МБДОУ «Детский сад №17» г. Усолье-Сибирское
НОРМАТИВНОЕ
КРИЗИСНОЕ РАЗВИТИЕ
ДОШКОЛЬНИКА
Подготовил:
педагог-психолог
Н.А. Крячко
2023 год
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако именно этот период имеет очень важное значение для всей последующей жизни человека.
В развитии дошкольника психологи выделяют три периода:
- младенческий - с рождения до одного года;
- раннее детство - от года до трёх;
- дошкольное детство - от трёх лет до семи.
Переходы между периодами детского развития, как правило, происходят очень интенсивно и бурно. Они сопровождаются значительными трудностями в отношениях взрослых и детей, нарастанием самостоятельности ребенка и отстаиванием им своих прав. Эти переходные периоды были названы в психологии нормативными кризисами возрастного развития.
Возрастной нормативный кризис развития – это нормальное планомерное состояние для каждого растущего человека.
Кризис возникает на стыке двух возрастов и свидетельствует о завершении одного этапа развития и начале следующего. В такие периоды появляются новые умения и потребности, меняется поведение.
Младенческий нормативный кризис
Период от рождения до одного года является крайне важным, так как на этом этапе происходит психическое и психомоторное развитие малыша.
В младенчестве жизнь и деятельность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта - взрослый человек.
К концу первого года жизни самостоятельность ребенка резко возрастает. К этому возрасту он уже встает на ноги и учится самостоятельно ходить. Свобода передвижения приносит ему чувство независимости от взрослого, с которым он был неразрывно связан раньше. Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребенка. Он резко протестует против управления собой и сам пытается управлять близкими взрослыми. Он сам хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет надевать или во что играть. Если ему отказывают или его не понимают, он может неистово кричать и закатывать настоящие истерики. Это и есть кризис первого года жизни – главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту.
Ранний нормативный кризис
К трем годам у ребенка появляются и свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых.
Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет.
Советы для родителей
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого и нужно.
- Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т. д.)», «А что это там за окном ворона делает?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
Нормативный кризис дошкольного возраста
К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6—7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) и достигает полуроста взрослого человека (полуростовой скачок) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.
Нормативный кризис дошкольного возраста
Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным периодом, который описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая- то переходная ступень – уже не дошкольник и ещё не школьник.
Когда дошкольник вступает в кризис, сразу бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая – то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута.
Нормативный кризис дошкольного возраста
Проявления кризиса:
- Пауза (игнорирование ребенком на какое – то время обращения, просьбы (как будто не слышит)). Это относится только к известным ситуациям.
- Спор.
- Непослушание (не выполнение просьбы не потому что не хочется, а потому, что это сказали взрослые).
- Хитрость (нарушение требований в скрытой форме, а также намеренное создание ситуаций, из которых ребенок может извлечь пользу).
- «Взрослое поведение» (копирование ребенком поведения взрослых в карикатурной форме, иногда начинает философствовать, резонерство).
- Упрямство (проявляется не к чему-то конкретному, а просто так).
- Требовательность (настаивание на своем, напоминание об обещанном).
- Симптом «горькой конфеты» (ребенку плохо, но он старается это не показывать).
Нормативный кризис дошкольного возраста
Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как совокупностью людей, осуществляющих обязательную, необходимую общественно полезную деятельность. В наших условиях это выражается в стремлении скорее пойти в школу. Здесь ребенок впервые начинает понимать, что принесет ему выполнение (невыполнение) той или иной деятельности, т.е. появляется ориентация на смысл поступка.
К концу кризиса ребенок научается руководствоваться не тем, что хочется, а тем, что надо. У него появляется интерес к преодолению своих сиюминутных желаний, получает удовольствие от выполнения правил. Но это быстро проходит. Кроме того, у него формируется представление о себе.
В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т.е. е него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях
Советы для родителей
Личностные кризисы 1 года, 3 и 7 лет имеют очень важное значение для дальнейшего развития ребенка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребенку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребенком (нельзя все позволять или запрещать малышу).
Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то, что происходит с ребенком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нем. И что в решении некоторых проблем он может помочь.
Важно давать ребенку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребенок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого взрослого.
Нужно помнить, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!