческой работы в школе.
  • 2. Необходимо осуществить комплекс мер по созданию учебников русского языка и литературы нового поколения, построенных на основе принципов дифференциации и индивидуализации, ориентированные на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов образовательных программ, предполагающие приоритетное развитие самостоятельной творческой работы учащихся при минимизации всех разновидностей репродуктивной деятельности при освоении языкового и литературного материала.
  • 3. Целесообразно также подготовить и издать комплекс школьных хрестоматий нового поколения, расширенных за счет дополнительного (вариативного) материала, в которых кроме текстов художественных произведений будут даваться комментарии и вопросы и задания. 3. Одна из перспективных образовательных стратегий заключается в последовательном внедрении в образовательную деятельность на всех уровнях общего образования современных словарей разных типов (как лингвистических, так и энциклопедических), прошедших обязательную профессиональную экспертизу.
  • 4. Современный учитель-словесник должен быть активен в отборе содержания образования, в формировании собственной программы, в выборе методик обучения и привлечения детей к чтению. Он должен ориентироваться в разнообразии классической и современной литературы, быть нацеленным на повышение профессиональной квалификации, овладение новейшими информационными технологиями.
  • 5. Требует внесения соответствующих времени изменений также система аттестации учителей: необходимо обозначение четких и понятных критериев их профессионального совершенствования. Необходимо ограничить увязывание учительской аттестации прежде всего с выдающимися достижениями подготовленных учащихся (победы в олимпиадах и высокие баллы ЕГЭ).
  • 6. Необходимы государственные программы, способствующие объединению усилий образовательных организаций, СМИ, музеев, библиотек, театров, системы книгоиздания и книгораспространения, направленных на поддержку чтения, развитие филологической культуры населения.
Учебно-методическое обеспечение преподавания литературы   Линии УМК по литературе для 5-9 классов, соответствующие ФГОС начального общего образования и основного общего образования Линия УМК по литературе для 5-9 классов под редакцией Г.С.Меркина (издательство «Русское слово», www.russkoe-slovo.ru) Состав УМК: Рабочая программа Учебники Рабочая тетрадь Тетрадь для оценки качества знаний Методическое пособие Книга для учителя Электронное приложение

Учебно-методическое обеспечение преподавания литературы

  • Линии УМК по литературе для 5-9 классов, соответствующие ФГОС начального общего образования и основного общего образования
  • Линия УМК по литературе для 5-9 классов под редакцией Г.С.Меркина
  • (издательство «Русское слово», www.russkoe-slovo.ru)
  • Состав УМК:
  • Рабочая программа
  • Учебники
  • Рабочая тетрадь
  • Тетрадь для оценки качества
  • знаний
  • Методическое пособие
  • Книга для учителя
  • Электронное приложение
Линия УМК по литературе для 5- 9 классов под редакцией В.Ф. Чертова (издательство «Просвещение», www.prosv.ru) Состав УМК: Рабочие программы Учебники  • Чертов В.Ф., Журавлёв В.П. Фонохрестоматия к учебнику. 5 класс. • Чертов В.Ф. и др. Уроки литературы в 5 классе • Чертов В.Ф. и др. Уроки литературы в 6 классе • Чертов В.Ф. и др. Уроки литературы в 7 классе • Чертов В.Ф. и др. Уроки литературы в 8 классе • Чертов В.Ф. и др. Уроки литературы в 9 классе.

Линия УМК по литературе для 5- 9 классов под редакцией В.Ф. Чертова (издательство «Просвещение», www.prosv.ru)

Состав УМК:

  • Рабочие программы
  • Учебники

 • Чертов В.Ф., Журавлёв

В.П. Фонохрестоматия к

учебнику. 5 класс.

• Чертов В.Ф. и др. Уроки литературы в 5 классе

• Чертов В.Ф. и др. Уроки литературы в 6 классе

• Чертов В.Ф. и др. Уроки литературы в 7 классе

• Чертов В.Ф. и др. Уроки литературы в 8 классе

• Чертов В.Ф. и др. Уроки литературы в 9 классе.

Линия учебников по литературе для 5- 9 классов под редакцией В.Я.Коровиной (издательство «Просвещение», www.prosv.ru )     Состав УМК: Рабочая программа Учебники Рабочие тетради Дидактические материалы  Проверочные работы  Книги для учителя Фонохрестоматии

Линия учебников по литературе для 5- 9 классов под редакцией В.Я.Коровиной (издательство «Просвещение», www.prosv.ru )

  •   Состав УМК:
  • Рабочая программа
  • Учебники
  • Рабочие тетради
  • Дидактические материалы
  • Проверочные работы
  • Книги для учителя
  • Фонохрестоматии
 Источники 1. http:// vashabnp.info/load/174-1-0-2711 2.http://government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf 3.http://filolog14.ucoz.ru/load/normativno_pravovye_dokumenty/fgos/standart_osnovnogo_obshhego_obrazovanija_po_literature/20-1-0-20 4. Презентация «Содержание и методическое обеспечение преподавания литературы в старшей школе» Тралковой Натальи Борисовны (филолог, методист)

Источники

  • 1. http:// vashabnp.info/load/174-1-0-2711
  • 2.http://government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf
  • 3.http://filolog14.ucoz.ru/load/normativno_pravovye_dokumenty/fgos/standart_osnovnogo_obshhego_obrazovanija_po_literature/20-1-0-20
  • 4. Презентация «Содержание и методическое обеспечение преподавания литературы в старшей школе» Тралковой Натальи Борисовны (филолог, методист)