*Лекционное занятие. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности. Права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на образование.
Ведущий курса к.м.н., доцент Давлетбаева Зимфира Канафиевна
В настоящее время в России социальная политика в области образования претерпевает качественные изменения и преобразования, которые неизбежно оказывают влияние на сложный и противоречивый процесс становления и развития инклюзивного обучения детей и ОВЗ. Изучение российского опыта интегрированного образования показывает, что такая форма организации обучения не является совершенно новым и незнакомым для России явлением. Идея интегрированного обучения как педагогической системы, органически соединяющей специальное и общее образование в целях создания условий для преодоления у детей социальных последствий биологических дефектов развития (« социальных вывихов»), принадлежит Л.С. Выготскому, который еще в 30-е годы одним из первых пытался обосновать необходимость этого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка дефекта.
Справедливо полагается, что развитие интегрированного образования обязательно сопровождается разработкой и внедрением пакета законов и нормативных актов, способствующих расширению доступа детей с ОВЗ к образованию, при этом доступ может осуществляться в разнообразных формах. Отметим, что инклюзивное образование требует изменений не только на макроуровне, но и на уровне местных сообществ, школьных коллективов, посредством смены стратегий взаимодействия учителей и детского сообщества.
Право гражданина на образование, закреплено в ст. 43 Конституции Российской Федерации. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и обеспечивает всем гражданам право на образование путем создания системы образования. В соответствии с действующим законодательством гражданам, поступающим в образовательные учреждения, предоставлена возможность обучаться на родном языке. Определение языка, на котором ведется обучение в образовательном учреждении, должно содержаться в уставе этого учреждения.
Федеральное и республиканское законодательство в области образования, включает в себя Конституцию Российской Федерации, Конституцию Республики Башкортостан, Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ (вступил в силу 1 сентября 2013 г.) Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013 № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан», а также другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:
1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;
5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;
6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в нашей стране позволяет учитывать национальные, религиозные и иные культурные, а также индивидуальные, различия в обучении и воспитании.
Вместе с тем, законодательство в области образования обеспечивает создание и функционирование единого образовательного пространства на всей территории Российской Федерации и одновременно гарантирует вариативность, в образовании.
Статьей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» даны основные понятия, используемые в системе образования, в первую очередь,
1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
4) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
5) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
6) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
7) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;
8) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
9) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
10) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
11) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
12) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
13) участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;
14) присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования (Ст. 6 ФЗ-273 от 29.12.2012г.) относятся, в том числе:
1) разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования;
2) организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования;
3) разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования;
4) утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований;
5) лицензирование образовательной деятельности;
6) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и указанных в пункте 7 настоящей части, а также иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации;
7) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, указанных в пункте 7 настоящей части, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
8) установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования;
9) разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда;
10) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне;
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:1) дошкольное образование;2) начальное общее образование;3) основное общее образование;4) среднее общее образование.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:1) среднее профессиональное образование;2) высшее образование - бакалавриат;3) высшее образование - специалитет, магистратура;4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Ст. 46 Федерального закона РФ определено право на занятие педагогической деятельностью.
Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:
1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
5) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения которых устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена.
Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. При проведении приема на конкурсной основе поступающему предоставляется также информация о проводимом конкурсе и об итогах его проведения.
Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования проводится на общедоступной основе. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
Основным документом, обеспечивающим в нашей стране правовую защиту ребенка, является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.
Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».
Кроме того, права ребенка регулируются Гражданским и Семейным кодексами Российской Федерации.
Основные направления реализации прав ребенка можно разделить на шесть групп:
на жизнь, имя, на равенство в осуществлении других прав;
на семейное благополучие;
на свободное развитие личности;
на здоровье;
на образование и культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством);
на защиту от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
Действующее семейное законодательство исходит из положения, в соответствии с которым родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии (ст.63 Семейного кодекса РФ).
Родители обязаны защищать права и интересы детей. Являясь законными представителями выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Для осуществления функций по защите прав и интересов детей родителям не нужны никакие специальные полномочия.
Если между интересами родителей и ребенка имеются противоречия, несовершеннолетний имеет право уведомить орган опеки и попечительства об имеющемся противоречии, а последний обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.
Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Если эта обязанность добровольно не исполняется, то родители принуждаются к уплате алиментов на основании решения суда.
Действующее семейное законодательство предусматривает возможность воспитания детей-сирот в приемной семье.
Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность перед обществом. Именно они являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы.
Регулируя деятельность педагога, действующее законодательство предусматривает меры, которые могут быть приняты к педагогическому работнику в случае невыполнения им должностных обязанностей и других нарушений. Помимо общих (предусмотренных Трудовым кодексом для всех категорий работников) оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены дополнительные основания для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора:
1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения (в самом уставе должен быть дан перечень грубых нарушений);
2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Особо следует остановиться на втором из оснований - применении насилия. При этом учитывается, что физическое насилие - это применение физической силы или принудительное физическое воздействие. Физическое насилие не обязательно влечет за собой преднамеренное нанесение физических повреждений и распознается не только по внешнему виду обучающегося, но и по психическому состоянию ребенка.
Психическое насилие - это такое воздействие на ребенка, которое причиняет ему душевное страдание, в частности, может понижать его нравственный (духовный), социальный статус.
Формами психического насилия являются:
- угрозы в адрес ребенка
- преднамеренная изоляция ребенка;
- предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
- оскорбление и унижение достоинства;
- систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
- постоянная негативная характеристика обучающегося;
- демонстративное негативное отношение к обучающемуся;
- запугивание ребенка.
При увольнении педагогического работника появление в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения «появление на работе» означает появление на территории образовательного учреждения даже не в его рабочий день.
