Физическая нагрузка – это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки – это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку – значит строго регламентировать ее объем и интенсивность.
Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятия, километражом преодоленного расстояния и другими показателями. Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движения, ускорения, частоты сердечных сокращений...
Просмотр содержимого документа
«Нормирование физических нагрузок школьников»
Нормирование физических нагрузок школьников
Выскребцова Т.Е., учитель физической культуры МБОУ СОШ № 2, го Серпухов
Физическая нагрузка – это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки – это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку – значит строго регламентировать ее объем и интенсивность.
Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятия, километражом преодоленного расстояния и другими показателями. Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движения, ускорения, частоты сердечных сокращений...
Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Ее основные показатели – частота сердечных сокращений и внешние признаки утомления учащихся. Градация внешних признаков по степени утомления при физических нагрузках представлена в таблице
Внешние признаки утомления при физическом напряжении
Признаки усталости | Степень утомления |
небольшая | значительная | резкая (большая) |
Окраска кожи Потливость Дыхание Движение Внимание Самочувствие | Небольшое покраснение Небольшая Учащенное, ровное Быстрая походка Хорошее, безошибочное выполнение указаний Никаких жалоб | Значительное покраснение Большая (плечевой пояс) Сильно учащенное Неуверенный шаг, покачивание Неточность в выполнении команды, ошибки при перемене направлений Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, сердцебиение | Резкое покраснение или побледнение, синюшность Очень большая (все туловище), появление соли на висках, майке Резко учащенное, поверхностное, с отдельными глубокими вдохами, сменяющимися беспорядочным дыханием (значительная одышка) Резкое покачивание, отставание при ходьбе, беге, в альпинистских походах, на марше. Замедленное выполнение команд, воспринимаются только громкие команды Жалобы на те же явления. Головная боль, жжение в груди, тошнота и даже рвота. Такое состояние держится долго |
Планируя нагрузки, надо учитывать их адекватность (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения (развитие функциональных возможностей), систематичность (последовательность и регулярность).
Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха). Только в этом случае они обеспечивают тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны и ведут к потере учебного времени, а чрезмерные – наносят вред организму.
Если нагрузка не меняется, ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим фактором. Постепенное, плавное увеличение физической нагрузки является необходимым требованием.
Наиболее информативным, объективным и широко используемым на практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является частота сердечных сокращений. Задача учителя – не только контролировать этот фактор. Но и научить детей несложным способам самоконтроля частоты сердечных сокращений (измерение пульса).
Всегда ли физические нагрузки полезны для здоровья? Или точнее – какие физические нагрузки не вызывают болезненных расстройств сердечной деятельности, дыхания, других функций? А какие нагрузки доступны школьнику?
Существует множество рецептов дозирования нагрузки на начальных этапах занятий. Среди них заслуживают особого внимания способы оценки нагрузки по частоте сердечных сокращений.
Для расчета начальной частоты, при которой проявляется начальный тренировочный эффект, учитывается пульсовый резерв сердца (Европейское бюро ВОЗ).Он определяется по возрастному максимуму. Для здоровых нетренированных людей он условно принимается за 200 уд/мин минус возраст в годах , минус частота в покое.
Как часто следует заниматься школьникам? Для них допустимы ежеурочные интенсивные, но кратковременные нагрузки. Для занятий с целью поддержания и повышения резервов здоровья продолжительные физические нагрузки физиологически не оправданы. Нагрузки на уроке следует строго дозировать в зависимости от возраста, состояния здоровья, степени подготовленности учащихся. Оздоровительные начала имеют занятия с удовольствием, в условиях оптимального энергообеспечения работы аэробными ресурсам, т.е. при полном удовлетворении запросов организма в кислороде.
Стараясь достичь наибольшего тренировочного эффекта, в свои занятия я включаю множество скоростно-силовых упражнений. Их наличие способствует физическому укреплению организма школьников и подтверждено достигнутыми результатами.
Оздоровительная роль физической культуры связана в значительной мере с биологическим возрастом занимающихся, т.е уровнем зрелости физиологических систем организма, особенностями физического развития.
Особую значимость оздоровительная роль физических упражнений приобретает в нашу эпоху – эпоху векового ускорения физического и психического развития – акселерации На ускорение или замедление темпов физического развития оказывает влияние и уровень двигательной активности школьников. В свою очередь его величина варьируется в зависимости от формы занятий.