Педагогический совет
Доклад заместителя директора по УВР Котрюковой Е.В.
Нормативно-правовые документы
по вопросам взаимодействия семьи и Православной гимназии
Взаимодействие с семьёй - одна из актуальных и сложных проблем в работе Православной Гимназии и каждого педагога. Для координации процессов семейного и школьного воспитания в России всегда существовала необходимость выработки определенной государственной политики в соответствии с Законом «Об образовании», где определены права и обязанности всех участников воспитательного процесса, Уством Православной гимназии, который определяет право родителей на участие в управлении образовательным учреждением, и другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок взаимодействия школы с семьей.
Осуществляя взаимодействие, необходимо помнить о соблюдении норм действующего законодательства в части сотрудничества, четко представлять права, обязанности и ответственность каждого из субъектов взаимодействия. Каков же Нормативно-правовой аспект взаимодействия семьи и Православной гимназии?
Изучая предложенные ниже документы, будем помнить об особой миссии нашего учебного заведения, о преломлении любого нашего действия через призму нашей Православной Веры. Любое наше действие или бездействие нужно оценивать через отношение к ближнему по заветам Спасителя.
В Рождественском послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Москва, 2014 г.говорится:
Христом Спасителем установлен незыблемый, абсолютный критерий неподдельности отношения к Богу — это наш ближний. Принимая на себя чужие немощи, разделяя боль и скорбь, сострадая несчастным и обездоленным, мы исполняем закон Христов (Гал. 6:2) и уподобляемся Спасителю, Который взял немощи наши и понес болезни наши (Ис. 53:4).
Законодательные акты по рассматриваемой проблеме разного уровня:


Рассмотрим основные нормативные акты международного уровня
Международный уровень:
Международная конвенция «О борьбе с дискриминацией в области образования» (1960)
Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
Декларация прав ребенка (1959)
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
В конвенции ООН о правах ребёнка говорится следующее: Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.)
Статья 1. Ребёнком является каждый человек до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. Дети имеют право на защиту от дискриминации. Это означает, что все дети имеют одинаковые права, независимо от цвета кожи, пола, возраста или религии.
Статья 3. Все взрослые всегда должны поступать так, чтобы обеспечить наилучшие интересы детей.
Статья 4. Государство несёт ответственность за соблюдение прав всех детей.
Статья 5 и статья 18. Родители несут основную долю ответственности за воспитание своих детей. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы.
Статья 9. Все дети имеют право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это невозможно.
В Международной конвенции
«О борьбе с дискриминацией в области образования» (1960)
5-я статья гласит, что государства, являющиеся сторонниками настоящей Конвенции, должны гарантировать родителям и, в соответствующих случаях, законным опекунам возможность обеспечивать образование их детей в соответствии с их собственными религиозными и моральными убеждениями.
Таким образом, важнейшие межгосударственные документы
утверждают приоритетное место родителей в праве, ответственности, защите интересов своих детей, в выборе места жительства, образования в соответствии с их собственными религиозными и моральными убеждениями. Также важнейшим гуманитарным законом для всех является соблюдение прав и интересов всех без исключения детей.
Рассмотрим правовые документы нашего государства, содержание которых обязан знать каждый педагог:
Федеральный уровень:
Конституция РФ
Семейный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
Закон РФ 273 "Об образовании в РФ"
Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и др. постановления и конвенции, указы.
Постановление Правительства РФ № 3/01-2-1031ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г.
Конвенция правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам, ч. III ст. 31-37, 1994 г.
Указ президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14.05.1996 г. № 712.
Постановление Правительства РФ от 03.10.02г. № 732
Постановление Правительства РФ от 10.12.99 г. № 13.79 «Об утверждении примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения» и др.
___________________________
Согласно статьям Конституции РФ,
…….
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Статья 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
_____________________________________________
Из Семейного кодекса следует:
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. !Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.
______________________________
Гражданский кодекс РФ содержит положения о дееспособности несовершеннолетних
Из гражданского кодекса РФ
Статья 28. Дееспособность малолетних
1. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.
2. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать
1) мелкие бытовые сделки;
2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
3. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.
________________________________________________
Рассмотрим правовые документы системы образования, на основе которых мы осуществляем нашу педагогическую деятельность. Отраслевой уровень:
- Письмо Минобразования РФ от 22.07.02г. № 30-51-547/16. "Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях".
Стандарты второго поколения (ФГОС)
- Письмо Минобразования РФ от 18.07.2003г. № 28-51-565/16. "Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах РФ".
- Письмо Минобразования РФ от 08.04.2004г. № 27-51-298/16 "Организационно-педагогические основы обеспечения эффективного взаимодействия образовательного учреждения с семьей".
- Обобщенные материалы Всероссийского родительского собрания: Минобразование РФ 2001г.