Государством обеспечивается преемственность образования в учреждениях разного уровня. Обучающиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.
Общий и специальный правовой статус участников образовательного правоотношения дополняется правами и обязанностями, закрепленными законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Дополнительные социальные льготы, предоставляемые участникам образовательных отношений, определенные нормативно-правовыми актами Республики Башкортостан, образует их региональный правовой статус.
Индивидуальный правовой статус характеризует права и обязанности, присущие конкретным субъектам сообразно их социально-правовому положению, который определяется их возрастом, родом занятий, отношением к сфере образования, участием в образовательном процессе.
Образовательное право не знает оснований для признания лица недееспособным или ограниченно дееспособными. Все жители страны независимо от их умственного и психического развития, а также состояния здоровья имеют право на получение образования, необходимого им для социальной адаптации и интеграции в общество.
Граждане, ни при каких условиях, не лишаются права на образование.
Необходимым условием реализации конкретного образовательного отношения является соблюдение учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка, установленных уставом, иными нормативно-правовыми актами образовательного учреждения.
За неисполнение без уважительных причин обязанностей, а также за нарушение норм запретов, к обучающимся могут быть применены дисциплинарные меры воздействия, которые содержатся в уставах образовательных учреждений: (объявление выговора, возмещение вреда, вызов родителей (законных представителей) на собеседование, и самое строгое взыскание - исключение из образовательного учреждения в одностороннем порядке, по решению органа управления образовательным учреждением.
Как правило, устав содержит положения, запрещающие, например, приносить, передавать или употреблять в школе спиртные напитки, токсические, наркотические вещества , табачные изделия; использовать любые средства, которые могут привести к взрывам и возгораниям; применять физическую силу для выяснения отношений; применять психическое насилие (например, в форме различного вида угроз); заниматься вымогательством, а также осуществлять любые действия, очевидно влекущие за собой опасные последствия для окружающих (например, толкать, бить кого-либо или бросать в кого-либо предметы и т.п.). Практически все образовательные учреждения содержат в своих уставах положения, которые запрещают сквернословить в учебных учреждениях, а также запрещают пропускать обязательные занятия в учебном учреждении без уважительных причин.
При приеме гражданина в образовательное учреждение администрация обязана ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом этого учреждения и другими документами, регулирующими образовательный процесс.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обязаны знать и выполнять устав образовательного учреждения.
Образовательное учреждение обязано:
- вести учет семей, которые дают образование ребенку в семье;
- предоставить родителям возможность ознакомления с уставом образовательного учреждения;
- извещать родителей об общих собраниях, их решениях;
- предоставлять слово родителям на общем собрании;
- рассматривать предложения и жалобы родителей.
Образовательное учреждение имеет право требовать от родителей выполнения устава образовательного учреждения.
Формой отношений образовательного учреждения и родителей, представляющих детей, является договор на образование, который целесообразно подписывать также и детям, начиная с 14 лет.
Международное образовательное право
Международный правовой статус субъектов образовательного права формируется под действием норм международного права, закрепленных ООН, Советом Европы, иными международными организациями, а также договоров, заключенных Российской Федерацией с другими государствами. Всеобщая декларация прав человека, пакты о правах человека и другие нормативные правовые акты ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы закрепляют право граждан на образование, устанавливают необходимые правовые гарантии этого права, обстоятельно регламентируют права и обязанности педагогических работников. Отрасль международного права насчитывает более 30 крупных нормативных правовых актов.
Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.
Участники образовательного процесса обязаны знать и соблюдать права детей, установленные в Конвенции о правах ребенка 1989 г.1
Государства - участники Конвенции о правах ребенка 1989 г. обязались обеспечивать:
-чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию (ст. 9);
- ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, уделять взглядам должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка (ст. 12);
-права и обязанности родителей и опекунов руководить ребенком в осуществлении его прав методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка (ст. 14);
-честь и репутацию ребенка (ст. 16);
-доступ к материалам из национальных и международных источников (ст. 17);
- одинаковую ответственность обоими родителями за воспитание и развитие ребенка (ст. 18);
- защиту ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, небрежного, грубого обращения, эксплуатации и самим не допускать эти нарушения прав, включая отсутствие заботы о ребенке (ст. 19);
- полноценную и достойную жизнь ребенку в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23);
- право ребенка на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст. 28, 31);
- защиту ребенка от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая представляет опасность для его здоровья и служит препятствием для образования либо наносит ущерб его здоровью, физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32);
- защиту ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34) и др.
В связи с тем, что Российская Федерация является участницей Конвенции с 15 сентября 1990 г .и в соответствии со ст. 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерацией Конвенция о правах ребенка является составной частью российской правовой системы.
В ст. 29 Конвенции о правах ребенка установлено, что образование ребенка должно быть направлено на:
a) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;
c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
е) воспитание уважения к окружающей природе.
Правовое обеспечение реформ в образовании.
Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования, учитывает общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования:
- ускорение темпов развития общества, расширение возможностей социального выбора, вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
- переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем, особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
- сотрудничество в рамках международного сообщества требует формирования современного мышления у молодого поколения;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
- возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70–80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования, как молодежи, так и взрослого населения.
Пути модернизации системы образования отражены в таких документах, как Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования, Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001–2005 годы, Республиканская программа развития образования на 2008-2013 годы. Концепция модернизации педагогического образования в Российской Федерации развивает общие принципы образовательной политики в России, которые определены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
Общие принципы государственной политики в области образования - основополагающие начала государственного регулирования образовательной сферы - закреплены в ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к ним относятся:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок человека. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации.
1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.