- «Методические рекомендации о взаимоотношении образовательного учреждения с семьёй» и др.
ФЗ 273«Об образовании в РФ», вступивший в силу 1.09.2013г.
Чётко указывает обязанности и права родителей
Родители обязаны:
заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений... ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ (СТ.44)
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ (СТ.44)
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающих
В статье 45 говорится о защите ПРАВ ОБУЧАЮЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
СТАТЬЯ 45. ЗАЩИТА ПРАВ ОБУЧАЮЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:
1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;
2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения
конфликта интересов педагогического работника, применения
локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.
3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.
______________________
Таким образом, согласно Конституции РФ (ст. 38), Закону РФ «Об образовании» и Семейному и Гражданскому кодексу и др. родители несут ответственность за воспитание и образование
детей. Всем участникам образовательного процесса гарантируется в школе неприкосновенность личности, защита ее чести и достоинства.
Защита достоинства каждого человека — это обязательное условие благополучия всех.
_________________________________________________
В своей работе педагогам следует обратить внимание на документ ФГОС нового поколения, на раздел о духовно-нравственном воспитании и базовых национальных ценностях, главными из которых названы семейные и религиозные традиции.
________________________________________
Рекомендуем изучить и использовать в практической работе Методическое письмо "Об использовании в практической деятельности образовательных учреждений методических рекомендаций, программ, технологий, моделей педагогического взаимодействия с семьей"
(Письмо МО РФ от 31.01.01 №90/30-16)
В данном письме предложены программы и технологии взаимодействия педагогов и родителей, родительского образования, так называемого Всеобуча, и мн. Др. методические рекомендации по взаимодействию с семьёй. Даны темы родительских собраний 1-11 классов, тесты.
Один из важных для нас новых документов - Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации
(Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 г. Журнал № 76 )
Стандарт православного компонента общего образования вводится на основании принципа:(Указан первым)
Реализация данного принципа возможна при следующих условиях:
воцерковления, вхождения в литургическую жизнь Церкви, создания церковной среды, в которой происходит освящение личности и ее преображение в Духе Истины и Любви;
понимания воспитательного значения содержания образования, формирования цикла взаимосвязанных учебных предметов по основам православной веры и православной культуры; раскрытия связи веры и знания, вероучительных предметов с другими областями знаний;
учета подготовленности обучающихся к принятию и усвоению духовного знания, к принятию Божественной Истины;
построения уклада жизни образовательного учреждения на основе православных ценностей и традиций, способствующего решению вышеуказанных задач;
обеспечения вариативности и дифференциации православного образования;
соответствия содержания образования возрастным нормативам физического и психического развития детей на каждой ступени образования;
учета возможности социализации детей за пределами Церкви.
Область применения Стандарта православного компонента общего образования:(В том числе)
педагогические коллективы православных общеобразовательных учреждений, иных общеобразовательных учреждений;
обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся православного вероисповедания или желающие приобщить своих детей к культурно-историческим традициям Православия;
Епархиальные Отделы религиозного образования и катехизации.
Русская Православная Церковь считает духовно-нравственное воспитание личности достижимым через систему религиозного (православного) образования, регламентируемую данным Стандартом.
Это большой серьёзный и основополагающий для нас документ, изучению которого мы должны посвятить отдельное заседание МО.
!Наша «настольная книга» - это, конечно, ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ Русской Православной Церкви . Ответы на все вопросы о Церкви в современном мире даются с опорой на заветы отцов Церкви, на первоисточники.
Приведены слова : Дети — не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение... Нерадение о детях — больший из всех
грехов, он приводит к крайнему нечестию... Нам нет извинения, если дети у нас развращены» ( Иоанн Златоуст)
«Блажен, кто воспитывает детей богоугодно» (Ефрем Сирин)
Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем.
В гл.XIV. Светские наука, культура, образование
Сказано:
…С православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях…
Изучая этот интереснейший документ, понимаешь, как важно уяснить и учителям, и родителям, и ученикам на современном историческом этапе, что такое Вера, Православие буквально во всех сферах жизни. Предлагаю провести Педчтения для педагогов, а затем обсудить и сделать обзор ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ Русской Православной Церкви в старших классах, на родительских собраниях.ВВ
В главе 14 сказано:
…Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре — должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний. Церковь призвана и стремится содействовать школе в ее воспитательной миссии, ибо от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение, а также будущее отдельных наций и всего людского рода. (Из главы 14)
Таким образом, Церковь, Семья и Школа – ведущие педагогические системы, во взаимодействии которых важно опираться на чёткое знание нормативных документов.
Школа для ребёнка – это 2-ая семья . Будем помнить слова Святителя Тихона Задонского :
Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил.
14 минут